Причины нарушений взаимоотношений детей в группе детского сада
статья (младшая группа) на тему

В этой статье подробно рассматриваются проблемы, связанные с нарушением общения младших дошкольников. Предлагаются эффективные методы и приемы, направленные на коррекцию этих нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины нарушений взаимоотношений детей в группе детского сада

Александрова Е.В.

Воспитатель детского сада №125

Выборгского района  Санкт-Петербурга

Аннотация:В этой статье подробно рассматриваются проблемы, связанные с нарушением общения младших дошкольников. Предлагаются эффективные методы и приемы, направленные на коррекцию этих нарушений.

Abstract: this article examines in detail the problems associated with the violation of communication junior preschoolers. Offers effective methods and techniques aimed at correcting these violations.

Ключевые слова:  Общение, коррекция, коммуникация 

Keywords: Communication, correction, communication

Младший дошкольный возраст - это еще только начало развития отношений с людьми, у большинства детей отношение к другим только начинает складываться, и детские психологи выделяют ряд трудностей, которые могут возникнуть у дошкольников в общении со сверстниками:

Операциональные  трудности.

В зависимости от того, какой из компонентов исполнительской стороны деятельности недостаточно сформирован у ребенка, были выделены подгруппы операциональных трудностей.

 К 1-й подгруппе отнесены все те случаи трудностей, которые возникают в результате недостаточной сформированности у ребенка необходимого уровня игровых навыков. Дети с подобными трудностями добры и уживчивы, они владеют коммуникативными навыками, - умением завязать и поддержать контакт, но реализовать эти умения не могут, поэтому в большинстве случаев оказываются вне игры из - за того, что невольно дезорганизуют ее.

 К 3-й подгруппе отнесены случаи, когда недостаточная сформированность у ребенка коммуникативных навыков сочетается с недостаточным владением игровыми навыками.

Поскольку ребенок с операциональными трудностями объективно не может удовлетворить требования, которые предъявляются к нему со стороны коллектива сверстников, между ним и остальными детьми возникает так называемый операциональный барьер.

В дошкольном возрасте, в том числе и в младшем, прежде всего, высоко ценятся игровые навыки и умения сверстников; значение личностных качеств сверстников больше начинает выступать для детей на первый план лишь к концу дошкольного возраста.

Отсутствие успеха в игре, порождая объективное неблагополучие в коллективе, препятствует удовлетворению потребности в полноценном общении со сверстниками. Возникающее препятствие способствует появлению у детей с операциональными трудностями отрицательного эмоционального самочувствия в группе, сопровождаемого большими аффективными переживаниями.

В связи с отсутствием успеха в игровой деятельности и связанными с этим аффективными переживаниями у 1-й подгруппы детей впоследствии может сформироваться недоброжелательное отношение к остальным сверстникам, сознательная недисциплинированность, сопровождаемые развитием таких отрицательных черт личности, как повышенная обидчивость, недоверчивость, упрямство, злопамятность, агрессивность. Особенно эти отрицательные качества усиливаются у детей повышенно импульсивных.

Отсутствие успеха в осуществлении игровой деятельности не только способствует формированию нежелательных качеств личности, но и тормозит дальнейшее овладение игровой деятельностью, резко суживает круг общения со сверстниками. В результате, находясь практически вне общения, эти дети оказываются лишенными возможности овладеть его качественно более высокой формой - избирательным общением, наличие которого очень важно для развивающейся личности.

Характеристика мотивационных трудностей.

Известно, что мотивационная сфера является «ядром» формирующейся личности ребенка и определяет все стороны ее развития. Для каждого возрастного этапа существует своя характеристика ее ведущих потребностей. Характер этих потребностей зависит от той деятельности, которая преобладает на данном этапе развития. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Но она, как и любая коллективная деятельность, невозможно вне общения. Уже в этом возрасте можно обнаружить случаи, свидетельствующие о наличии отрицательных мотивов общения, о преобладании у ребенка эгоистических потребностей, что обычно сопровождается низким уровнем нравственного поведения; такие дети стремятся к абсолютному самоутверждению в игре. Данные случаи относятся к первой группе мотивационных трудностей.

Случаи вытеснения у ребенка мотивов общения в игре мотивами и целями, которые не являются доминирующими для детей дошкольного возраста (лепка, рисование, пение, танцы, конструирование), были отнесены ко 2-й подгруппе мотивационных трудностей. Трудности могут возникнуть не только в связи с несовпадением ведущих потребностей ребенка и большинства группы, но и в связи с разным уровнем развития у них самой потребности в игре и общении. Подобные случаи недостаточной сформированности потребности в общении были отнесены к 3-й подгруппе мотивационных трудностей общения.

При мотивационных трудностях потребности в игре и общении не становятся ведущими для ребенка. Вследствие этого между ним и большинством детей группы возникает так называемый мотивационный барьер - несовпадение доминирующих потребностей.

Наличие мотивационных трудностей, как правило, нарушает формирование положительных личностных качеств у ребенка: неудовлетворение индивидуальных потребностей обычно способствует возникновению равнодушия к сверстникам.

Поддержка эгоистических стремлений ребенка излишне соглашающимися с ним партнерами по игре, как правило, еще более утверждает его авторитарность, еще более усугубляет отрицательную линию его поведения.

