Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Взаимодействие ДОУ с родителями

    Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_dou_s_roditelyami.docx50.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством о браке и семье

    Введение.     

                       «Детство – важнейший период человеческой жизни,

    не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

    самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство,

    кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум

    и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени

    зависит, каким станет сегодняшний малыш»

                                                            Сухомлинский В.А.

    Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

    За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольные учреждения – два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В ДОУ ребёнок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

    Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи [5, с. 5].

    На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 17 Закона РФ «Об образовании в РФ». В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

    Семейный кодекс РФ в статье 56 определяет ответственность родителей (законных представителей) на защиту прав своего ребенка, а одно из прав ребенка - право на воспитание в образовательных учреждениях.

    «Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

    1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми». [4, с.21].

    Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей.

    Издавна ведётся спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

    «Е.П. Арнаутова и В.М. Иванова, рассмотрев все преимущества и недостатки общественного воспитания, пришли к следующим выводам.

    Недостатки общественного воспитания (ДОУ):

    1. Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность.
    2. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами поведения, методами воздействия на ребёнка.
    3. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребёнком.
    4. Сравнительная жёсткость режима дня.
    5. Общение с детьми одного возраста.

    Преимущества общественного воспитания (ДОУ):

    1. Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний, научно – методических пособий.
    2. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.
    3. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей.
    4. Применение методов воспитания и обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей.
    5. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития.
    6. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе.
    7. Возможность общаться и играть с широким кругом сверстников.

    Преимущества семейного воспитания:

    1. Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребёнком, эмоциональная насыщенность отношений.
    2. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребёнка.
    3. Индивидуальная обращённость педагогических воздействий к  ребёнку.
    4. Подвижный режим дня.
    5. Возможность общаться с детьми – родственниками разных возрастов.

    Недостатки семейного воспитания:

    1. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы.
    2. Стихийный характер воспитания и обучения ребёнка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания.
    3. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, напонимание важности этих условий для ребёнка.
    4. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представления о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках семейного воспитания.
    5. Непонимание  роли оценки в воспитании и обучении ребёнка, стремление оценивать не его поведение, а личность.
    6. Однообразие и малосодержательность  деятельности ребёнка в семье.
    7. Недостаток общения с детьми в игре.
    8. Неумение дать ребёнку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

    Важно сочетать воспитание ребёнка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников, поэтому необходимо взаимодополняющее, взаимообогащающее сотрудничество детского сада и семьи». [5, с. 6-7].

    Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

    Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

    Философия взаимодействия семьи и ДОУ

    Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

    Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.

    • В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
    • Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).

    Главным моментом в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что:

    • родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.
    • Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

    Придать ДОУ «открытость» внутрь значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. Личной готовностью открыть самого себя педагог заражает детей и родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими проблемами, свободно высказывают свои претензии. Однако педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства и фамильярности.

    «Открытость» ДОУ внутрь – это значит вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители могут организовать эпизодическое мероприятие (экскурсию, беседу, оформление стенда, изготовление пособий и др.). После таких мероприятий дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих близких, гордиться ими. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять стиль домашнего воспитания, а иногда просто поучиться.

    «Открытость» ДОУ наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума своего микрорайона, готов сотрудничать с библиотекой, школой (музыкальной, общеобразовательной), спортивным комплексом и др. Несомненная ценность такой работы заключается в упрочнении связи с семьёй, расширение социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада. А это в свою очередь, работает на авторитет ДОУ и общественного воспитания в целом.

    В условиях «открытого» детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребёнок, поиграть с детьми. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные посещения родителей, ошибочно принимая их за контроль своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей. Тогда вместо претензий у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это – первые ростки сотрудничества. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями ДОУ является то, что они изучают своего ребёнка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

    Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

    Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    Формы взаимодействия педагогов с родителями.

    Для привлечения родителей в систему работы ДОУ педагоги повышают компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничают с семьей по введению и реализации ФГОС ДО, с использованием различных форм.

