Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.
картотека (средняя группа)

Прохорова Наталья Павловна

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений помогает предупредить появление заикания, нормализует темп речи, растормаживает собственную речевую активность ребёнка.

Дыхательная гимнастика служит для постановки правильного речевого и физиологического (нижнедиафрагмального дыхания). Систематическое выполнение дыхательной гимнастики помогает увеличить жизненный объём лёгких, служит профилактикой простудных заболеваний (носовой вдох позволяет холодному воздуху прогреться в полости носа), является действенным  средством в лечении заикания.

 

Массаж и самомассаж (пальцев, кистей, лица, ушных раковин и т.п.) помогает нормализовать мышечный тонус, снять мышечное напряжение.

Артикуляционная гимнастика помогает развить подвижность органов артикуляционного аппарата и сформировать правильный уклад для произношения «трудных» звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_art._gimn._sr._gruppa.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС № 1                                           средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Здравствуйте»

Я здороваюсь везде -                   кончиком большого пальца               

Дома и на улице.                       правой руки поочерёдно 

Даже «Здравствуй!» говорю    касаться кончиков указательного,     

Я соседской курице.                 среднего, безымянного пальцев и

                                                             мизинца. То же- на левой руке.                                                                     МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Гуси»

Большим и указательным пальцами одной руки пощипывать подушечки пальцев другой руки.(«Гуси щипаются»).

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Одуванчики»

На ладонь положить кусочек ваты. Вдох носом, выдох ртом - сдуть ватку

КОМПЛЕКС № 2                                          средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Компот»

Будем мы варить компот.       -ладонь левой руки «ковшиком».

Фруктов нужно много. Вот:       Указательным пальцем правой

                                                             «варят».

Будем яблоки крошить,             -ребром ладони одной руки ударять                                                            

Груши будем мы рубить.          по другой.        

Отожмём лимонный сок.          – сжимают кулаки

Слив положим                              --большим и указательным пальцами

                                                            обеих рук показывают колечки.          

и песок.                                      – крошащие движения.                                     

Варим, варим мы компот.         –«варят»

Угостим честной народ.            –развести руки ладонями вверх.

с ладони.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Сказка о весёлом язычке»

Жил язычок в своём домике-ротике. Решил выйти на крылечко. Лёг и загорает (широкий язык положить на нижнюю губу и удержать). Подул холодный ветер, стало холодно, он спрятался (подуть на кончик языка, вытянуть кончик языка вперёд и спрятать в рот). Снова выглянул (повторить 3-4 раза).

 Решил по сторонам посмотреть (кончик языка вправо-влево), потом вверх и вниз (кончик языка вверх-вниз), ничего интересного не увидел, спрятался.

КОМПЛЕКС № 3                                                                средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Уточка»

Шла уточка бережочком.     –«идут» указательным и средним паль-

Шла серая по крутому.          цами по столу.

Вела детей за собою:             

И малого,                                    -загибают безымянный,                                  

И большого,                               -большой,

И среднего,                                -средний,

И меньшого,                              -мизинец,

 И самого любимого.             –указательный пальцы.

МАССАЖ  РУК

«Гуси»

Большим и указательным пальцами одной руки пощипывать подушечки пальцев другой – «гуси щипаются».

МАССАЖ  РУК

«Вишенка»

Раскатывание в ладонях мелких округлых  предметов.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Апельсин»

Представили, что в руках большой, оранжевый, ароматный апельсин. Нюхаем: вдох носом, выдох ртом, на выдохе говорим: «Ах, какой ароматный апельсин!».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Блинчик»-широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Хобот»-сильно вытягивать вперёд сомкнутые губы.

«Горка»-рот открыт. Кончиком языка упираться в нижние резцы, спинка языка поднимается и опускается.

«Часики»-кончиком языка касаться уголков рта.

КОМПЛЕКС № 4                                                          средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Кошечка»

Пальцы выпрямлены, растопырены. Поджать подушечки пальцев к ладони, не сжимая пальцы в кулак, одновременно на сильном выдохе фыркая ф-ф-ф-ф или ш-ш-ш-ш.

Выпрямить пальцы, сказав «Мяу!»

МАССАЖ  РУК

«Погладим кошечку»

Поглаживать одной рукой тыльную сторону ладони другой руки.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Злые гуси»

Вдох носом, выдох ртом на вытянутые вперёд губы, чтобы не раздувались щёки.                                            5-7 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Гуси чистят пёрышки» - чистить языком зубы, сначала нижние, затем верхние движениями вверх-вниз, вправо-влево.

