Проект адаптационной группы.
проект (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЛАСТОЧКА» СТ.ПРОЧНООКОПСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН
ПРОЕКТ
«АДАПТАЦИОННАЯ ГРУППА»
2018г.
ст.Прочноокопская
Пояснительная записка.
Актуальность создания проекта «Адаптационная группа»:
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или бабушкой? Почему некоторые при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоится в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным.
Адаптационный проект создан в соответствии с задачами плановой программы деятельности детского сада №7 «Ласточка» ст.Прочноокопской
- обеспечение психологического комфорта ребёнка в детском саду,
- обеспечение поддержки ребёнка и родителя в сложный период привыкания к условиям детского сада, формирование физиологических регуляторных механизмов.
- физическое развитие дошкольника,
- профилактика простудных заболеваний.
Кроме того, посещение ребёнком адаптационной группы облегчит учёт его индивидуальных особенностей поведения в период адаптации, даст возможность педагогам и психологу обеспечить личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку.
Необходимо помнить о том, что адаптация в условиях детского сада на ранних этапах онтогенеза является важнейшим этапом социализации детей. Поэтому роль этого ключевого процесса вхождения каждого ребёнка в детское сообщество и принятие им детской субкультуры трудно переоценить. А в современных условиях, когда группы детских садов нашего района переполнены, адаптационному процессу особенно нужно уделять должное внимание.
Адаптация (от лат. аdapto – приспособляю) – приспособление организма к условиям среды.
Психологический комфорт ребёнка в детском саду обеспечивается внимательным и бережным отношением взрослых. Нельзя ограничивать действия ребёнка в новых для него условиях, мы должны помочь ребёнку в познании окружающего мира, разъяснить, что хорошо, а что плохо.
Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния детей является их занятость. Разумная занятость ребёнка – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.
В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребёнком, затрудняется взаимопонимание, уменьшается возможность расширения ориентировки ребёнка в окружающем.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы
- от состояния здоровья
- от резкого контраста между обстановкой в которой ребенок находился дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении
- от разницы в методах воспитания
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым облегчает и ускоряет протекание адаптационного процесса.
Важно помнить, что детский сад – не приют для малышей. Он служит делу воспитания детей, ценен как лаборатория педагогических мыслей и теорий.
Цель проекта «Адаптационная группа»:
Обеспечение психологического комфорта и минимизирование стресса ребёнка в период привыкания к условиям детского сада
Задачи:
- Установить контакт с родителями поступившего ребёнка.
- Дать положительную установку родителям на дальнейшую сотрудническую деятельность с персоналом детского сада.
- Обеспечить комфортное пребывание родителя и ребёнка на территории детского сада.
- Обеспечить комфортное пребывание ребёнка без родителя на территории детского сада.
- Познакомить ребёнка с условиями жизни в детском саду.
Формы работы:
- Ежедневное организованное пребывание ребёнка на территории сада в течение 3-ёх и более часов.
- Индивидуальные консультации для родителей.
- Групповая консультация для родителей (родительское собрание) с участием педагога и психолога «Я иду в детский сад»
- Организация развлекательной, познавательной деятельности детей.
Сроки проведения:
В летний период.
На группе работают: воспитатели, которые в дальнейшем поведут эту группу до выпуска из ДОУ и педагог-психолог.
Утверждаю:
Заведующий МДОБУ № 7
_________М.П. Суслова
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА
Неделя | Дата. | День по поряд-ку | Тема адапта-ционного дня | Цели и задачи адаптационного дня | Приёмы и методы |
1 | 1 | Первый раз в детском саду. | Обеспечение возможности комфортного пребывания малыша и родителя в незнакомой обстановке. Активное включение родителя в адаптационный процесс. | Художественное слово: «Солнышко, обогрей», «Маленькие ножки» и др., беседа, положительный пример, показ игрушек. Сюрпризный момент: «Наш гость Медведь косолапый» | |
Знакомство с детским садом. | Заинтересовать ребёнка игрой, игрушками, находящимися в детском саду. Проинформировать о том, какие правила игры необходимо соблюдать во время игры в группе и на улице. | ГРУППА Показ игрушек, сопровождаемый художественным словом, показ образца просьбы в туалет на кукле, положительный пример обращения с книгой, конструктором и другими игрушками. ПРОГУЛКА Объяснение границ территории - игра «Наш домик», показ образца просьбы в туалет на кукле, положительный пример правил игры с песком. | |||