    В последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, которые предполагают вовлечение родителей  в активное участие в педагогический процесс ДОУ.

    Формы взаимодействия педагога с семьёй не остаются неизменными.

    1. «Индивидуальная форма работы: индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.
    2. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания: дифференцированный подход.
    3. Воздействие на семью через ребёнка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребёнку эмоционально комфортно, он обязательно поделиться своими впечатлениями с близкими. Родители обязательно расспросят педагога о предстоящих развлечениях, предложат свою помощь.
    4. Различные мероприятия с участием педагогов, родителей и детей: спортивные развлечения, календарные и народные праздники, мини – музеи, конкурсы различной направленности, фото выставки, выставки совместного творчества, посиделки, клуб «Мамин огонек», подготовки к спектаклям; собрания в форме «Давайте познакомимся», «Порадуем друг друга»; проведение дней открытых дверей, дней добрых дел, литературных вечеров». [5, с. 10-11].
    5. Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь  ДОУ.

    Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

    1. Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к педагогам, заведующему или старшему воспитателю. Необходимо ориентировать на использование сайта ДОУ. Родители могут задавать вопросы на сайте.  Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно, или на сайте ДОУ. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично. [3, с. 15].

    Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей наметились. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная.

    • Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
    • Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
    • Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям.
    • Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.
    • При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
    • Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.
    • Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

    Алгоритм взаимодействия с семьёй

    Согласно С.В. Глебовой, выделяется 6 стадий взаимодействия с семьей [1, с. 17-18]:

    1 стадия

    Поиск контактов при встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

    2 стадия

    Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребёнке, подчёркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

    3 стадия

    Установление общих требований к воспитанию ребёнка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребёнка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

    4 стадия

    Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

    5 стадия

    Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях. Затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребёнка.

    6 стадия

    Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идёт реализация единых педагогических воздействий.

    Инициатором контакта является педагог.

    Заключение.

    «Семья и ДОУ связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

    В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным образовательным организациям предъявляются повышенные требования.

    Необходимостью следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (вся работа должна подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и др.).

    Практические работники ищут новые, инновационные формы работы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания. Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей совместно с традиционными способствует повышению эффективности работы с родителями. Все формы взаимодействия  должны быть направлены на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа».  [5, с. 33-34].

               Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

    В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

    Ребенок учится тому, 
    что видит у себя в дому - 
    родители пример ему. 

    Кто при жене и детях груб, 
    кому язык распутства люб - 
    пусть помнит, 
    что с лихвой получит от них все то, 
    чему их учит. 

    Коль видят нас и слышат дети - 
    мы за слова свои в ответе и за дела! 
    Легко толкнуть детей на нехороший путь. 
    Держи в приличии свой дом, 
    чтобы не каяться потом!        

    Автор: Себастьян Брандт

     

    Литература.

    1. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст]. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж, 2007. – 111 с.
    2. Доронова Т.Н. «Девочки и мальчики в семье и детском саду»
    3. Журнал «Дошколенок Кузбасса» 2010 г. № 1
    4. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст]: методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 112с.
    5. Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] /А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – Москва: Изд-во Творческий Центр, 2011. – 121с.
    6. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]. М., 2002. – 64 с.
    7. Сертакова, Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст]: метод. пособие./ Н.М. Сертакова. – СПб., 2013. – 80 с.
    8. Свирская, Л. Работа с семьей: необязательные инструкции [Текст]: метод.  пособие для работников ДОУ. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
    9. Федеральный закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 21.09.2013г. [Интернет-ресурс] – Справочная система «Консультант-плюс».

     

    Приложение 1.             Анкета для родителей:

    «Мой ребенок и его и его индивидуальные особенности»

        Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребенке, используя

    наши вопросы – подсказки! Ваши ответы помогут воспитателям и специалистам быстрее и лучше установить контакт с вашим ребенком, лучше понять его личность. Заранее благодарим за сотрудничество!

