Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кадырова Разиля Рафитовна

Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.odt20.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                Государственное бюджетное учреждение

                                     здравоохранения города Москвы

                               «Детский бронхолегочный санаторий №42

                            Департамента здравоохранения города Москвы»

                                               Доклад для педагогов:

                  Тема: «Основные приемы руководства игрой»

                                                                                             Подготовла:

                                                                                                          Кадырова Р.Р.

                                                                                         

                                                        2018г.

 Пятилетний возраст, по мнению психологов, - возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Дети начинают разыгрывать сложные сюжеты, внося в них разнообразное и развернутое содержание. Так что название «дочки-матери» мы оставляем чисто условно, для связи с предыдущими частями. Куда интереснее пятилетним дошкольникам игать в «космонавтов», в «Новый год», в «Золушку», в «Ивана царевица»... И первая задача родителей-дать им материал для таких иг, познакомить с событиями в жизни нашей страны, с разными видами труда взрослых, со сказочными сюжетами. В этом помогут детские книги, телепередачи, наблюдения на прогулках, ваши собственные рассказы.

  Основные приемы руководства игрой, помощи ребенку в ее развертывании остаются прежними. Это-всемирное обогащение содержание игр, достигаемое путем введения в игру новых ролей и новых ситуаций, подсказывание ребенку (главным образом путем личного пирмера) условных, сокращенных способов выполнения игровых действий. При этом пятилетнему ребенку и игровой материал лучше предлагать более условный, чем четырехлетке,- теперь важно, чтобы игрушка скорее намекала на определенные действия, чем была буквальна похожа на реальный предмет. Значительно большие возможности появляются в этом возравсте и для изготовления ребенком игрушек-самоделок.

  Наиболее важное изменение в игре, которому могут способствовать родители-

переход к ее развернутому предварительному планированию. И здесь снова помогут схемы отношений между ролями, напомним, что такие схемы содержат 2-3 кружка, обозначающих персонажей, которые будут участвовать в игре. Соотношение кружков по величине отражает отношения ответственности и подчинения между персонажами: основной персонаж (главная роль), обозначается большим кружком, остальные- меньшими кружками в зависимости от степепи значимости. Если для предыдущего возраста, мы рекомендовали применять готовые схемы, то теперь можно перейти к вычерчиванию таких схем вместе с ребенком, (а потом и самим ребенком без вашей помощи).

 Но главное, чтобы составление схем не было просто упражнениями в рисовании. В его ходе должна идти живая беседа, о том, что делает каждый из персонажей, как они относятся друг к другу, как это будет отражено в игре.

  Не исключено, что перед ребенком возникнут технические трудности, кружки будут получаться кривыми. В этом случае вместо рисования можно прибегнуть к раскладыванию заранее подготовленных картоных кружков.

  Не забудьте, что схема нужна только при обсуждении плана игры. В самом ее ходе обращения к схеме может только повредить, нарушить развертывание живой фантазии ребенка. Разыграть схему, содержащую несколько ролей, вам вдвоем с ребенком удастся, конечно, только при условии смены ролей по ходу игры. Некоторые роли могут исполнять куклы. Еще лучше, если удатся привлечь к участию в игре других детей.

  Не навязывайте ребенку рисование схем, если это его не заинтерисует. Ведь смема- только вспомогательный материал, организующий построение замысла.

  Сюжетно-ролевая игра — сложная, многоплановая деятельность. И она растет, развивается в разных направлениях. Одно из таких направлений ведет от развернутой игры к игре «в уме», в собственном воображении. Далеко не всегда стоит помогать ребенку, вмешиваться в его замыслы. В пять лет дети, как правило, способны обходиться и без партнеров, а иногда  даже без видимых со стороны действий.

  Вот как описывает, например, поведение сына, которому только что исполнилось шесть, психолог В.С.Мухина.

  «Кириллка расставляет на тахте вокруг себя игрушки.

   Тихо лежит около часа.

  • Что ты делаешь? Ты заболел?
  • Нет, я играю.
  • Как же ты играешь?
  • Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

  Этот переход игры «внутрь» - важная веха умственного развития ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Могут ли родители способствовать такому переходу? Конечно. Купите сыну разнообразных солдатиков, и пусть он «командует» сражающимися армиями. Или подскажите ему, что можно поиграть с шахматными фигурами, среди которых есть и короли, и королевы, и офицеры, и всадники. Речь идет в данном случае не об игре в шахматы, а об использовании шахматных фигур в сюжетной игре. Попробуем представить себе, как можно помочь ребенку организовать такую игру.

