Проект адаптационной группы.
проект (младшая группа) по теме

Проект адаптационной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_adaptatsionnoy_gruppy.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЛАСТОЧКА» СТ.ПРОЧНООКОПСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН

ПРОЕКТ  

 «АДАПТАЦИОННАЯ ГРУППА»

2018г.

ст.Прочноокопская

Пояснительная записка.

Актуальность создания проекта «Адаптационная группа»:

   Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или бабушкой? Почему некоторые при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоится в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным.

 Адаптационный проект создан в соответствии с задачами плановой программы деятельности детского сада №7 «Ласточка» ст.Прочноокопской

  • обеспечение психологического комфорта ребёнка в детском саду,
  • обеспечение поддержки ребёнка и родителя в сложный период привыкания к условиям детского сада, формирование физиологических регуляторных механизмов.
  • физическое развитие дошкольника,
  • профилактика простудных заболеваний.

   Кроме того, посещение ребёнком адаптационной группы облегчит учёт его индивидуальных особенностей поведения в период адаптации, даст возможность педагогам и психологу обеспечить личностно – ориентированный подход к каждому ребёнку.

   Необходимо помнить о том, что адаптация в условиях детского сада на ранних этапах онтогенеза является важнейшим этапом социализации детей. Поэтому роль этого ключевого процесса вхождения каждого ребёнка в детское сообщество и принятие им детской субкультуры трудно переоценить. А в современных условиях, когда группы детских садов нашего района переполнены, адаптационному процессу особенно нужно уделять должное внимание.

Адаптация (от лат. аdapto – приспособляю) – приспособление организма к условиям среды.

   Психологический комфорт ребёнка в детском саду обеспечивается внимательным и бережным отношением взрослых. Нельзя ограничивать действия ребёнка в новых для него условиях, мы должны помочь ребёнку в познании окружающего мира, разъяснить, что хорошо, а что плохо.

   Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния детей является их занятость. Разумная занятость ребёнка – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.

В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребёнком, затрудняется взаимопонимание, уменьшается возможность расширения ориентировки ребёнка в окружающем.

   Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

   Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы

- от состояния здоровья

- от резкого контраста между обстановкой в которой ребенок находился дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении

- от разницы в методах воспитания

   Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым облегчает и ускоряет протекание адаптационного процесса.

   Важно помнить, что детский сад – не приют для малышей. Он служит делу воспитания детей, ценен как лаборатория педагогических мыслей и теорий.

Цель проекта «Адаптационная группа»:

Обеспечение психологического комфорта и минимизирование стресса ребёнка в период привыкания к условиям детского сада

Задачи:

  1. Установить контакт с родителями поступившего ребёнка.
  2. Дать положительную установку родителям на дальнейшую сотрудническую деятельность с персоналом детского сада.
  3. Обеспечить комфортное пребывание родителя и ребёнка на территории детского сада.
  4. Обеспечить комфортное пребывание ребёнка без родителя на территории детского сада.
  5. Познакомить ребёнка с условиями жизни в детском саду.

Формы работы:

  • Ежедневное организованное пребывание ребёнка на территории сада в течение 3-ёх и более часов.
  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Групповая консультация для родителей (родительское собрание) с участием педагога и психолога «Я иду в детский сад»  
  • Организация развлекательной, познавательной деятельности детей.

Сроки проведения:

В летний период.

На группе работают: воспитатели, которые в дальнейшем поведут эту группу до выпуска из ДОУ и педагог-психолог.

                                                                                                             Утверждаю:

                                                                                                  Заведующий МДОБУ № 7

                                                                                                              _________М.П. Суслова

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА

Неделя

Дата.

День по поряд-ку

Тема адапта-ционного дня

Цели и задачи адаптационного   дня

Приёмы и методы

1

1

Первый раз в  детском саду.

Обеспечение возможности комфортного пребывания малыша и родителя в незнакомой обстановке. Активное включение родителя в адаптационный процесс.

Художественное слово: «Солнышко, обогрей», «Маленькие ножки» и др., беседа, положительный пример, показ игрушек. Сюрпризный момент: «Наш гость Медведь косолапый»

Знакомство с детским садом.

Заинтересовать ребёнка игрой, игрушками, находящимися в детском саду. Проинформировать о том, какие правила игры необходимо соблюдать во время игры в группе и на улице.

ГРУППА

Показ игрушек, сопровождаемый художественным словом, показ образца просьбы в туалет на кукле, положительный пример обращения с книгой, конструктором и другими игрушками.

ПРОГУЛКА

Объяснение границ территории -  игра «Наш домик», показ образца просьбы в туалет на кукле, положительный пример правил игры с песком.

3

Ознакомление с групповой комнатой.

Познакомить родителя и ребёнка с туалетными, игровыми, раздевальными помещениями, участком для прогулок. Проинформировать о том, какие правила игры необходимо соблюдать во время игры в группе и на улице.