    1. Каков Ваш ребенок (уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
    2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
    3. Какое у него любимое занятие?
    4. Есть ли у Вашего ребенка какие – либо способности?
    5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
    6. Часто ли плачет Ваш ребенок? Причина этому?
    7. Как спит? Как засыпает?
    8. Быстро ли он устает? Почему?
    9. Как он реагирует на неудачи?
    10. Как реагирует на замечания? Наказания?
    11.  Как у ребенка проявляется самостоятельность? Есть ли стремление проявить самостоятельность?
    12.  Каковы отношения со сверстниками? (умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли, успешно выполняет ведущие и второстепенные роли, подчиняется другим детям)?
    13. О каких еще особенностях своего ребенка Вы хотите нам поведать?

    Приложение 2.          «Ваши пожелания и ожидания»  (опрос родителей):

    Уважаемые родители!

    1. Каким бы Вы хотели видеть к себе отношение сотрудников как родителю?
    2. С Вашей точки зрения: а) насколько (или чем) персонал осложняет Вашу жизнь?  б) как он мог бы облегчить Вашу жизнь?
    3. Чему персонал может научиться у родителей?
    4. А чему Вам бы хотелось научиться у воспитателей?
    5. В какой форме Вы могли и хотели участвовать в работе ДОУ?
    6. Что понравилось бы (или нравиться) Вам как родителю, участвующему в работе детского сада?
    7. Что необходимо для эффективной работы?
    8. Что Вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день?

    Обязательно предлагаются анкеты для родителей в соответствии с темами педсоветов, согласно годовому плану.

    Приложение 3.    Интересной формой консультирования могут быть – шпаргалки для родителей.

             Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка – это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сделать все по-своему.

    Чтобы использовать шпаргалки для работы с родителями, целесообразно выбирать отдельные темы из предложенных, копировать и вывешивать в родительском по одной. Если особенности семьи требуют от Вас деликатного подхода к подаче информации, предложите родителям все тексты «в сборе», возможно, они самостоятельно найдут те шпаргалки, которые станут для них опорой.

    Шпаргалка для родителей: «Если ребенок вынуждает вас делать покупки».

        Это вполне распространенное явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрослых. Новая игрушка, шоколадка вызывает чувство удовлетворения на некоторое время, но не надолго.

    Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это – рисование, завтра – динозавры и т.д.

    Особое значение требование покупок может иметь в 4 – 5 лет. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).

    Как предотвратить проблему.

    Постарайтесь, чтобы не испытывал дискомфорта недостатка проявлений Вашей любви и заботы. Вовсе не обязательно делать для этого покупки – шишка из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вызовут не меньше радости, разбудят воображение.

    Всегда предупреждайте о готовящемся походе в магазин за покупками специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчетах за нее вполне сообразны потребностям ребенка в социальных навыках и принесут удовлетворенность.

    Не лишайте ребенка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть.

    Если требования покупок неправомерны, не сообразны с Вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать внимания, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности себя и других.

    Темы шпаргалок для родителей могут быть разными:

    1. Как защитить интересы своего ребенка.
    2. Если ребенок все время льнет к Вам.
    3. Если дети балуются.
    4. Если ребенок плохо ест.
    5. Если ребенок кусается. Дерется.
    6. Ели ребенок сосет палец.
    7. Если ребенок дразниться и ругается.
    8. Если ребенок слишком много капризничает и плачет.
    9. Если ребенок часто устраивает истерики.
    10. Если ребенок слишком много смотрит телевизор.
    11. Если ребенок испытывает страхи.
    12. Если ребенок ябедничает. Обманывает. Упрямиться.
    13. Маленькая «коробочка» - склонность к накопительству.
    14. Воровство. Злость и жестокость.
    15. Активные дети. Рассеянные дети. Стеснительные и замкнутые. Одаренный ребенок.
    16. Дети с преждевременным сексуальным развитием.
    17. Если у ребенка нет друзей. Не нравятся друзья ребенка. [8, c. 63-107]

    Приложение 4. Консультация для родителей:

    «УПРЯМЫЙ  РЕБЕНОК»

     При воспитании ребенка родители часто сталкиваются с проявлением упрямства. Порой это упрямство напоминает противостояние воли родителей и ребенка, и каждая сторона ждет, кто же уступит первым.