  Папа высыпал на стол шахматные фигуры.

  • Смотри, Миша. Этими фигурами играют во «взрослую» игру- шахматы. Это — очень трудная игра. Когда ты немножко подрастешь, я тебя научу в нее играть. А пока с фигурами играють и по-другому. Вот эта фигура- король. А это королева. Видишь, они выши всех. А вот офицеры- они как будто в шлемах. Коня, ты конечно, сразу узнал. У нас это будут всадники- воины на конях. Есть еще фигуры, похожие на башни. Пусть это будут стражи, охраняющие вход в коралевский дворец. А остальные все одинаковые. Это-солдатики, слуги короля и королевы и вообще любые люди, которые приходят во дворец. Фигуры есть белые и черные-здесь целых два королевства.

  Давай поиграем. Будто белый король хочет пригласить к себе в гости черного короля. С этой стороны у нас будет белое королевство и дворец, около которого стоят стражи. А с другой стороны- черное королевство. Как ты думаешь, кого пошлет белый король к черному королю, чтобы его пригласить к себе в гости?

  • Наверное, человека на лошади, чтобы быстрее доехал.
  • Хорошо. Вот белый король позвал к себе всадника и говорит: «Скачи скорее к соседнему королю. Скажи, что у меня будет праздник и я его приглашаю в гости». И всадник прискакал. А стража его остановила: «Откуда вы прискакали и зачем вам нужно во дворец?» Что он ответил?
  • Меня послал король. Он хочет пригласить вашего короля в гости.
  • Пожалуйста,- говорят стражи,-проезжайте...

  Игра разворачивается дальше. Не беда, что на первых порах придымывать разные ситуации придется в основном родителям. Скоро им сам ребенок обладеет этим искусством. Его нужно активно вовлекать в игру, постепенно приучая думать и говорить за персонажей. Изображать при помощи шахматных фигур два королевства прще всего. Но останавливаться на этом нельзя. Игры будут чрезвычайно однообразны. Помогите ребенку менять значение фигур, использовать их для изображения самых разных сюжетов. Так, белая королева может превращаться и в прекрасную принцессу, и в добрую фею, и в трудолюбивую падчерицу, черная — в злую волшебницу, в мачеху, в Бабу-Ягу...

 Не меньше превращений  может происходить и с другими фигурами. Одним словом, шахматные фигуры- прекрасный материал для игр на сказочные сюжеты, да и не только на сказочные. Конечно, при этом вовсе не обязательно, чтобы в каждой игре использовались все фигуры, из них можно отбирать те, которые нужно в данном случае.

  Такая игра сюжетная, но уже не ролевая. Иногда ее называют режиссерской. В самом деле, ребенок здесь не берет на себя никакой роли. Он раздает роли солдатикам, шахматным фигурам, куклам, а сам выступает в качестве режиссера, руководящего разыгрыванием того или иного сюжета. От режиссерской игры до игры в воображении- один шаг, и первая легко переходит во вторую.

  Очень неплохо, если вы посоветеете ребенку, готовясь к режиссерской игре, заранее сделать необходимые «декорации», например, нарисовать дворцы белого и черного королей, лес, в котором злая мачеха посылает падчерицу и.т.п.

 Нередко и вся режиссерская игра в целом разворачивается ребенком в процессе рисования, без применения фигур, игрушек, или какого-либо другого материала. Нарисованные им самим фигурки людей, животных оживают, вступают между собой в разнообразные взаимоотношения. Солдаты стреляют, сбивают фашистские самолеты. Сказочные принцессы танцуют с принцами, удирют от злой волшебницы... Не все родители понимают, что рисование ребенка во многих случиях тоже игра, которую следуют поощрять. Нередко вместо этого внушают ребенку, что так не бывает, что нарисованные люди не могут двигаться, действовать, появляться и исчезать. Конечно, не могут, исходить из правил «взрослого» рисования. Но детский рисунок- совсем другое дело. Никогда не судите о нем, не разобравшись. И если вся нарисованная вашим сыном картина «про войну» оказывается исчерканной так, что уже ничего на ней не разберешь, не торопитесь с осуждением: «Что ты тут намазюкал?» Лучше попросите малыша рассказать о своем замысле. Ведь вполне возможно, что шла перестрелка, которая и изображена в виде множества перекрещивающихся линий.

  Конечно, далеко не все детские рисунки служат опорой для игры.

  Еще одно направление развития сюжетно-ролевой игры — переход к игре -драматизации. Она может начинаться и до пяти лет. Простейшие драматизации мы рекомендовали проводить уже с четырехлетними детьми для более глубокого их ознакомления со сказкой.