«Гуси плавают»- проводить языком по внутренней поверхности нижней челюсти.

«Сильные гуси» - упереться кончиком языка в нижние зубы и толкать языком нижнюю челюсть вперёд.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Массаж языка – поглаживать язык губами, затем зубами.

«Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Толкать языком передние зубы, спинка языка при этом поднимается.

«Кошка сердится» - то же, что «горка», но язык попеременно поднимается и опускается, стараясь не отрывать кончик языка от зубов.

«Забор» - губы в улыбке, открыты. Зубы сближены, подуть на зубы – слышится звук с-с-с (следить, чтобы язык не высовывался между зубами).

КОМПЛЕКС № 5                                                       средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Кот-котище»

У нашего котища жёлтые глазищи.               -показать пальцами глаза

                                                                                       у кота – «колечки».

У нашего котища длинные усищи.              –показать длинные усы.

У нашего котища острые когтищи.             – показать когти

У нашего котища умные мыслищи.            –движения рук от головы

                                                                                       вверх.

Моется котище с каждым днём всё чище,  -движения, как моется

Отмывая мордочку от остатков пищи.         кот.

Вечером охотится в чулане за мышами      -пальцы «бегут» по столу

И играет в «ладушки»                                   -поиграть в «ладушки» с

 С пушистыми котами.                                   соседом.

МАССАЖ  РУК      «Кошечка сердится»

КОМПЛЕКС № 6                                                       средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Пирожки»

Мышка зёрнышко нашла          -большим и указательным пальцами

И на мельницу снесла.                «поднимают крошку»

Намолола там муки,                   -ладони вращаются

Испекла всем пирожки:             -одна ладонь на другой

Мышонку- с капустой,               -загибать пальчики, начиная с

Мышонку- с картошкой,              мизинца

Мышонку- с морковкой,

Мышонку- с морошкой.

Для большого – толстяка           -отвести назад большой палец

Аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,          -разгибать по одному согнутые паль-

С морковкой, с морошкой.         цы, начиная с указательного.

Поглаживающими движениями ладонью одной руки гладить тыльную сторону ладони другой руки. То же – другой рукой.

Сильно напрячь пальцы, расставить их – изобразить «когти».

Чередовать «когти» и поглаживания 5-7 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Погладим кошечку»-погладить язык губами, затем зубами.

 «Кошечка сердится»-то же, что и «горка», но попеременно поднимать и опускать спинку языка, стараясь не отрывать кончик языка от зубов.

«Кошка лакает молоко»-рот открыт. Имитировать языком лакательные движения. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»-рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх кончик и боковые края языка, придав ему форму «Чашечки». Удержать под счёт до 5-ти.

КОМПЛЕКС № 7                                                       средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Дождик»

Дождик капнул на ладошку –        - указательным пальцем одной

                              «т-д, т-д, т-д»,      руки стучать в ладонь другой.

На цветок – «т-д, т-д, т-д»             - левая рука в щепоть.

И на дорожку – «т-д, т-д, т-д».      – ладонь тыльной стороной вверх

Застучал по крыше он –                 - сделать «крышу» левой рукой

           «т-д, т-д, т-д, т-д, т-д»

И раздался частый звон –              - пальцами обеих рук барабанить

      «д-д-д-д-д-д-д-д»…                    по коленям или по столу.

                                         Звуки «т-д» произносятся во всё более быстром темпе от строчки к строчке.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Дождик»

Беспорядочные удары пальцами обеих рук по столу, проговаривая  в быстром темпе «т-д-т-д-т-д».

МАССАЖ  ушных раковин  «Слоники»

Большим и указательным пальцами разминать и пощипывать ушные раковины, затем потереть их ладонями и с силой прижимать к голове.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Насос»

Вдох носом, выдох ртом. На выдохе произносить звук /ссссссссс/. Выдох длительный, плавный.

Следить за произношением, чтобы не высовывался кончик языка!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Фокус»

На кончик носа положить кусочек ватки. Язык в форме «чашечки» поднять к верхней губе и сильно подуть на язык, чтобы ватка взлетела вверх.

(Это подготовительное упражнение для звуков /ш,ж,р/).