3 | Ознакомление с групповой комнатой. | Познакомить родителя и ребёнка с туалетными, игровыми, раздевальными помещениями, участком для прогулок. Проинформировать о том, какие правила игры необходимо соблюдать во время игры в группе и на улице. | Экскурсия по группе с объяснением, для чего нужна раздевальная комната и что в ней находится, где находится туалетная комната, что в ней есть: где висит полотенце, где стоит горшочек. Индивидуальные беседы, похвала и положительный пример, предвосхищение. Групповое чтение книги «Я иду в детский сад» с показом сюжетных картинок о детском саде. Повторение. | ||
4 | Ознакомление с деятельно- стью на прогулке. | Обеспечение возможности разносторонней деятельности ребёнка на прогулке. Экскурсия по прогулочной территории. Учить играть рядом, не вступая в конфликт. Воспитывать доброе отношение к сверстнику. | Показ приёмов игры с выносным материалом: - игрушками для песка, формочками и совками. Показ элементов сюжетной игры «Семья», «Строим гараж», «Путешествие» Объяснение правил игры с настольными играми, мозаикой и пирамидкой. Наблюдение за природой - растущими растениями, насекомыми и т.д. Чтение книги «Я иду в детский сад» с показом сюжетных картинок о детском саде. Беседа о том, для чего родители уходят на работу. | ||
5 | Подготовка к дозированной разлуке с родителем. | На данном этапе минимизировать участие родителя во время пребывания ребёнка на территории детского сада. | Показ элементов сюжетной игры «Мама работает», акцентированная похвала самостоятельных действий ребёнка (во время еды, игры и т.д.) | ||
2 | 6 | Развлечение, знакомство с художествен-ным творче- ством. | Учить воспринимать малые фольклорные формы. Учить детей раннего возраста водить хоровод, взявшись за руки, поощрять желание ребёнка вступать в игру. | Сказки, песенки, стихи, сочетаемые с демонстрацией игрушек. Вручение самодельных подарков, похвала. | |
7 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 1-го часа (подгруппа «А») Учить воспринимать малые фольклорные формы. | Театрализованное представление сказки «Колобок». Рисование колобка восковыми мелками. | |||
8 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 1-го часа (подгруппа «А»). Учить воспринимать малые фольклорные формы, водить хоровод, играть рядом с другим ребёнком. Учить детей слышать и выполнять указание воспитателя. Воспитание желания содержать в порядке игровое место. | «Солнечные зайчики». Сказка о том, как зайчики наводили порядок. Игра «Сделай, как я скажу» | |||
9 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 1-го часа (подгруппа «А»). Учить воспринимать малые фольклорные формы. Продолжать учить собирать игрушки после игры. | «Песенка про Кота», показ, пение с движениями, игра на металлофоне. | |||
10 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «А») и 1-го часа (подгруппа «Б») Учить воспринимать малые фольклорные формы, развивать умение концентрировать внимание течение 5-7 минут, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к художественному творчеству. | Театрализованное представление сказки «Курочка Ряба», сюрпризный момент: показ золотого яичка, любование. | |||
3 | 11 | Физическое развитие ребёнка. | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «А») и 1-го часа (подгруппа «Б») Учить детей раннего возраста выполнять произвольные движения, проявлять активность в играх и упражнениях. | Включение элементов утренней зарядки в утренние часы пребывания детей в детском саду: игра с движениями «Петушок», «Мишка косолапый» и т.д. | |
12 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «А») и 1-го часа (подгруппа «Б») Продолжать учить катить мяч, придерживаясь направления. | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Каравай», «Догони мяч». | |||
13 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 3-ёх часов (подгруппа «А») и 2-ух часов (подгруппа «Б») и 1-го часа (подгруппа «В») Заинтересовать ребёнка игрой, добиваться реакции на звуковой сигнал. | Подвижные игры: «Ночь и день», «Самолёты». | |||
14 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «Б») и 1-го часа (подгруппа «В») Учить ребёнка элементам принятия роли, тренировать умение повторения движения. | Подвижные игры: «Паровоз», «Серенькая кошечка»; показ действий. Многочисленный повтор, похвала. | |||
15 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «Б») и 1-го часа (подгруппа «В») Тренировать умение произвольного выбора темпа движения. Продолжать учить слышать воспитателя. Развитие ловкости, быстроты реакции на сигнал. | Игры: «Мы едем, едем, едем…», «Ловишки», «Громко и тихо», «Быстро и медленно». | |||
4 | 16 | Развитие мелкой моторики и двигательных навыков. | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «В») Совершенствовать тонкие координированные движения, развитие мелкой моторики. Обеспечить возможность комфортного пребывания детей без родителя. | Пальчиковые игры: «Две сороконожки», рисование кистью-«Дождик» | |
17 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «В») Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на пальчиковую игру. | Пальчиковые игры: «Что умеют наши ручки», «Автобус», Лепка из солёного теста- «Колёсики» | |||
18 | Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «В») Активировать речедвигательные реакции ребёнка, добиваться повторения стихотворных двустиший. | Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья» Рисование, обрывание бумаги с последующими элементами аппликации «Цыплёнок». | |||
