Проект "Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли"
проект (младшая группа) по теме

Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей,  направленный на психическое и физическое развитие детей младшего дошкольного возраста во время адаптации .                     

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли!»

в первой младшей группе

Паспорт проекта:

         Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей,  направленный на психическое и физическое развитие детей младшего дошкольного возраста.                      

         Проблема: Анализ деятельности многих дошкольных учреждений показал, что проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста насущна и актуальна. Очень часто родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся, или склонны приписывать все «плохой работе воспитателя». Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе. Поэтому решение вопросов связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач стоящих перед педагогами ДОУ и конечно же родителями.

Тема проекта: «Детский сад»

Название проекта: «Здравствуй, детский сад, мы к тебе пришли!»

Вид проекта: групповой, социальный, краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации: с 01 сентября по 30 сентября 2016 года.

Участники проекта:

1. Дети и родители первой младшей группы

2. Воспитатели группы.

3.Музыкальный руководитель.

4.Помощник воспитателя.

Актуальность:

     Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

 Задачи:                                                                                                                                            

1. Помочь детям раннего возраста преодолеть ситуацию стресса  в период адаптации к детскому саду;

2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми с учетом  индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

3. Способствовать формированию игровых навыков детей раннего возраста;

4. Способствовать социально-коммуникативному, речевому развитию детей.

5.Создание благоприятной предметно пространственной среды для полноценного психического и физического развития детей.

6. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

3. Повышение компетентности  родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

5.  Установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

6. Активное участие родителей в жизни группы и детского сада

7. Формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям используем следующие формы и способы:

1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

2. Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой.

3. Релаксационные (песок, вода, подвижные, дидактические игры).

4. Сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

5. Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.

6. Культура общения, тактичность и взаимопонимание

7. Оптимизация сотрудничества с родителями и выбор общей стратегии воспитания детей

8. Вовлечение родителей в педагогический процесс.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

2. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

3. Информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

4. Осуществление систематического контроля за ребенком в группе  (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;

5. Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) ;

Формы и методы реализации проекта:

-НОД;

-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);

-беседы, общение;

-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;

-прогулки;

-просмотр мультфильмов;

-работа с родителями.

Мониторинг проекта.

                                            Этапы реализации проекта

Этапы

Формы

взаимодействия

Содержание деятельности

Ответст-венные

Подгото-вительный

Деятельность педагога

-Изучение методической литературы.
-Подбор диагностического материала, анкет для родителей.
- Составление планов работы с детьми, родителями.
-Оформление и обновление предметно-развивающей среды.
-Создание эмоционального комфорта.
-Составление и подбор информационного материала для родителей.
- Анкетирование родителей.
- Исследование социальных навыков детей.
-Выявление особенностей семейного воспитания.
-Прогноз вероятной степени адаптации детей. 

Педагоги группы

Педагог и дети

-Беседы познавательного характера.

-Рассматривание иллюстраций.

-Подборка детской художественной литературы для чтения детям.

Педагоги группы

Педагог- родители

- Донести до родителей  важность данной темы.

-Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»

-Информация в родительский уголок

«Мой ребенок идет в детский сад».

Педагоги группы

Основной

Педагог и дети

-НОД.

-Рассматривание иллюстраций, картин.

-Чтение художественной литературы.

-Разучивание стихов и песен.

-Дидактические игры.

-Театрализованные игры.

-Игровые ситуации

-Игра-путешествие

-Развлечения.

-Наблюдения.

-Подвижные игры.

Педагоги группы

Педагог- родители

-Советы  родителям:

«Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад»

-Папка- передвижка  «Режим дня. Это важно или нет?»

-Консультация ««Детские капризы и упрямство»

-Список рекомендуемой литературы для детского чтения.

 -Консультация  «Адаптация детей младшего дошкольного возраста»

-Рекомендации «Как готовить ребенка к поступлению в детский сад?».

-Индивидуальные беседы по интересующим родителей вопросам.

Педагоги группы

Заключи-тельный

Деятельность педагога

-Диагностика детей 
-Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам) 
-Анкетирование родителей 
-Изучение эффективности деятельности 
-Анализ полученных результатов 
-Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми

Подведение итогов работы 

Педагоги группы.

Педагог- родители

-Выставка детских работ.

-Создание стенда «Я пришел»

- Организация развлечения «Хорошо в детском саду».

Педагоги группы.

Технологическая карта проекта

Образовательная

область

Вид

деятельности

Содержание деятельности

Познавательное

развитие

Познавательная

-НОД :«Детский сад для ребят»,  «Наша группа».