КОМПЛЕКС № 8                                                       средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Мышки и пышки»

Десять очень славных мышек    - показать 10 пальцев

Десять взять решили пышек.      – ладонями изобразить пирожок

Печь горячую открыли,              - кистью руки показать, как

К сковородке подскочили.         – пальцы «бегут» по столу

Лапки все пообжигали,               - каждый палец по отдельности

                                                                   отскакивает от стола                        

В норку к маме прибежали.        – неплотно сжатый кулак левой руки

                                                                 -норка, туда по очереди «забегают»

                                                                   пальцы правой руки и наоборот.

Стала мама их лечить:                 - каждый палец правой руки прижи-

Лапки в маслице мочить,              мается к центру ладони левой.

Пластырь клеить всем на ранки, - указательным пальцем правой

                                                                     руки касаться подушечек левой

А потом давать баранки.              – на обеих руках делать «колечки».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Капельки»

Нижнедиафрагмальное дыхание: вдох носом – надуть живот, выдох ртом длительный, плавный. Дуть на кончики пальцев – сдуваем капельки дождя

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Бублик» - зубы сближены, губы округлить, как при произношении звука «О», позу удержать под счёт до 5-ти.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Трубочка» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка так, чтобы получилась форма «трубочки», удержать.

«Дудочка» - выполнить упражнение «Трубочка», подуть на кончик языка («поиграть на дудочке»).

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

Растирать круговыми движениями косточки на фалангах пальцев.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Вдох носом, выдох на сложенные «трубочкой» губы – подуть на затылок соседу, чтобы волосики зашевелились.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Бублик» - зубы сближены, губы округлить, как при произношении звука «О», позу удержать под счёт до 5-ти.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Чашечка»-рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх кончик и боковые края языка, придав ему форму «Чашечки». Удержать под счёт до 5-ти.

«Фокус» - на кончик носа положить кусочек ватки. Язык в форме «чашечки» поднять к верхней губе и сильно подуть на язык, чтобы ватка взлетела вверх.

КОМПЛЕКС  № 9                                                      средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Сороконожка»

Две сороконожки                   - руки скрещены. Пальцы каждой руки

Бежали по дорожке.                 «бегут» по предплечью, затем по плечу

Всё бежали и бежали,              другой руки и обратно.

И дуг дружку догоняли.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Ёжики»

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая её так, что пальцы левой руки встают, как иголки у ёжика. Затем то же – левой рукой.

КОМПЛЕКС № 10                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Два козлика»

Вот мостик горбатый.   – ладони наложены одна на другую.

Вот козлик рогатый.      – выпрямить указательный палец и мизинец

                                                   правой руки – «рожки».

На мостике встретил он - то же на левой руке.

Серого брата.

Упрямцу с упрямцем     - соединить соответствующие пальцы.

Опасно встречаться.

С козликом козлик         - постукивать пальцами друг о друга.

Стали бодаться.

Бодались, бодались,

Сражались, сражались,  - покрутить руками

И в речке глубокой

Вдвоём оказались.          – опустить «рожки»

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Песенка водички»

Вдох носом, на выдохе пропевать слоги со звуком «С» (са-са-са, со-со-со,сы-сы-сы) – «водичка бежит» - длительно и отрывисто на одном выдохе – «капельки падают».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Проговаривание звука «Ш»:

- губы округлены, «бублик»,

- язык в форме «Чашечки» занести за верхние зубы,

- зубы сближены,

- сильно дуть на кончик языка – слышится звук «Ш-Ш-Ш».

КОМПЛЕКС №11                                                      средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Дружба»

Дружат в нашей группе          - пальцы рук ритмично соединяются

Девочки и мальчики.                 в «замок»

Мы с тобой подружим            - ритмичное касание одноимённых

Маленькие пальчики.                пальцев обеих рук

Раз, два, три, четыре, пять…  - поочерёдное касание одноимённых

                                                     пальцев, начиная с мизинцев.

Начинай считать опять.          - //--//--//--//--, начиная с больших.         

Раз, два, три, четыре, пять,     - //--//--//--//--, начиная с мизинцев.

Мы закончили считать.           – руки опустить, встряхнуть кистями.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ + ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Забор»

Сцепить пальцы, локти в стороны. Поднести сцепленные руки на уровень глаз. Вдох носом, выдох ртом. После выдоха задержать дыхание и

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

Раскатывание в ладонях шестигранных карандашей.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Кошечка сердится»

Вдох носом, задержать дыхание, сильно напрячь пальцы, расставить их – изобразить «когти», одновременно произнося звук «Ш-Ш-Ш-Ш» - выдох.

