Консультация для воспитателей "Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Бикмурзина Елена Михайловна

Воспитателям предлагаются несколько игр по ознакомлению с родным городом, страной с целью воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №1 «Родничок»

городского округа Лосино-Петровский

Консультация для воспитателей

«Дидактические игры

по патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста»

Подготовила: Бикмурзина Е.М.

2016 – 2017 уч. год

     Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

     Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

     Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

     Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

     Одним из важнейшим средств достижения этих целей является дидактическая игра.

     Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

     Содержание таких  игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни,  природе, предметов окружающего мира , систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии,  о Защитниках Отечества, об истории  своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах.    И оно  направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям. 

     Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
      Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.
      Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
       Проведение дидактических игр включает:   

  1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).  

  2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.     

  3.Показ игровых действий.   

 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием).   

  5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею.

     По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                        

1.    Обучающая задача (дидактическая задача) – это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты. Обучающая задача для детей проговаривается как игровая. Например, в игре «Сложи картинку», обучающая задача – развивать мышление, внимание, усидчивость, а игровая задача (для ребёнка) – соединить части картинки, чтобы получилась целая, чтобы было красиво или, ещё лучше – собрать по частям коврик для куклы и т.д.

2.    Игровые действия – методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть результата, чтобы выполнить игровую задачу. Существуют возрастные различия игровых действий детей. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры. Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, перекладывают картинки, узнают и называют предметы, подражают звукам животных и т.д. А вот для детей среднего и старшего дошкольного возраста (примерно с четырёх лет) результат игры очень важен и им нравятся игры сложные, которые состоят из нескольких игровых действий. Например, в играх типа «лото» дети не просто перечисляют предметы на карточках или на фишках, они узнают предметы, соотносят их с предметами на карточке и стараются выиграть, закрыв игровое поле. После четырёх лет дети также любят игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры, в которых нужно выполнять роли и соответственно осуществлять цепочку действий следуя выполняемой роли.

3.    Правила игры. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. В одной и той же игре могут быть разные правила. Если правил не будет, то игры не получится. Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими, ограничивают двигательную активность детей. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.

Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.

Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

Цикл дидактических игр на тему «Мой дом, моя семья, мои друзья» могут включать следующие игры:

- «Мой адрес»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж,  закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

- «Узнай, о ком я говорю»

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ-загадку о членах своей семьи, о друге (из группы).

Ход игры: дети по очереди задают вопросы ведущему, который загадал какого-то человека, он может отвечать только «да» или «нет».

     Игры из цикла «Мой город, моя страна»:

- «Собери герб»

Цель: закрепить знание детьми изображения герба страны или города.

(пазлы, разрезные картинки)

- «Найди флаг своей страны»

Цель: закрепить умение узнавать герб своей страны и отличать его от других

- «Узнай гимн»

Цель: развивать фонематическое восприятие, закрепить знание гимна страны.

- «Экскурсовод»

Цель: закрепить знания детей о родном городе, учить узнавать знакомые места по фотографии, развивать связную речь.

Ход игры: ребенок выбирает любую цифру, затем ищет фотографию с этой цифрой. Задача ребенка – рассказать как можно подробнее о месте, изображенном на фото, чтобы другие дети узнали его.

     Игры из цикла «Традиции, праздники, народные промыслы»:

«Продолжи пословицу»;

«Народный костюм»;

«Сортируй узоры»;

«Народные промыслы» (ведущий называет название народного промысла, а ребенок ищет нужную картинку).

     Игры из цикла «Защитники Отечества»:

«Отгадай военную профессию» (ведущий показывает картинку – атрибут рода войск, а ребенок должен назвать военную профессию).

      «Защитники Отечества» (лото).

     Игры из цикла «Природа родного края»:

«Кто где живет?», «Животные России», «Красный огонек», «Береги живое».

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал "«Народная игра в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».

Народные игры, сказки, пословицы, поговорки формируют у детей начало любви к своей стране, к жизни народа в разные времена, к его языку и поэзии....

Народная игра в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

  В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспита...

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»...

«Современные технологии и дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Прививать детям такие важные понятия, как «долг перед своей страной», «любовь к Отечеству», и т.д. Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных зад...