19 | Заинтересовать ребёнка игрой, добиваться реакции ребёнка на зрительный сигнал. | «Дождик», игра с движениями «Светит солнце высоко». | |||
20 | Совершенствовать тонкие координированные движения, развитие мелкой моторики. | «Пальчик-мальчик», «Поезд» | |||
5 | 21 | Обучение элементам сюжетной игры. | Обеспечить возможность комфортного пребывания детей без родителя в течение 3-ёх часов. Помочь детям раннего возраста овладеть условностью игровых действий. | Элементы сюжетно-ролевой игры: «Кто пришёл к нам в гости?» | |
22 | Заинтересовать ребёнка игрой, игрушками, продолжать учить проигрывать диалог с куклой. | Элементы сюжетно-ролевой игры: «У куклы Кати в гостях» | |||
23 | Продолжать учить одушевлять игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния. | Элементы сюжетно-ролевой игры: «Мишка косолапый» | |||
24 | Учить ребёнка словесно пояснять игровые действия, использовать предметы заместители. | Элементы сюжетно-ролевой игры: «Зайчик заболел» | |||
25 | Учить детей раннего возраста выполнять целенаправленные игровые действия. | Элементы сюжетно-ролевой игры: «Путешествие на поезде» | |||
6 | 26 | Воспитание культурно-гигиеничес- ких навыков. | Обеспечить возможность комфортного пребывания детей без родителя в течение 3-ёх часов. Помочь детям раннего возраста овладеть навыками самообслуживания. | Похвала самостоятельных действий, положительный пример. Игровой момент: «Зайчик и его сандалик» | |
27 | Воспитывать желание самостоятельно одеваться, пить из кружки и т.д. | «Видела меня бы мама!»-художественное слово, предвосхищение. | |||
28 | Познакомить ребёнка с последовательностью мытья игрушек. | «Моем наши игрушки»-показ с объяснением, выполнение поручения ребёнком с последующей похвалой | |||
29 | Продолжать учить замечать беспорядок в группе и вместе собирать игрушки. Воспитание желания содержать в порядке игровое место. | «Как всё чисто и красиво!»-любование, художественное слово, привлечение детей к уборке игрового помещения. | |||
30 | Учить находить свой раздевальный шкафчик и складывать в него вещи. Воспитывать желание содержать свои вещи в порядке | «Мой шкафчик»-худ. слово, похвала, положительный пример, разыигрывание сценки с показом кукле Маше её шкафчика, предвосхищение. | |||
7 | 31 | Профилактика негативных изменений психической сферы в период кризиса 3-ёх лет. | Обеспечение психологического комфорта ребёнка в течение времени его пребывания в детском саду. Профилактика негативных изменений психической сферы в период кризиса 3-ёх лет. | «Молодцы»-личностно-ориентированный подход, групповая похвала ребят за их доброе отношение друг к другу, упражнения на тактильное общение-обнимания, поглаживания ребятками друг друга и другие приёмы, обеспечивающие доброжелательную атмосферу. | |
32 | В игровой форме пополнить опыт ребёнка положительными моделями поведения в кризисных ситуациях. | «Капризка»-показ сценки с сюжетными игрушками, беседа, объяснение. | |||
33 | В игровой форме пополнить опыт ребёнка положительными моделями самостоятельного поведения.. | «Я сам»-чтение художественной литературы с положительным и отрицательным примером проявления самостоятельности. | |||
34 | В игровой форме пополнить опыт ребёнка положительными моделями самостоятельного поведения. Воспитывать интерес к познанию приемлемых способов поведения. | «Упрямые барашки»-чтение художественной литературы отрицательным примером проявления упрямства. | |||
35 | Обеспечение психологического комфорта ребёнка в течение всего пребывания в детском саду. | «Я иду в детский сад, очень этому я рад!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Аленушка" для детей адаптационной группы, не посещающих дошкольное учреждение
Актуальность проекта В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидн...
Проект в адаптационной группе кратковременного пребывания «Кроха» «В гости к нам пришел Зайчишка, длинноухий шалунишка…»
Знакомство с животным леса – зайцем, его внешним видом и характерными особенностями...
Проект в группе раннего возраста "Использование малых форм фольклора в адаптационный период"
Приведены материалы, игры, песенки, потешки для сглаживания адаптационного периода у детей...
Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »
Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...
Проект "Что такое детский сад? Почему дети любят свой детский сад" (с детьми адаптационных групп)
В проекте используются элементы куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....
Проект для группы раннего возраста "Фольклор в адаптационный период"
Проект для успешной адаптации детей раннего и младшего возраста с применением народных потешек, приговорок, песенок. Приведена подборка фольклорных материалов для режимных моментов, а также игровое за...
Исследовательский проект «Семейная адаптационная группа»
2 слайд:Семья всегда являлась и является важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста, но по ряду причин, родители все чаще и раньше приходят к выбору семейно-общественной фор...