Экскурсия по группе с объяснением, для чего нужна раздевальная комната и что в ней находится, где находится туалетная комната, что в ней есть: где висит полотенце, где стоит горшочек. Индивидуальные беседы, похвала и положительный пример, предвосхищение. Групповое чтение книги «Я иду в детский сад» с показом сюжетных картинок о детском саде. Повторение.

4

Ознакомление с деятельно-

стью на

прогулке.

Обеспечение возможности разносторонней деятельности ребёнка на прогулке. Экскурсия по прогулочной территории. Учить играть рядом, не вступая в конфликт. Воспитывать доброе отношение к сверстнику.

Показ приёмов игры с выносным материалом: - игрушками для песка, формочками и совками. Показ элементов сюжетной игры «Семья», «Строим гараж», «Путешествие» Объяснение правил игры с настольными играми, мозаикой и пирамидкой. Наблюдение за природой - растущими растениями, насекомыми и т.д. Чтение книги «Я иду в детский сад» с показом сюжетных картинок о детском саде. Беседа о том, для чего родители уходят на работу.

5

Подготовка к дозированной разлуке с родителем.

На данном этапе минимизировать участие родителя во время пребывания ребёнка на территории детского сада.

Показ элементов сюжетной игры «Мама работает», акцентированная похвала самостоятельных действий ребёнка (во время еды, игры и т.д.)

2

6

Развлечение,

знакомство с художествен-ным творче-

ством.

Учить воспринимать малые фольклорные формы. Учить детей раннего возраста водить хоровод, взявшись за руки, поощрять желание ребёнка вступать в игру.

Сказки, песенки, стихи, сочетаемые с демонстрацией игрушек.

Вручение самодельных подарков, похвала.

7

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 1-го часа (подгруппа «А») Учить воспринимать малые фольклорные формы.

Театрализованное представление сказки «Колобок». Рисование колобка восковыми мелками.

8

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 1-го часа (подгруппа «А»).  Учить воспринимать малые фольклорные формы, водить хоровод, играть рядом с другим ребёнком.

Учить детей слышать и выполнять указание воспитателя. Воспитание желания содержать в порядке игровое место.

«Солнечные зайчики».

Сказка о том, как зайчики наводили порядок.

Игра «Сделай, как я скажу»

9

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 1-го часа (подгруппа «А»).  Учить воспринимать малые фольклорные формы. Продолжать учить собирать игрушки после игры.

«Песенка про Кота», показ, пение с движениями,  игра на металлофоне.

10

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «А») и 1-го часа (подгруппа «Б»)

Учить воспринимать малые фольклорные формы, развивать умение концентрировать внимание  течение 5-7 минут, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к художественному творчеству.

Театрализованное представление сказки «Курочка Ряба», сюрпризный момент: показ золотого яичка, любование.

3

11

Физическое развитие ребёнка.

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «А») и 1-го часа (подгруппа «Б»)

Учить детей раннего возраста выполнять произвольные движения, проявлять активность в играх и упражнениях.

Включение элементов утренней зарядки в утренние часы пребывания детей в детском саду: игра с движениями «Петушок», «Мишка косолапый» и т.д.

12

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «А») и 1-го часа (подгруппа «Б»)

Продолжать учить катить мяч, придерживаясь направления.

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Каравай», «Догони мяч».

13

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 3-ёх часов (подгруппа «А») и 2-ух часов (подгруппа «Б») и 1-го часа (подгруппа «В»)

Заинтересовать ребёнка игрой, добиваться реакции на звуковой сигнал.

Подвижные игры:

«Ночь и день», «Самолёты».

14

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «Б») и 1-го часа (подгруппа «В»)

Учить ребёнка элементам принятия роли, тренировать умение повторения движения.

Подвижные игры:

«Паровоз», «Серенькая кошечка»; показ действий. Многочисленный повтор, похвала.

15

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «Б») и 1-го часа (подгруппа «В»)

Тренировать умение произвольного выбора темпа движения. Продолжать учить слышать воспитателя. Развитие ловкости, быстроты реакции на сигнал.

Игры:

«Мы едем, едем, едем…», «Ловишки», «Громко и тихо», «Быстро и медленно».

4

16

Развитие мелкой  моторики и двигательных навыков.

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «В») Совершенствовать тонкие координированные движения, развитие мелкой моторики. Обеспечить возможность комфортного пребывания детей без родителя.

Пальчиковые игры:

«Две сороконожки»,

рисование кистью-«Дождик»

17

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «В»)

Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на пальчиковую игру.

Пальчиковые игры:

«Что умеют наши ручки», «Автобус»,

Лепка из солёного теста- «Колёсики»

18

Обеспечить возможность комфортного пребывания некоторых детей без родителя в течение 2-ух часов (подгруппа «В»)

Активировать речедвигательные реакции ребёнка, добиваться повторения стихотворных двустиший.

Пальчиковые игры:

«Ладушки», «Моя семья»

Рисование, обрывание бумаги с последующими элементами аппликации «Цыплёнок».

