Программа работы кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»
рабочая программа (младшая группа) на тему

Кучерова Галина Анатольевна

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №30 «Фиалка»

Программа работы кружка

по изобразительной деятельности с использованием      нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе

«Радуга красок»

   

Воспитатель: Кучерова Г.А.

г. Железногорск

2016-2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3
  2. Цели и задачи…………………………………………………………….4 
  3. Режим занятий…………………………………………………………... 4
  4. Нетрадиционные художественные техники……………………………4
  5. Ожидаемый результат……………………………………………………5
  6. Форма, содержание занятий……………………………………………..5
  7. Календарно – тематическое планирование……………………………..6
  8. Работа с родителями……………………………………………………..9
  9. Литература……………………………………………………………….11

                               

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

 Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"

В.А. Сухомлинский

  1. Пояснительная записка

            Программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Радуга красока» для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Радуга красок» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

Занятия кружка проводятся  под девизом: Я чувствую  Я представляю Я воображаю Я творю.

Актуальность программы «Радуга красок» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Радуга красок».

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

 Отличительные особенности программы заключаются в том, что

наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования мною разработана программа «Радуга красок» на 2016-2017 учебный год. В программе М.А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной. В ходе реализации программы «Радуга красок» дети знакомятся со следующими техниками рисования:

  • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
  •  «точечный рисунок»;  
  • печатание листьями
  • монотипия;
  • рисование ладошкой
  • Мыльными пузырями
  • Солью
  • рисование свечой;
  • тампонирование
  • рисование жесткой кистью (тычок);
  • оттиски штампов различных видов;
  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивания краски;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование на полиэтиленовой пленке.

Дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во первую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности.

 Общее количество занятий в год -28.

Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года,

Количество детей 23 человек,

Время занятий 15 м.

Срок реализации: 1 год

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

 

Ожидаемый результат:

  • самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

ТЕХНИКА

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СРОК

  1. «Осеннее дерево»

Рисование пальчиками

ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

9.09

  1. «Мухомор»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

16.09

  1. «Украшение тарелки»

Техника обрывание

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования

16.09

  1. «Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком

23.09

5. «Букет из осенних листьев».

Печатание листьями

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

7.10

6. «Жёлтые листья летят».

Рисование ладошками.

 

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

14.10

7. «Сказочное животное»

Рисование техникой тычкования

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

21.10

8. Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Рисование техникой тычкования

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

10.11

8. «Цыпленок»

Скатывание бумаги

ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

17.11

9. «Украшение чайного сервиза»

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

25.11

10. «Мое любимое животное»

тычок

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное

02.12

11. «Весёлый снеговик»

 

Рисование пальчиками.

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

16.12

12. «Снежные комочки»

 

Рисование тычком жёсткой кистью

 

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

25.12

13. «Снежинки».

Свеча + акварель

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

30.12

14. «Птицы клюют  ягоды»

 

Рисование пальчиками,  оттиск  пробкой

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод  разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать  аккуратность. Развивать чувство композиции.

13. 01

15. «Украшение чайного сервиза»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

20.01

16. «Рисуем, что хотим».

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

03.02

17. Кораблик для папы»

Скатывание бумаги

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

17.02

18.Открытка на диске

Ватные палочки

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

23.02

19. «Цветы для мамы»

Рисование ладошками, пальчиками, печатками.

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

03.03

20. «Мои рукавички»

оттиск  пробкой

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

10.03

21. «Рисуем, что хотим».

Разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

17.03

22. «Сиреневый букет»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток.

Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. 

24.03

23. «Морковка»

Рисование пальчиком.

 

Учить рисовать пальчиком по контуру, развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координации.

14.04

24. «Бабочка»

Рисование ватными пальчиками, тампонирование

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

21.04

25. «Ветка мимозы»

Скатывание салфеток

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. 

5.05

26. Ветка вербы

Аппликация из вербой

Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

12.05

27. «Одуванчик»

выдувание

 

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

19.05

28. «Ночь и звезды»

Рисование манкой, скатывание салфеток

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

26.05

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМ

  1. Перед дошкольным воспитанием стоит важная задача - научить детей с

раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного. Детям с раннего возраста начинают читать книги, сказки и

стихотворения, которые легко запоминаются, но особое удовольствие им доставляет просматривание иллюстраций. Поэтому, можно начинать знакомство детей с творчеством художников с работ художников-илюстраторов. Наиболее известными представителями этого жанра можно назвать В.М. Конашевича, Е.И Чарушина, Е.М. Рачева. Важно, чтобы иллюстрации, которые рассматривают малыши, были понятны и правдоподобны, соответствовали возрастной группе. В нашей группе есть замечательная мама, (Скороходова Анастасия Андреевна) интересующаяся искусством. Она предложила проводить кружок по рисованию, который назвали «Волшебные краски»

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

ДАТА

«Домики для стрекозы»

Картон цветной, гуашь.

Сентябрь

«Полет жар-птицы»

Сухие листья, гуашь

Октябрь

«Цветы в вазе»

Цветная бумага, восковые мелки, гуашь.

Ноябрь

«Зимний сказочный пейзаж»

Восковые мелки, гуашь, цветная бумага

декабрь

«Новогодние узоры»

Свеча, гуашь, восковые мелки

Январь

«У лукоморья»

Краски, восковые мелки, картон

февраль

«Веселая масленица»

Цветная бумага, гуашь

Март

«Весенняя фантазия»

Цветы вербы, гуашь, картон

Апрель

«Первоцветы»

Гуашь, картон, цветная бумага

Май

  1. Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает

педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса, а также говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта,

терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Поэтому в своей группе я предложила родителям организовать «Родительский час».        

Месяц

Мероприятие

Семья

сентябрь

«Знакомство с баяном»

Дедус Софьи

сентябрь

«День птиц»

Кочан Ярославы

октябрь

«Цветок из ниток»

Абушенко Дарьи

октябрь

«Подвижные игры»

Галашовой Арины

ноябрь

«Открытка для мамы»

Ковалева Назара

ноябрь

Беседа «Мои игрушки»

Куропаткиной Василины

декабрь

«Снежинка»

Черняева Семена

декабрь

«Игрушки на елку»

Селезневой Полины

январь

«Рождественские посиделки»

Сивова Александра

январь

«День добрых слов»

Вильшанской Ксении

февраль

«Машина из коробков»

Дудинской Екатерины

февраль

«Открытка для папы»

Овчинникова Арсения

март

«Цветок из фетра»

Степень Федора

апрель

С/р игра «Магазин»

Порфирьева Алексея

май

Поделки из шишек

Мошкиной Ксении

Литература

Список используемой литературы:

  • И.А.Лыкова Цветные ладошки
  • Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  • Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  • Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
  • Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
  • Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  • Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для 2 младшей группы на тему: «Дождик»

Программные задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. - Учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками) исп...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....

Aвторская программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования  во второй младшей группе на тему: «Подарок для Мишки на день рождения »...

Занятие по изобразительной деятельности Комплексная аппликация и рисование во второй младшей группе «Цветы в подарок маме и бабушке»

Методические рекомендации по проведению занятия по изобразительному искусству во второй младшей группе....

Занятие по изобразительной деятельности Комплексная аппликация и рисование во второй младшей группе «Цветы в подарок маме и бабушке»

Методические рекомендации по проведению занятия по изобразительному искусству во второй младшей группе....