    Если родители не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства.

    Что такое капризы? Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное -  не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремится добиться еще большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в кругу внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного: «Я не хочу».

    Родителям не стоит поддаваться на все капризы ребенка, поскольку, почувствовав, что Вы всегда готовы на уступки, он может начать пользоваться этим.

    Несколько советов о том, как не конфликтовать с упрямым ребенком:

    • Без паники! Наблюдая приступ упрямства, сделайте для себя вывод о его причинах, но не беспокойтесь о том, что с ребенком происходит что-то опасное.
    • Не уходите из поля зрения. Как бы не вел себя ребенок, ему важно, чтобы его любили и понимали.
    • Не спорьте! В «штопоре» ребенок ничего не видит и не слышит, а наказание лишь усилит протест.
    • Не зовите никого вмешаться и пристыдить малыша. Если конфликт начался на улице, лучше всего увести ребенка в тихое место.
    • Займитесь чем-нибудь интересным для малыша.
    • Не сдавайтесь! Если вначале вы сказали «нельзя», а после всех слез и истерик пожалели ребенка, то он и в другой раз попытается этим воспользоваться. [3, c. 6]

    Приложение 5. Консультация для родителей:

    «ЛЕЧЕНИЕ  ЛЮБОВЬЮ»

    Представьте, что Ваш малыш имеет внутренний резервуар, который всегда должен быть насыщен материнской любовью. Если ее не хватает, ребенок болеет. Есть несколько способов пополнить этот «резервуар».

             Почаще поглаживать кроху, обнимать, возиться с ним, бороться – но в меру. Внимательный родитель увидит, когда малышу достаточно таких физических контактов.

             Как можно чаще смотреть в глаза своему ребенку, с любовью и нежностью, несмотря ни на какие его выходки.

             Материнский голос – великолепное и такое необходимое крохе лекарство!

             Базовая программа «Флюиды любви» полезна любому, в том числе и здоровому ребенку. Программа состоит из 4 блоков тщательно подобранных фраз и выражений, которые Вы должны выучить и каждый вечер говорить спящей крохе.

             Подойдите и убедитесь, что малыш спит, притроньтесь к его руке или головке и произнесите (сначала мысленно, затем вслух) фразу за фразой, со всей силой материнского убеждения посыпая крохе флюиды любви.

             Витамин материнской любви:

    Я тебя очень сильно люблю. Ты самое дорогое, что у меня есть. Ты моя родная частичка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим.

             Физическое здоровье (говоря, представляйте своего ребенка в идеале, здоровым и крепким):

    Ты сильный, здоровый, красивый малыш. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкое и здоровое сердечко, грудка, животик. У тебя нежная, гладкая, влажная кожа. Ты легко и красиво двигаешься. Ты здоровый, закаленный, редко и мало болеешь.

             Нервно-психическое здоровье:

    Ты спокойный ребенок. У тебя хорошие крепкие нервы. Ты умный малыш. У тебя хорошо развивается ум. Ты хорошо спишь, быстро засыпаешь. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться. Ты видишь только добрые сны. У тебя хорошо и быстро развивается речь.

             Эмоциональный эффект очищения от болезней (народная медицина):

    Я забираю и выбрасываю твою болезнь. Я забираю и выбрасываю …( перечислите проблемы вашего малыша). Я тебя очень сильно люблю.

             Программа абсолютно позитивная, здесь нет никаких «не». Вы просто пробуждаете в малыше желание быть хорошим, счастливым, здоровым, закрепляя уверенность, что это возможно.