  В пятилетнем возрасте драматизация все более расходится с сюжетно-ролевой игрой, становится похожей на театральный спектакль. Здесь действуют иные законы, чем в сюжетно-ролвой игре.Необходимо научиться проникать в смысл драматизируемых произведений, изображать манеры и характер персонажей, пользуясь мимикой, жестами, интонацией. Конечно, далеко не все родители сами в достаточной мере владеют актерским мастерством, для того чтобы учить ему ребенка. Но подлинного актерского мастерства и не нужно, требования к драматизации значительно менее жесткие.

  Наилучшим мастерством для драматизации могут служить сказки, прежде всего народные сказки, героями которых являются животные. У них очень яркие, определенные характеры, внешние повадки. Их интересно и легко изображать. Начинать лучше с давно знакомых ребенку сказок, например, с того же «Колобка». Не беда, если эти сказки раньше служили материалом для других форм работы, в драматизации они выступят по-новому, приобретут заново привлекательность для ребенка.

  Значение драматизации для умтвенного развития состоит как раз том, что драматизация дает возможность познакомить ребенка с новым для него видом  обозначения- обозначением действий и состояний при помощи выразительных движений.

  Такие обозначения дети используют и в сюжетно-ролевых играх, изображая, например, как шофер вертит «баранку» или как мама разливает чай. Но в сюжетно-ролевой игре выразительные движения имеют вспомогательное значение, внимание ребенка на них не фиксировано, и если партнер по игре не понимает, что хочет изобразить ребенок- не беда, это с лихвой может быть компенсировать при помощи слов. Другое дело — драматизация. Она требует намеренного, сознательного изображения, причем такого, которое вполне понятно. А к этому ребенка следует подготовить. В качестве подготовки хорошо использовать небольшие упражнения, которые имеют форму своеобразных загадок.

  • Угадай, что я делаю,-говорит мама и изображает, например, как она причесывается (в руках ничего нет). А теперь загадай загадку мне. Ты, наверное, чистишь зубы?

 От загадывания простых действий (умывание, одевание, подметание пола и.т.п.) можно перейти к целым пантомическим сценкам, а потом и к загадыванию состояний, переживаний.

  • Отгадай, что я чувствую.

 Мама закрывает лицо руками. Она «плчет»...

 Семейные «спектакли» на первых порах должны быть короткими. Каждый участник последовательно играет несколько ролей, меняя детали костюма (они могут быть очень простыми). И очень хорошо, если при этом есть хотя бы один зритель.

  Затевая драматизацию, не стоит заставлять ребенка заучивать свою роль наизусть. Вполне достаточно, если он будет верно передавать общий смысл реплик изображаемых персонажей.

  Итак, сюжетно-ролевая игра, режиссерская игра, игра-драматизация. Эти три разновидности сюжетной игры отнюдь не заменяют и не исключают друг друга.  Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в умственное (да и не только в умственное) развитие ребенка. Не беда, если ребенок на каое-то время увлечется одной из них, забросив другие. Но лучше, чтобы разных типов перемешивались между собой. Об этом должны заботиться родители, однако делать это нужно очень осторожно, ненавязчиво. Вообще руководство игрой по мере роста ребенка, совершенствования его собственных игровых умений становится все более тонким делом, требующим большого такта со стороны взрослого. Слишком велика опасность подавить инициативу и самостоятельность ребенка. Общий принцип здесь состоит в том, чтобы по мере того как ребенок овладевает каждым типом игры, взрослый  все больше «отходит в сторону», передавая ему инициативу и в придумывании игры, и в ее реализации.

  Если у вас один ребенок, то конечно, за вами сохранится функция его партнера по сюжетно-ролевой игре и по игре-драматизации. Однако лучше, если эту функцию удастся передать другим детям. Это могут быть дети соседей, родственников. Не жалейте труда на организацию «детского общества» для своего ребенка. Этот труд окупится серьезным продвижением в его развитии.

  В совместную игру детей старайтесь вмешиваться как можно меньше. Выступайте в функции советчиков. Можно подсказать детям сюжет игры, «подбросить» подходящий игровой материал. Ну а потом достаточно отвечать на вопросы, если они возникнут в ходе игры. И обязательно быть заинтерисованным и доброжелательным зрителем.

 

   

                                     

             

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

Представлены варианты приемов, которые может использовать воспитатель при организации и корректировки сюжетно-ролевой игры...

Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...

Методические рекомендации для педагогов «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятел...

"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

"Сюжетно-ролевая игра в детском саду"Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творче...