ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа) на тему

В статье актуализируется проблема воспитание экологической культуры дошкольников. Рассмотрены основные направления экологического образования в дошкольном образовании. Выделены разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_vospitateley.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье актуализируется проблема воспитание экологической культуры дошкольников. Рассмотрены основные направления экологического образования в дошкольном образовании. Выделены разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры.

Ключевые слова

Экологическая культура, экологическое воспитание дошкольный возраст, формы, методы.

Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности, поэтому в год экологии нельзя оставить без внимания воспитание экологической культуры дошкольников. В дошкольном детстве у детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития. Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества ребенка, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к растениям и животным. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

Прежде необходимо рассмотреть основные направления экологического образования в дошкольном образовании:

  • воспитание любви и уважения к природе, понимания её самоценности; формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе; формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту;
  • формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения, элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
  • формирование элементарных представлений о человеке, как биосоциальном существе и среде его жизни;
  • воспитание осознания бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
  • формирование основ экологической культуры;
  • приобщение к общественно - полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными, растениями;
  • формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
  • привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению её состояния.

Для того чтобы реализовать вышеперечисленные направления, мы в своей работе с детьми используем разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры.

При ознакомлении детей с природой, формируем у детей ориентировку в окружающей среде, познавательные способности, воспитываем должное отношение к природе родного края и способствуем воспитанию экологической культуры. Мы знакомим детей с природой в ходе режимных моментов, организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности. Организация образовательной деятельности проходит у нас в форме экскурсий и целевых прогулок.

Используя такие формы, как туристические походы, прогулки на природе, мы способствуем обогащению детей новыми знаниями и впечатлениями.

Не менее интересны экологические праздники, которые дают положительный эмоциональный отклик на «природное» содержание. (Например, «День Земли», «Сороки», «День защиты леса», «День Солнца», «Береги воду» и др.). В этом году в нашем дошкольном учреждении прошло много интересных экологических акций. (Например, «Мы за чистый город», «Подари цветок детскому саду», «Каждой птичке по домику» и др.).

В повседневной деятельности, в работе с детьми мы используем разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация презентаций и познавательных мультфильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).

Для привлечения внимания детей к наблюдениям в уголке природы и на участке детского сада мы применяем игровые приемы: «Кто быстрее найдет?» или «Кто первый увидит?». В подготовительной группе круглый год мы вместе с детьми ведем наблюдение погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируем их в рисунках на отдельных листах, из которых в дальнейшем составляем календарь погоды.

Одной из форм словесного метода экологического воспитания детей является беседа. Важно, что при чтении стихотворения или рассказа, мы стараемся раскрыть не только содержание произведения, но и его настроение.

В своей работе мы привлекаем детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или уголке природы и на участке детского сада, которые развивают их наблюдательность и любознательность. При помощи элементарных опытов мы объясняем детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др. Большое значение в воспитании любви к природе, растениям и животным имеет труд детей на участке детского сада, в уголке природы. В 8 дидактических играх мы с детьми уточняем, закрепляем, расширяем имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Таким образом, использование нами множества разнообразных форм и методов в воспитании экологической культуры предполагает формирование экологического сознания у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности".

"Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности"....

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста...

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста в контексте ФГОС"...

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...

«Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»

«Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку  любя,Берегите всех зверей внутри природы.Убивайте лишь...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Статья "Прогулка и экскурсия как форма воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"...