Повторить 5-7 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Ловим язычок» - рот широко открыт, произносим звук «А», зажимая кончик языка зубами. При этом отчётливо слышится звук «Л-Л-Л».

Повторить 5-6 раз.

КОМПЛЕКС № 12                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«На блины»

Стала Маша гостей созывать:            - 4 хлопка

- И Иван приди, и Степан приди,      - указательным пальцем одной

- И Андрей приди, и Матвей приди,  руки прикасаться к подушечкам

- А Митрошечка: - Ну, пожалуйста!   другой, начиная с большого.

Стала Маша гостей угощать:            - 4 хлопка

- И Ивану блин, и Степану блин,     - нажимать на подушечки паль-

- И Андрею блин, и Матвею блин,     цев, начиная с большого.

- А Митрошечке – мятный пряничек.- 4 раза нажать на мизинец.

Стала Маша гостей провожать:          - 4 хлопка

- Прощай, Иван, прощай, Степан,      - загибать пальцы, начиная

- Прощай, Андрей, прощай, Матвей,   с большого.

- А Митрошечка, моя крошечка,        - пальцы одной руки в щепоть,

Ты побудь со мной                                 поглаживают мизинец другой.

Ещё немножечко!

потянуть сцепленные руки в стороны, а голову вверх – «выглянуть из-за забора». Расслабить руки и плечи – выдох.

Повторить 4-5 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

«Ловим язычок» - рот широко открыт, произносим звук «А», зажимая кончик языка зубами. При этом отчётливо слышится звук «Л-Л-Л».

Повторить 5-6 раз.

МАССАЖ

Самомассаж ушных раковин «Слоники»

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Снежинки»

На ладонь положить кусочек ватки. Вдох носом, на выдохе произносить звук «с-с-с», сдувая ватку с ладошки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Совместные однонаправленные движения языка и глаз:

Вверх – вниз «Качели»,

Влево – вправо «Часики»,

Круговые движения «Рисуем круг».

КОМПЛЕКС № 13                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Братцы»

Засиделись в избушке братцы.            – ладони выпрямлены, пальцы

                                                                              сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться.            – отвести мизинец в сторону и

                                                                               удержать.

Да скучно ему гулять одному.             – мизинец возвращается в и. п.

Зовёт он братца вдвоём прогуляться.  – отвести мизинец и безымян-

                                                                              ный пальцы и удержать.

Но скучно им гулять двоим,                 - пальцы возвращаются в и. п.

Зовут они братца втроём прогуляться. – отвести мизинец, безымян-

                                                                               ный и средний пальцы.

Грустно старшим сидеть в избе –     - большой и указательный 4 раза

                                                                           соприкасаются.

Зовут они братцев домой к себе.      – пальцы соединяются в щепоть.

КОМПЛЕКС №14                                                      средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Трик – трак»                            

Трик – трак, трик – трак!          - пальцы сцеплены. Запястья по очере-

                                                                 ди прогибаются, перекатываются.

Под мостом жил старый рак.   – левая рука вытянута. Правую подвес-

                                                               ти под неё. Пошевелить указательным

                                                                 и средним пальцами.

Рыжий кот пришёл на мост.    – указательный и средний пальцы пра-

                                                                вой руки «бегут» по левой от плеча

                                                                до запястья.

Рак схватил кота за хвост.      – правый мизинец прячут в левый кулак

«Мяу – мяу! Помогите!          - мизинец «в плену», остальные соединя-

                                                              ются и разъединяются с большим –

                                                              «мяукают».

С хвоста рака отцепите!»       - выдёргивают мизинец правой руки.

Все бегут, и ты беги!              - пальчики «бегут» по столу.

Коту Ваське помоги!              - хлопки в ритме текста.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ + ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Забор»

Сцепить пальцы, локти в стороны. Поднести сцепленные руки на уровень глаз. Вдох носом, выдох ртом. После выдоха задержать дыхание и

потянуть сцепленные руки в стороны, а голову вверх – «выглянуть из-за забора». Расслабить руки и плечи – выдох.

Повторить 4-5 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

«Грибок» - присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире, чтобы вытянулась подъязычная уздечка, щёлкнуть языком («сорвали грибок»).

