Опыты и эксперименты в экологическом воспитании детей дошкольного возраста как средство их познавательного развития
консультация на тему

Леонтьева Алсу Ракибовна

 

В экологическом воспитании детей одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются опыты и эксперименты. Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, считаются как важнейшие черты детского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ns_portal-opyty_v_ekol.vospit.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыты и эксперименты в экологическом воспитании

детей дошкольного возраста как средство их познавательного развития»

Леонтьева Алсу Ракибовна

воспитатель,

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра для тубинфицированных детей № 75»

город Нижнекамск.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же процесса   падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с живой и неживой природой. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного осознанного к ней отношения. Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

В экологическом воспитании детей одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются опыты и эксперименты. Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, считаются как важнейшие черты детского поведения.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления  о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Так происходит при проведённых нами экспериментированиях «Вулкан», «Песок и вода», «Удивительное молоко».

В процессе опыта и эксперимента мы имеем возможность обогащать память ребенка, активизировать его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, делать выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление большого объема умственных приемов и операций.

Подготовка к проведению запланированных экспериментов начинается с определения дидактических задач. Предлагая детям поставить опыт, мы сообщаем им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даем детям на обдумывание, и затем привлекаем их  к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме или использовать графическое фиксирование результатов, оформлять в рисунках, схемах.

Экологическое развитие детей будет особенно результативным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Важную роль занимает совместная работа с родителями, которая позволяет повысить грамотность родителей по экологическому воспитанию, делая их не только пассивными участниками, но и активными. Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей. Совместно мы провели акции: «Прилет птиц», «Елочка-красавица!».  Проведены выставки: «Дары осени», «Сохраним природу».

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Таким образом, опыты и эксперименты являются важными методами экологического воспитания детей. Такие методы позволяют пробудить в детях чувства к природе, развить наблюдательность, память, логическое мышление, сенсорные ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Эксперименты расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы, учит беречь ее.  

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» - К.Е. Тимирязев - ученый, естествоиспытатель - дарвинист, один из основоположников русской школы физиологии растений.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  3. Римашевская Л.С., Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...

«Игры и эксперименты как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Выступление на пеагогическом совете № 4 МАДОУ д/С № 6 общеразвивающего вида станицы Калининской...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»...

Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"

Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через дидактическую игру....

картотека опытов и экспериментов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. О...