- Беседы: «Наши игрушки», «Где мы моем ручки», «Мой шкафчик»  

-Дидактические игры: «Научим куклу убирать одежду и обувь на место», «Что делала (делает) няня?»

-Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду.

-Экскурсия по группе, раздевалке, спальне.

-Конструирование «Мебель для кукол», «Заборчик», «Дома», «Лесенка», «Машина», «Башенки».

Социально-

коммуникативное

развитие

Игровая,

Коммуникативная

-НОД :  «Научим куклу Катю раздеваться»,

 Рассматривание картины «Дети играют в кубики».

-Беседы: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад», «Кто у нас в группе живет», «Давайте познакомимся» «Мой друг, кто ты».

-Рассматривание картин: «Дети моют руки»,  «Мама моет дочку»

Пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Две подружки», «Пальчик, пальчик», «Сорока-сорока», «Пальчики здороваются» .

-Д/игры:  «Собери пирамидку», «Разрезные картинки»,«Покажи, что назову», «Волшебный кубик», «Разноцветные чашечки», «Назови предмет одежды», «Оденем куклу на прогулку»»

-Игровые ситуации: «Как мама учила мишку умываться», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились-подружились.

 -Дидактические упражнения:

«Поздороваемся с игрушкой», «Покажем кукле Кате, как мы умеем подниматься по ступенькам», «Что мы скажем на прощанье»,

Игра-забава «Минутка заводной игрушки»

-Игровые ситуации: «Чаепитие», 

«Мы едим», «Научим куклу Катю правильно держать ложку», «Разноцветные салфетки».

Игровые ситуации: «Лисичка заболела», «Кукла заболела».

-Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату)

Речевое развитие

Коммуникативная

-НОД: «Кто в домике живет?» (имена детей),

«Игра - инсценировка по сказке «Курочка Ряба»,

«Рассказывание сказки «Репка»,

«Чтение потешки «Вот и люди спят».

-Ситуации общения: «Домик для нашей одежды», «Игрушки, которые живут в нашей группе», «В какие игры можно играть в группе», «Давайте никогда не ссориться», «Покажем Мишке уголок природы», «Назовем картинки в любимой книжке», «Научим куклу играть с пальчиками».

Художественно-

эстетическое

развитие

Изобразительная

Восприятие художественной литературы

-НОД:  Рисование: «Ладошки», «Дорожки»,«Колеса и светофоры»,  «Идет дождь».

Лепка: «Конфетки», «Бублики», «Витамины»,  «Орешки».

-Раскрашивание раскрасок с изображением различных предметов по теме «Детский сад»

-Пляска «Пальчики – ручки»

-Игра драматизация по стихотворению А. Усачева «Мишка косолапый по лесу идет»

-Игра «Построим мишке домик» - из крупного строительного материала

Чтение художественной литературы:

О. Высотская «Мы приходим в детский сад»,

Д. Суханов «Детский сад»,

Е. Лыковская «Я хожу в детский сад»,

М. Пришвин «Листопад»,

Н. Никитин «Осень»,

А. Барто «Грузовик»,

Б. Заходер «Шофер»,

Н. Ппавлова «На машине».

Сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».

Физическое

развитие

Двигательная

-Подвижный игры «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «Догони меня», «По ровненькой дорожке», «Воробышки и автомобиль», «Мы - шоферы».

-Игровая ситуация «Покатаем кота в машине», «Покатаем слона»

Результаты проекта:

Отмечается благоприятный адаптационный период детей, повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста,  становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Материал и техническое обеспечение: Аудиозаписи музыкальных произведений, подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, пальчиковых, подвижных игр. Перспективно-тематическое планирование первой младшей группы на 2016-2017г.

Методическое обеспечение:

1. Программа развития и воспитания детей  в детском саду «Детство» под редакцией   Т.Н.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.И.Гурович, 2014г.

2. «ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания».

3. Перспективно-тематическое планирование первой младшей группы на 2016-2017г. г.

4.«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». А. В. Белкина 2006г.

-Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных. учреждений. М.: ВЛАДОС, 2002

5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

6. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

8. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Конспект ООД для подготовительной группы детского сада «Как хорошо, что пришла к нам весна»

Закрепление знаний детей о сезонных особенностях весны как времени года....

новогодний сценарий для средней группы детского сада "Дед Мороз, тебя мы ждем"

Новогодний сценарий для детей средней группы детского сада с песнями, танцами, играми....

Сценарий новоселья в детском саду «К нам гости пришли»

Автрорм представлен конспект праздника - новоселья в детском саду для старших дошкольников....

Детско-родительский проект "Люблю тебя Русь!"

laquo;Приобщение детей и родителейк истокам русской народной культуры через создание контактного мини-музея«Люблю тебя Русь!»...