             Еще одна важнейшая составляющая «лечение материнской любовью» - ведение дневника. Каждый день Вы должны увидеть в своем ребенке что-то новое, пусть маленькое, но улучшение его состояния. Прошлого не существует, главное, жить по принципу «здесь и сейчас».

             Благодаря такому «лечению любовью» меняется атмосфера в вашей семье, отношения становятся теплее и доверительнее. . [3, c. 10]

    Приложение 6.  Консультация для родителей:

    «ДЕВОЧКИ  И  МАЛЬЧИКИ.  КАКИЕ ОНИ?»

    Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами.

         Психологи считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок.

        Учеными достоверно установлено – девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.

       Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики – с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков зрительное восприятие. В речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек. Самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек.

    При обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение взрослого на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

    При оценке поведения детей и результатов их деятельности взрослым необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Девочкам очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях.

    Становится очевидным, что детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписаного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Дети не приемлют в своем обществе поведенческих нарушений. Причем женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.

    Приложение 7. Развлечение ко Дню Матери «Моя любимая мамочка»

    Цель: Развивать у детей интерес к традициям, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. Воспитывать уважительное отношение к маме.

    Ведущий: Добрый вечер! Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер в этом уютном зале. Ведь именно в ноябре мы отмечаем День Матери. Приветствуем всех, кто пришел на наш вечер, который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же самым красивым, нашим мамам.

    Сегодня праздник, а в праздник принято дарить подарки. Мы решили не отступать от этой замечательной традиции и в самом начале нашего праздника подарить мамам лучший подарок, встречайте – это ваши дети! (дети входят в зал под музыку)

    Ребенок:  «День Матери» - праздник особый,
    Отметим его в ноябре:
    Зимы ожидает природа,
    И слякоть ещё на дворе.
    Но мы дорогим нашим мамам
    Подарим весёлый концерт!
    Тепла и улыбок желаем,
    Огромный вам детский……
    Все: Привет!

    Дети: Мама — это небо!

    Мама — это свет!

    Мама — это счастье!

    Мамы лучше нет!

    Мама — это сказка!

    Мама — это смех!

    Мама — это ласка!

    Мамы любят всех!

    Мама улыбнется,

    Мама погрустит,

    Мама пожалеет,

    Мама и простит.

    Мама — осень золотая,

    Мама — самая родная,

    Мама — это доброта,

    Мама выручит всегда!

    Мама, нет тебя дороже,

    Мама все на свете может,

    Мам сегодня поздравляем,

    Мамам счастья мы желаем.

     Мама, я тебя люблю,

    Песню я тебе дарю!

    Дети поют песню «Осень мастерица»

    Ведущий: сегодня мы предлагаем нашим мамам поучаствовать в конкурсах вместе со своими детьми. Первый наш конкурс называется «Отгадай на ощупь». Мамы любят готовить для своих детей что-то вкусное. И даже с закрытыми глазами могут различить продукты( гречка, фасоль, горох, рис, мука, крахмал).

    Дети: Если был бы я девчонкой,

    Я бы время не терял!

    Я б на улице не прыгал,

    Я б рубашки постирал.

    Я бы вымыл в кухне пол,

    Я бы в комнате подмел,

    Перемыл бы чашки, ложки,

    Сам начистил бы картошки,

    Все свои игрушки сам

    Я б расставил по местам!

    Отчего ж я не девчонка?

    Я бы маме так помог!

    Мама сразу бы сказала:

    Молодчина ты, сынок!»

    Ведущий: следующий наш конкурс называется «Мы знаем друг друга» . Первое задание очень простое: мамам предстоит с закрытыми глазами найти своего ребенка.

    Второе задание: «Чья это мама?»