 Психолого-педагогические приемы, способствующие налаживанию общения детей.

Приемы, используемые при наличии операциональных трудностей, направлены на изменение поведения детей, у которых отсутствие умения управлять своим поведением обусловлено несформированностью коммуникативных и игровых навыков. Для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей 1-й и 3-й подгрупп с операциональными трудностями необходимо:

  •  обогатить предметно - содержательную сторону игровой деятельности,
  •  переориентировать негативное отношение к ним сверстников, т е. организовать дальнейшее «активное устроение»

Для преодоления двигательного беспокойства излишне подвижных детей с 2-й подгруппой операциональных трудностей, мы предполагаем использовать прием включения их в длительную сюжетно - ролевую игру коллективного характера. При этом в качестве основных ее компонентов, направленных на формирование управляемого поведения, будут выступать:

  •  коллективный характер игры,
  •  длительность игры,
  •  использование увлекательного сюжета,
  •  поручение ребенку роли ведущего,
  •  ознакомление его с главными и промежуточными целями игры.

Следует отметить, что перечисленные компоненты сюжетно - ролевой игры становятся эффективными лишь при их комплексном использовании в качестве системы взаимосвязанных воздействий. Использование этих приемов необходимо сочетать с решением задачи устранения негативного отношения сверстников к таким детям.

Приемы, используемые при наличии мотивационных трудностей 1-й подгруппы, должны быть направлены на устранение преобладающих у детей эгоистических мотивов общения, и в первую очередь нежелания считаться с мнением партнеров по игре.

Основными приемами подобной работы с детьми являются:

  •  противопоставление эгоистическому мотиву усиленного самоутверждения в игре социально полезного мотива в ходе выполнения ребенком заданий, имеющих общественную направленность;
  •  включение такого ребенка в длительную сюжетно - ролевую игру, носящую коллективный характер.

Приемы помогающие налаживать положительные взаимоотношения со сверстниками у детей 2-й подгруппы (с доминированием неигровых мотивов), предполагают, что не следует прибегать к переориентации подобных мотивов (рисовать, петь, танцевать перед сверстниками), а напротив их надо вовлекать в деятельность, где они могли бы максимально реализовать свои способности. Вместе с тем важно, чтобы эта деятельность осуществлялась совместно с другими детьми. Указанные меры необходимо сочетать с поддержкой успехов таких детей перед сверстниками.

Что касаемо путей налаживания положительных взаимоотношений со сверстниками у детей, наблюдаемых в 3-й подгруппе (недостаточная сформированность потребности в общении), установлено, что не следует резко активизировать контакты таких детей со сверстниками: шумные игры их быстро утомляют. Для таких детей имеет смысл подбирать для начала

одного - двух партнеров, чьи интересы совпадали бы с их основными увлечениями.

Между детьми младшего дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика воспитательной работы в детском саду показывает, что отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. В этой связи возникает необходимость разработать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушения в общении между детьми группы. Обращаясь к системе дошкольного воспитания, можно отметить, что многие дети с нежеланием посещают детский сад, объясняя это трудностями взаимоотношений со сверстниками, отрицательными сторонами отношения воспитателя и формальным, не учитывающим их индивидуальных особенностей режимом детского сада. В совокупности эти значимые факторы приводят к низкой личностной и социально-психологической адаптации детей, что не способствует их полноценному психическому развитию, а в ряде случаев, является источником тревожности детей и во всех случаях неблагоприятно отражается на последующей адаптации к школе. В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование причин нарушений в общении детей младшего дошкольного возраста со сверстниками и разработка системы работы, направленной на налаживание положительных взаимоотношений детей в младшей группе детского сада.  

Список литературы

  1. Афонькина Ю.А. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ.-М: «Просвещение», «Владос», 1995. – 279с.
  2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  4. Галигузова Л.Н.,  Смирнова Е.О.  Ступени общения:  от года до семи лет.- М.: Просвещение, 1992.
  5. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.
  6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
  7. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1984.
  8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
  9. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986.— 144 с.
  10. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие . – 3-е издание. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 368 с.
  11. Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., М.: Владос, - 688с.
  12. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. – 115 с.
  13. Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М, 1978.
  14. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 110 с. 
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.-М.,1989.
  16. Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  17. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для педвузов и педучилищ. – М., 2008
  18.  Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С.167-174.
  19. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Учебное пособие: Мозаика-Синтез, 2012. – 192 с
  20. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. – № 6.
  21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с. 
  22. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М.: Академия, 2001. – 67 с.
  23.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с тяжелыми нарушениями речи по теме "Животные Севера"

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с тяжелыми нарушениями речи по теме "Животные Севера...

Консультация для родителей Десять причин, по которым дети болеют в детском саду.

Десять причин, по которым дети болеют в детском саду.Вопрос вызывает много переживаний и эмоций, почему дети болеет при адаптации в детском саду....

Мастер-класс "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания"

В материале представлены различные игры, как большой подвижности, так и малой, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Данные игры хорошо вписываются в физкультурные занятия с дошк...

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...

Внесение коррекционно-развивающих компонентов в для детей с ОВЗ ( нарушения зрения) в РППС группы детского сада

Для полноценного и всестороннего развития ребенка с нарушенным зрением важно создать в группе определенную развивающую предметно-пространственную среду, направленную не только на удовлетворение потреб...