«Холодно» - зубы сближены, губы в улыбке. В быстром темпе стучать кончиком языка в сомкнутые зубы, произнося «да-да-да-да». Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Дятел» - то же, что «Холодно», но стучать языком в дёсны верхних зубов, рот при этом широко открыт

КОМПЛЕКС № 15                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Дождик»

Дождик капнул на ладошку –        - указательным пальцем одной

                              «т-д, т-д, т-д»,      руки стучать в ладонь другой.

На цветок – «т-д, т-д, т-д»             - левая рука в щепоть.

И на дорожку – «т-д, т-д, т-д».      – ладонь тыльной стороной вверх

Застучал по крыше он –                 - сделать «крышу» левой рукой

           «т-д, т-д, т-д, т-д, т-д»

И раздался частый звон –              - пальцами обеих рук барабанить

      «д-д-д-д-д-д-д-д»…                    по коленям или по столу.

                                         Звуки «т-д» произносятся во всё более быстром темпе от строчки к строчке.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ+ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Не дрожать!»

Сделать вдох через нос и сложить ладони на уровне глаз. Затем, выдыхая через рот, чуть опустить правую руку вниз. Одновременно сгибать пальцы левой руки, охватывая ими кончики пальцев правой руки. Потом, делая вдох через нос, разогнуть пальцы левой руки, одновременно поднимая чуть вверх правую руку и охватывая её пальцами кончики пальцев левой руки. Упражнение повторить 7 – 8 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Совместные однонаправленные движения языка и глаз:

Вверх – вниз «Качели»,

Влево – вправо «Часики»,

Круговые движения «Рисуем круг».

Затем эти упражнения в противоположных направлениях:

«Качели» - язык вниз - глаза вверх, язык вверх – глаза вниз.

«Часики» - язык влево – глаза вправо, язык вправо – глаза влево.

КОМПЛЕКС № 16                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Поросята»

      Два пухлых поросёнка    - два больших пальца, опущенные вниз,

      Купаются в пруду.             вращаются.

Два ловких поросёнка           - указательные пальцы перескакивают

Играют в чехарду.                    друг через друга.

     Два сильных и весёлых    - средние пальцы несколько раз поднима-

     Играют в баскетбол.           ются и опускаются, «подбрасывая мяч»

Два самых быстроногих       - безымянные скользят, «пинают мяч».

Бегут гонять в футбол.

     Два маленьких, весёлых   - мизинцы «скачут»

     Танцуют и поют.

Потом все поросята                - пальцы «шагают « по столу.

Обедать в дом идут.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ+ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Не дрожать!»

Сделать вдох через нос и сложить ладони на уровне глаз. Затем, выдыхая через рот, чуть опустить правую руку вниз. Одновременно сгибать пальцы левой руки, охватывая ими кончики пальцев правой руки. Потом, делая вдох через нос, разогнуть пальцы левой руки, одновременно поднимая чуть вверх правую руку и охватывая её пальцами кончики пальцев левой руки. Упражнение повторить 7 – 8 раз.

АРТИКУДЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Качели» - рот открыт. Кончиком языка прикасаться попеременно к верхней и нижней губе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

«Грибок» - присосать язык к нёбу, открыть рот как можно шире, чтобы вытянулась подъязычная уздечка, щёлкнуть языком («сорвали грибок»).

«Трубочка» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка так, чтобы получилась форма «трубочки», удержать.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ + ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Забор»

Сцепить пальцы, локти в стороны. Поднести сцепленные руки на уровень глаз. Вдох носом, выдох ртом. После выдоха задержать дыхание и

потянуть сцепленные руки в стороны, а голову вверх – «выглянуть из-за забора». Расслабить руки и плечи – выдох.

Повторить 4-5 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Барабан» - в быстром темпе стучать языком в дёсны верхних зубов, произнося [да – да – да – да].

«Лошадка» - цокать языком, стараясь удерживать неподвижно нижнюю челюсть.

«Моторчик» - зубы открыты, губы в «улыбке». Стучать языком в верхние зубы или дёсны, произнося  [дж-дж-дж-дж] (можно сочетать с движением рук, крутя ладонями перед собой).

КОМПЛЕКС № 17                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Дай молочка, Бурёнушка,         - дети показывают, как доят корову

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки,                  - делают «мордочки» из пальчиков

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,          - загибают по одному пальчику на

Творогу немножечко,                 обеих руках, начиная с мизинцев

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье                   - снова «доят»

Молоко коровье.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

Раскатывание в ладонях шестигранных карандашей.

КОМПЛЕКС № 18                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Утречко»

Утро настало,                     - ладони накладываются друг на друга,

Солнышко встало.               пальцы растопырены.

- Эй, братец Федя,            - правая рука в кулаке, вращательные движе-

Разбуди соседей!                 ния большим пальцем.

- Вставай, Большак!          - большим и указательным пальцами правой

Вставай, Указка!                 руки щёлкать по соответствующим

Вставай, Серёдка!               пальцам левой руки.

Вставай, Сиротка!

И крошка – Митрошка!

- Привет, Ладошка!          - щелчок в центр ладони.

Все проснулись                 - руки поднять вверх, пошевелить пальцами.

И потянулись!

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Аист»

Стоя, ноги вместе. На вдохе поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть в колене. На выдохе ногу и руки опустить, произнося звук «ш-ш-ш». Меняя ноги, повторить 4-5 раз.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

«Ловим язычок» - рот широко открыт, произносим звук «А», зажимая кончик языка зубами. При этом отчётливо слышится звук «Л-Л-Л».

Повторить 5-6 раз.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Шарик»

Вдох носом – надуть щёки.

Выдох – хлопнуть ладонями по щекам – [пффф].

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Лошадка» - цоканье языком. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

«Пчела и Шмель» - поочерёдно проговаривать звукосочетания [дззз - джжж], постепенно ускоряя темп.

«Моторчик» - зубы открыты, губы в «улыбке». Стучать языком в верхние зубы или дёсны, произнося  [дж-дж-дж-дж] (можно сочетать с движением рук, крутя ладонями перед собой).

КОМПЛЕКС № 19                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Лестница в небо»

Кончик указательного пальца правой руки смыкается с кончиком большого пальца левой. Указательный палец левой руки – с большим пальцем правой.

 Нижние два пальца размыкаются и обходят с двух сторон сомкнутые пальцы и вновь встречаются над ними. Движения повторяются.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Фокус»

Кусочек ватки положить на кончик носа. Рот открыт, язык в форме «Чашечки», дуть на нос, чтобы ватка слетела вверх.

КОМПЛЕКС № 20                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Лестница в небо»

Кончик указательного пальца одной руки соединяется с кончи-

ком большого пальца другой – «окошечко». Нижняя пара пальцев размыкается, обходит с двух сторон сомкнутые пальцы, и в пару к большому встаёт средний, затем безымянный и мизинец другой руки, делая по одному «шажку». Затем – от мизинца до указательного.

МАССАЖ  РУК

«Погладим кошечку»

Подушечками пальцев одной руки поглаживать тыльную сторону другой руки от кончиков пальцев до локтя. Затем пощипывать, снова погладить.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Отвёртка»

Подушечками пальцев одной руки по очереди «крутить дырки» в центре ладони другой руки.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Чашечка»-рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх кончик и боковые края языка, придав ему форму «Чашечки». Удержать под счёт до 5-ти.

«Трубочка» - рот открыт. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Загнуть вверх боковые края языка так, чтобы получилась форма «трубочки», удержать.

«Вкусное варенье» - рот открыт. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу движением спереди назад. Следить за неподвижностью нижней челюсти!

«Индюк» - то же, что «Вкусное варенье», но в быстром темпе, проговаривая «ба-ба-ба», слышится «ла-ла-ла».

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Дыхание через одну ноздрю»

Прижать пальчиком крыло одной ноздри, вдох и выдох – через одну ноздрю.

Вдох – через одну, выдох – через другую ноздрю.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

Совместные однонаправленные движения языка и глаз:

Вверх – вниз «Качели»,

Влево – вправо «Часики»,

Круговые движения «Кошечка облизывается».

Затем эти упражнения в противоположных направлениях:

«Качели» - язык вниз - глаза вверх, язык вверх – глаза вниз.

«Часики» - язык влево – глаза вправо, язык вправо – глаза влево.

КОМПЛЕКС № 21                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Паук»

У тебя, скажи, паук,               - мизинец одной руки смыкается с боль-

                                                            шим пальцем другой руки. Ладони

Сколько ног и сколько рук?    друг к другу.

Отвечай-ка, паучок,               - нижняя пара рук размыкается, повора-

Сколько рук и сколько ног?    чивается и вновь смыкается.

- Когда лапы по дорожке       - кисти скрещены, пальцы «бегут» по

Ходят – это мои ножки.           столу.

Лапы вяжут паутинку,           - пальцы в «щепоть» - «ткут».

Будто руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой,    - кисти скрещены, идут по столу

Мои лапы – это ножки.            пальчиками.

Если попадутся мухи,            - хватательные движения. Пальцы полу-

Лапы цапнут их, как руки!      согнуты, подушечки и запястья соеди-

                                                            няются.

КОМПЛЕКС № 22                                                     средняя группа

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

«Птичка»

Птичка крылышки сложила,  - выпрямленные пальцы сцепить в замок

Птичка пёрышки помыла.      – тереть боковые поверхности пальцев

                                                              друг о друга.

Птичка клювом повела,          - выпрямленные, соединённые мизинцы

Птичка зёрнышки нашла.         изображают клюв, остальные прижаты

Птичка зёрнышки поела,       - соединённые мизинцы стучат по столу. 

Птичка песенку запела.          – соединять и разъединять мизинцы.

Птичка крылышки раскрыла, - кисти скрещены, шевелятся. Пальцы

Полетела, полетела!                  выпрямлены.

МАССАЖ  ПАЛЬЦЕВ

«Домик»

Соединить подушечки пальцев обеих рук. Пальцами одной руки с усилием нажимать на подушечки пальцев другой руки поочерёдно.

МАССАЖ РУК + ДЫХАТЕЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

«Забор»

Пальцы полусогнуты и сцеплены друг с другом, локти в стороны. Руки на уровне глаз. Вдох носом – одновременно потянуть руки в стороны, а голову вверх. Задержать дыхание, затем выдох – расслабиться.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Письмо» - кончик языка прижат к дёснам верхних зубов. Прижать язык зубами, чтобы кончик языка прижался к спинке – «сложить конвертик», удержать.

«Барабан» - в быстром темпе стучать языком в дёсны верхних зубов, произнося [да – да – да – да].

«Моторчик» - зубы открыты, губы в «улыбке». Стучать языком в верхние зубы или дёсны, произнося  [дж-дж-дж-дж] (можно сочетать с движением рук, крутя ладонями перед собой).

«Сердитая муха» - напряжённым языком сильно ударять в дёсны верхних зубов, произносить [джжжж – джжжж – джжжж].

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

«Неваляшка»

Качание головой:

Вдох – голова к одному плечу, выдох – голова к другому.

Затем то же с закрытыми глазами.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

«Язычок и лошадка»

Как-то раз Язычок, выглянув в дверь (движение языком), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в «улыбку», зубы покусывают) и весело помахивала хвостом (движения языком из стороны в сторону).

На спине у лошадки было широкое седло (упражнение «Чашечка), и Язычок решил покататься верхом. Он вскочил в седло, и лошадка поскакала! (упражнение «Лошадка»).

Время от времени Язычок натягивал поводья (имитация движения – упражнение «Натянем поводья») и останавливал лошадку: «Тпр-р-р…» (подуть на губы, а затем на губы и язык). Повторить 3 -5 раз.

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики

и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения

в средней группе детского сада.

Составила: учитель – логопед МАДОУ «Д/С № 26»  Богомолова Наталья Павловна.

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений помогает предупредить появление заикания, нормализует темп речи, растормаживает собственную речевую активность ребёнка.

Дыхательная гимнастика служит для постановки правильного речевого и физиологического (нижнедиафрагмального дыхания). Систематическое выполнение дыхательной гимнастики помогает увеличить жизненный объём лёгких, служит профилактикой простудных заболеваний (носовой вдох позволяет холодному воздуху прогреться в полости носа), является действенным  средством в лечении заикания.

Массаж и самомассаж (пальцев, кистей, лица, ушных раковин и т.п.) помогает нормализовать мышечный тонус, снять мышечное напряжение.

Артикуляционная гимнастика помогает развить подвижность органов артикуляционного аппарата и сформировать правильный уклад для произношения «трудных» звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада "Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"

Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи....

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик...

"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик для коррекционной работы в домашних условиях

Данные комплексы адресованы родителям для использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха и речи в домашних условиях...

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения во второй младшей группе детского сада.

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...

Комплекс артикуляционной, пальчиковой, дыхательной, мимической гимнастики по теме «Зима».

В презентации представлен комплекс упражнений, который может использоваться при проведении индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий по теме «Зима»....