    Ведущий предлагает детям послушать загадки про мам и отгадать их

    Эти шарики на нити
    Вы примерить не хотите ль?
    На любые ваши вкусы
    В маминой шкатулке….(
    бусы)

    В ушках маминых сверкают,
    Цветом радуги сверкают.
    Серебрятся капли-крошки
    Украшения….(
    сережки)

    Назовите-ка посуду:
    Ручка прицепилась к кругу.
    Блин испечь ей – ерунда
    Это же….(
    сковорода)

    В брюхе у него вода
    Забурлила от тепла.
    Как разгневанный начальник.
    Быстро закипает….(
    чайник)

    Это кушанье для всех
    Мама сварит на обед.
    И половник тут как тут-
    Разольет в тарелки ….(
    суп)

    Дети: Поет моя мама всегда за работой.

    А я ей всегда помогаю с охотой!

    Мечтаю на маму похожим я стать.

    Гладить учусь и варить. И стирать!

    И пыль вытираю, и пол подметаю…

    Мечтаю.  Мечтаю.  Мечтаю.  Мечтаю. 

    Мечтаю…

    Мечтаю, как мама, все делать уметь,

    И, может, как мама, я выучусь петь.

    Дети исполняют песню «Про маму»

    Ребенок: И мамы все заулыбались.

    Значит, мы не зря старались.

    Чтоб совсем развеселить.

    На «Вальс» их надо пригласить.

    Дети приглашают мам на «Мамин вальс».

    Ведущий: каждый ребенок любит свою маму и считает ее самой красивой. Следующий конкурс так и называется «Наряди маму».

    В следующем конкурсе мы приглашаем поучаствовать мам. Приближается Новый год. Вам нужно составить праздничное меню, но непростое. Все блюда из меню первой команды должны начинаться на букву «М», а второй – на букву «С».

    Игра «Чей круг соберется быстрее». Под веселую музыку все бегают врассыпную, по окончании музыки надо встать каждому к своей маме.

    Дети: Мы наш праздник завершаем,

              Милым мамам пожелаем,

    Чтобы мамы не старели,

    Молодели, хорошели.

    Мы желаем нашим мамам,

    Никогда не унывать,

    С каждым годом быть всё краше

    И поменьше нас ругать.

    Пусть невзгоды и печали,

    Обойдут вас стороной,

    Чтобы каждый день недели,

    Был для вас как, выходной

    Вальс с мамой

    Ведущий Стихотворение

    Берегите своих детей,

    Их за шалости не ругайте.

    Зло своих неудачных дней

    Никогда на них не срывайте.

    Не сердитесь на них всерьез,

    Даже если они провинились,

    Ничего нет дороже слез,

    Что с ресничек родных скатились.

    Если валит усталость с ног

    Совладать с нею нету мочи,

    Ну, а к Вам подойдет сынок

    Или руки протянет дочка.

     Обнимите покрепче их,

    Детской ласкою дорожите

    Это счастье - короткий миг,

    Быть счастливыми поспешите.

    Ведь растают как снег весной,

    Промелькнут дни златые эти

    И покинут очаг родной

    Повзрослевшие Ваши дети.

    Ведущий: наш вечер подошел к концу. Мы благодарим всех участников конкурса за доставленное удовольствие и праздничное настроение. Спасибо вам, дорогие мамы,  за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло.  И пусть каждой из вас, почаще,  говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе! В заключении нашего праздника примите от своих детей небольшие сувениры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

    В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

    Значение взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях реализации ФГООС ДО

    Значение взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях реализации ФГООС ДО....

    Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в рамках введения и реализации ФГОС ДО»

    Активизация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребенка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО; Оптимизация системы взаимодействия с семьей через исп...

    Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС ДО

    Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей от рождения до поступления в школу. Несмотря на различные ...

    Доклад на тему: Особенности взаимодействия ДОУ с родителями в рамках ФГОС ДО

    Взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном  воспитании  дошкольников....

    КВН С РОДИТЕЛЯМИ "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий"

    Цель: организовать образовательно –досуговую деятельность детей, родителей и педагогов.Задачи: закрепить знания детей о родном селе,  как о частице нашей Родины; воспитывать любовь к малой ...