Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Ефремова Ирина Юрьевна

Игра-это не просто удовольствие и радость для ребенка...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_statya_dlya_roditeley.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т.д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Пример из практики. Дети в садике импульсивно играли друг с другом. Каждый ребенок занимался своим делом: рисовал, готовил обед, качал кукол, играл в магазин, да и просто бегал. Они настолько были увлечены играми, что даже не обращали внимания на то, что в группе стоял невероятный крик, который заглушал их самих. На просьбы воспитателя вести себя тише, дети почти не реагировали. Но тут взрослый громко сказал: "Ребята, давайте представим, что мы рыбки в море. Мы надуем щечки и поплывём путешествовать. А как вы все знаете, рыбы не умеют разговаривать, они молчат, будто набрали в рот воды". И, конечно же, после этой предложенной игры, дети успокоились и с большим удовольствием начали изображать рыб. В группе воцарилась тишина.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка: он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

       Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных 

видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с 

заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

       У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со 

взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают 

первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя 

определённые роли и подчиняет им своё поведение.

       В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

       Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. 

       Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. 

Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по 

внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). 

       В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию 

или имеющих общее назначение.

       Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

       Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. 

Основные задачи развития:

Развитие потребности в активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.

Обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

Обогащение опыта самопознания дошкольников.

Обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного сотрудничества.

Игровая деятельность

       В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и её отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.

      Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности 

предполагает использование пошаговой педагогической технологии, 

обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнёр), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

       Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, способствующих успешному и полному раскрытию её богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

        Игра для детей четвёртого года жизни  – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

       Для того чтобы сообщество детей четвёртого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. 

Главными педагогическими задачами являются:

оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Виды игр; игровая тактика педагога

     Детей 3–4 лет интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные  сюжетные самодеятельные  игры. Взрослый предлагает разнообразные обучающие (автодидактические предметные, 

сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры 

(игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные 

игры). С его помощью дети осваивают некоторые народные игры обрядового, тренингового и досугового характера.

        Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий.     Постепенно игра становится не столько сюжетно - отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов, понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идём в гости и т.д.). В таких играх ребёнок выражает свои эмоции и чувства, что в определённой мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями. 

       Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре 

с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнёра по игре. Если ребёнок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребёнком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребёнка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.

       Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по 

сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений 

(сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх. К концу четвёртого года жизни появляются режиссёрские игры, которые представляют собой разыгрывание тех или иных ситуаций в воображаемом плане с помощью игрушек и овладение «речью» от их имени.

       Накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке воспитателя происходит в разных видах игр. Так, с помощью обучающих  (дидактических) игр дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д. В играх с дидактическими материалами они учатся действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очерёдности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.

       Взрослый поощряет самостоятельные игры с элементарными правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. 

       Они помогают дозировать двигательную активность детей в течение дня 

и включаются как в регламентированную (специально организованные 

занятия), так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения 

и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока 

ещё не обладают способностью удерживать «в уме» большое количество 

правил и последовательность их выполнения. Поэтому педагог организует игры на основе 1–2 правил, требующих одновременных и поочерёдных 

действий (по сигналу воспитателя): «Догоните меня», «Наседка и цыплята» и др. Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание и т. д., а также игры для развития тонких 

дифференцированных движений пальцев и кисти рук (пальчиковый игротренинг). Общей целью подвижных игр является не только укрепление 

здоровья и правильное физическое развитие детей, но и развитие положительных эмоций, получаемых от выполнения различных движений, совместной игры со сверстниками.

       Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми-забавами, 

играми-развлечениями  и празднично-карнавальными  играми.

       В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные 

игрушки, персонажи кукольного театра и герои литературных произведений.   Объединение выразительного движения, художественного слова, музыки, пения и элементов игры помогает постепенно приобщить дошкольников к  музыкально-ритмическим  и театрализованным играм, простым играм-драматизациям  с понятным и интересным для них сюжетом.

       Рациональная организация и динамичное изменение  предметно игровой среды в группе является основой для детского игрового творчества.   Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей данного возраста игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния на самодеятельные детские игры, создаёт условия и «настрой» на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Что необходимо для того, чтобы ребёнок рос умным, любознательным, сообразительным? Необходимо прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Возраст трех лет для ребенка является тем рубежом, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок постепенно начинает отделять себя от взрослых людей и вступает уже в более самостоятельную жизнь. К трем годам малыш уже многое понимает, знает и умеет, стремится узнать больше и больше. Задача взрослого - помочь ему в этом. Знакомство с окружающими его предметами – главное в умственном развитии дошкольников. Форма, цвет, величина, расположение в пространстве, передвижение окружающих предметов - все то, что увлекает ребёнка.