19

Заинтересовать ребёнка игрой, добиваться реакции ребёнка на зрительный сигнал.

«Дождик», игра с движениями «Светит солнце высоко».

20

Совершенствовать тонкие координированные движения, развитие мелкой моторики.

«Пальчик-мальчик», «Поезд»

5

21

Обучение элементам сюжетной игры.

Обеспечить возможность комфортного пребывания детей без родителя в течение 3-ёх часов. Помочь детям раннего возраста овладеть условностью игровых действий.

Элементы сюжетно-ролевой игры:

«Кто пришёл к нам в гости?»

22

Заинтересовать ребёнка игрой, игрушками, продолжать учить проигрывать диалог с куклой.

Элементы сюжетно-ролевой игры:

«У куклы Кати в гостях»

23

Продолжать учить одушевлять игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния.

Элементы сюжетно-ролевой игры:

«Мишка косолапый»

24

Учить ребёнка словесно пояснять игровые действия, использовать предметы заместители.

Элементы сюжетно-ролевой игры:

«Зайчик заболел»

25

Учить детей раннего возраста выполнять целенаправленные игровые действия.

Элементы сюжетно-ролевой игры:

«Путешествие на поезде»

6

26

Воспитание культурно-гигиеничес-

ких навыков.

Обеспечить возможность комфортного пребывания детей без родителя в течение 3-ёх часов. Помочь детям  раннего возраста овладеть навыками самообслуживания.

Похвала самостоятельных действий, положительный пример. Игровой момент:

«Зайчик и его сандалик»

27

Воспитывать желание самостоятельно одеваться, пить из кружки и т.д.

«Видела меня бы мама!»-художественное слово, предвосхищение.

28

Познакомить ребёнка с последовательностью мытья игрушек.

«Моем наши игрушки»-показ с объяснением, выполнение поручения ребёнком с последующей похвалой

29

Продолжать учить замечать беспорядок в группе и вместе    собирать игрушки. Воспитание желания содержать в порядке игровое место.

«Как всё чисто и красиво!»-любование, художественное слово, привлечение детей к уборке игрового помещения.

30

Учить находить свой раздевальный шкафчик и складывать в него вещи. Воспитывать желание содержать свои вещи в порядке

«Мой шкафчик»-худ. слово, похвала, положительный пример, разыигрывание сценки с показом кукле Маше её шкафчика, предвосхищение.

7

31

Профилактика негативных изменений психической сферы в период кризиса 3-ёх лет.

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в течение времени его пребывания в детском саду. Профилактика негативных изменений психической сферы в период кризиса 3-ёх лет.

«Молодцы»-личностно-ориентированный подход, групповая похвала ребят за их доброе отношение друг к другу, упражнения на тактильное общение-обнимания, поглаживания ребятками друг друга и другие приёмы, обеспечивающие доброжелательную атмосферу.

32

В игровой форме пополнить опыт ребёнка положительными моделями поведения в кризисных ситуациях.

«Капризка»-показ сценки с сюжетными игрушками, беседа, объяснение.

33

В игровой форме пополнить опыт ребёнка положительными моделями самостоятельного поведения..

«Я сам»-чтение художественной литературы с положительным и отрицательным примером проявления самостоятельности.

34

В игровой форме пополнить опыт ребёнка положительными моделями самостоятельного поведения.  Воспитывать интерес к познанию приемлемых способов поведения.

«Упрямые барашки»-чтение художественной литературы отрицательным примером проявления упрямства.

35

Обеспечение психологического комфорта ребёнка в течение всего пребывания в детском саду.

«Я иду в детский сад, очень этому я рад!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Аленушка" для детей адаптационной группы, не посещающих дошкольное учреждение

Актуальность проекта          В сложившейся политической, экономической, социально-педагогической ситуации обновления российского государства и общества очевидн...

Проект в адаптационной группе кратковременного пребывания «Кроха» «В гости к нам пришел Зайчишка, длинноухий шалунишка…»

Знакомство с животным леса – зайцем, его внешним видом и характерными особенностями...

Проект в группе раннего возраста "Использование малых форм фольклора в адаптационный период"

Приведены материалы, игры, песенки, потешки для сглаживания адаптационного периода у детей...

Семинар-практикум для педагогов адаптационных групп «Играем с детьми в адаптационные игры и упражнения »

Данный материал опубликован в помощь педагогам, работающим с детьми, проходящими адаптацию в ДОУ...

Проект "Что такое детский сад? Почему дети любят свой детский сад" (с детьми адаптационных групп)

В проекте используются элементы куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....

Проект для группы раннего возраста "Фольклор в адаптационный период"

Проект для успешной адаптации детей раннего и младшего возраста с применением народных потешек, приговорок, песенок. Приведена подборка фольклорных материалов для режимных моментов, а также игровое за...

Исследовательский проект «Семейная адаптационная группа»

2 слайд:Семья всегда являлась и является важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста, но по ряду причин, родители все чаще и раньше приходят к выбору семейно-общественной фор...