Предлагаемые детям игры-занятия для этого возраста строятся преимущественно на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по форме, цвету, величине, а также находить среди них одинаковые, полезны для восприятия. Взрослому иногда при этом совсем не требуется обращать внимание на иные важные особенности предметов (например, на их свойства, назначения). В случае возникновения затруднений в малыша, необходимо ему помочь.

Организуя игры с ребёнком, необходимо внимательно присматриваться к нему, оценивать его индивидуальные особенности. Так, например, если малыш быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные. В том случае, если у него возникают затруднения, лучше подольше задержаться на более простых. Ни в коем случае нельзя упрекать малыша что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его ровесники.

Не стоит забывать, что важно не только научить ребёнка определенным знаниям и навыкам, но и сформировать умение отстаивать своё решение, вселить в него уверенность в себе. Отдельное внимание необходимо уделить выполнению творческих заданий, т.к. они обычно имеют несколько решений. Также нужно научить малыша принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Здесь необходимо учитывать индивидуальные черты ребёнка: если он достаточно смел, уверен в себе, то можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Но если малыш нерешителен, застенчив, лучше сначала поддержать его любую инициативу, подбодрить. Если малыш старается очень быстро менять задания, в этом случае необходимо увлечь его заданием, научить находить в нем новые детали, обогащая знакомое новым содержанием. Если же выполняя игровое задание, ребёнок останавливается на мельчайших деталях, тем самым не двигаясь вперёд, нужно помочь ему оставить лишнее и выбрать один вариант, поупражняться в умении плавно переходить от одной идеи к другой, что немаловажно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, не забывайте, что действия малыша только лишь начинают становиться целенаправленными. Ему ещё трудно твердо следовать намеченной цели и он легко отвлекается, переходя от одного занятия к другому, т.к. у детей быстро наступает утомление. Ребёнок может сосредоточить внимание одновременно только на маленьком количестве предметов. Когда ребёнок видит новые и яркие предметы у

него легко появляется интерес, но он также легко и быстро может пропасть. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

1. не стоит давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми вы планируете проводить игры, чтобы у ребенка не пропал интерес к ним.

2. во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

3. пусть игры будут совсем короткими (5 минут вполне достаточно) довольно простыми. Но всегда добивайтесь того, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. После этого можно сменить игру на новую. Вы сразу заметите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Каждая игра - это другими детьми и со взрослым. Именно в игре малыш учится радоваться успеху товарища, стойко переносит свои неудачи. Поддержка, доброжелательность, радостная обстановка, фантазии и выдумки - только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть как с одним малышом, так и с несколькими. Ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать веселее и добрее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду

«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом», — писал К.Д. Ушинский.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети говорят с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Особенности детей 3—4 лет: любознательность, общительность, стремление завоевать свое «место под солнцем». Однако психологи отмечают кризис 3 лет — ребенок становится капризным, упрямым, непослушным. Данные проблемы тоже можно решить с помощью игры.

Логопедические игры для детей 3-4 лет

Словарный запас трехлетки насчитывает более 1500 слов, ребенок хорошо запоминает стишки и песенки, постоянно задает вопросы. Проблемы могут возникать с произношением некоторых звуков, с окончаниями и предлогами, грамотным составлением рассказов. Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков считается несовершенство артикуляционного аппарата, который включает гортань, язык, губы, челюсти. На устранение таких недочетов направлена артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет. Придать занятиям игровой окрас можно с помощью наглядных картинок.

Источник: http://womanadvice.ru/igry-dlya-detey-3-4-let-poznavatelnye-zanimatelnye-i-ne-tolko


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Игра в жизни ребенка»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.  Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все ...

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка"

Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней можно играть, подскажите, как ее использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с ней. Например, устройте для куклы комнату...

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Данная информация рассчитана на родителей детей дошкольного возраста: какие игрушки лучше приобретать, в какие игры играть, роль взрослого в играх детей....

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка"

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»Детство- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящее, яркое, самобытное неповторимая жизнь. И от того как прошло де...

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка"

"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окуружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любозна...

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В.А Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир...