"Формирование конструктивных взаимоотношений у дошкольников"
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Ильяшевич Анна Юрьевна
Краткое описание документа:

Презентация представляет вниманию педагогов-психологов и воспитателей ДОУ систематизированный опыт по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Работа с детьми проводится поэтапно, на каждом этапе решаются определённые задачи.

На первом этапе решаются следующие задачи:

1. Преодолеть отчуждённость позиции в отношениях со сверстниками, разрушить защитные барьеры, отгораживающие ребёнка от других.

2. Снять страх, что тебя недооценивают, отвергают, через подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников.

3. Развивать чувство принадлежности к группе, навыки позитивного социального поведения, дать возможность ребёнку выразить своё настроение, учить детей ощущать близость, тепло другого.

Второй этап работы направлен на то, чтобы научить детей адекватно воспринимать сверстников –их движения, действия, слова. Необходимость этого диктуется тем, что тот ребёнок, который сосредоточен на себе, обращает внимание других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда он видит в их руках привлекательные для себя вещи.

На третьем этапе решаются следующие задачи:

1. Дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах.

2. Стимулировать взаимопомощь и заботу о других.

На последнем, четвёртом этапе коррекционной работы становится возможным организация совместной продуктивной деятельности детей, где воспитанникам нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" Материалы к семинару для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог-психолог А.Ю. Ильяшевич

Слайд 2

Проблема взаимоотношений детей является весьма актуальной : 1. Основы взаимоотношений закладываются в дошкольном возрасте. 2. Практический опыт общения ребёнка – основа взаимоотношений с людьми в дальнейшем. 3. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие равных партнёров, общих интересов, близких переживаний. 4. В общении - удовлетворение потребности в самовыражении и самоутверждении, в дружеских отношениях и эмоциональной поддержке равных.

Слайд 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЛИЧНОСТНОГО ДИСКОМФОРТА Задача психолога - помочь педагогу разрешить существующую проблему НЕУМЕНИЕ ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ СО СВЕРСТНИКАМИ, НЕУМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬС НИМИ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ потребность в самовыражении и самоутверждении блокируется СТОЙКИЕ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Слайд 4

Взаимосвязь симптокомплексов неблагополучного развития Такая взаимосвязь обуславливает сходные виды коррекционной работы с детьми, имеющими, казалось бы, разные проблемы НЕОРГАНИЗОВАННОСТЬ, ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ И МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ КОНФЛИКТНОСТЬ АГРЕССИВНОСТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ МНИТЕЛЬНОСТЬ ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ОБИДЧИВОСТЬ РЕАЛЬНЫЙ НЕУСПЕХ ПАССИВНОСТЬ ИМПУЛЬСИВ- НОСТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ (самоуверенность) ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ «Я – КОНЦЕПЦИИ» ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ ОЗЛОБЛЕННОСТЬ ОБИДЧИВОСТЬ ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Слайд 5

Причиной несформированности, неконструктивности детских взаимоотношений может быть ряд обстоятельств: 1. Отсутствие позитивных взаимоотношений в семье. 2. Недостаточный уровень сформированности сюжетно-ролевой игры (неудовлетворенна потребность в игре). 3. Неконструктивные отношения детей с воспитателем (авторитарность воспитателя). 4. Индивидуальное психологическое состояние ребёнка.

Слайд 6

Задача психолога: помочь ребёнку преодолеть опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении – демонстративность и агрессивность замкнутость и полную пассивность

Слайд 7

Цель: изучение и формирование позитивного опыта межличностных отношений детей в группах, детей с родителями и педагогами детского сада Предположение: в основе конструктивного общения детей лежит позитивный опыт межличностных взаимоотношений с родителями, педагогами и сверстниками

Слайд 8

Средства: Разработка коррекционно-развивающей программы РЕАЛИЗУЮЩЕЙСЯ ПОЭТАПНО

Слайд 9

Проведение диагностического обследования Социограмма: «Структура взаимоотношений в группе на начало эксперимента» Изолированные Непринятые Предпочитаемые звёзды анализ взаимоотношений детей в игровой деятельности, социометрическое исследование; анкетирование родителей; диагностика стиля педагогического общения воспитателя с детьми.

Слайд 10

Диагностическое обследование позволило обозначить специфические психолого-педагогические задачи : 1. Развитие у ребёнка эмпатийных свойств личности. 2. Формировать положительный опыт разрешения конфликтов. 3. Учить детей преодолевать отчуждение в отношении друг друга. 4. Организация совместной привлекательной для детей деятельности.

Слайд 11

Задачи первого этапа: 1. Преодолеть отчуждённость позиции в отношениях со сверстниками. 2. Снять страх, что тебя недооценивают, отвергают. 3. Развивать чувство принадлежности к группе. Приветствия в круге: «Самый-самый», «Добрые слова для друзей», «Представься в движении», «Я рад тому что…»

Слайд 12

Задача второго этапа: Научить детей адекватно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова «Зеркало» Работа с эмоциями в этюдах

Слайд 13

Задачи третьего этапа: 1. Повышать самооценку «не популярных» детей. 2. Стимулировать взаимопомощь и заботу о других. «Паровозик с именем»

Слайд 14

Задача последнего, четвёртого этапа: Закрепление навыков конструктивного взаимодействия в совместной деятельности. Детский тематический проект «Мы театр «построим» сами»

Слайд 15

Сочинение сказки

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Основные принципы проведения игровых тренингов: Принцип свободного участия. 2) Принцип взаимного уважения. 3) Принцип осознанности. 4) Принцип рефлексии.

Слайд 20

РЕЗУЛЬТАТЫ: сюжетно-ролевая игра приобрела более высокий уровень своего развития и стала перерастать в ИГРУ ПО ПРАВИЛАМ. конфликтных ситуаций деструктивного характера стало меньше, у детей формируется положительный, конструктивный опыт разрешения конфликтов. у детей появилась большая согласованность в действиях. ребята стали наиболее восприимчивы к эмоциональным состояниям и проявлениям сверстников, адекватно на них реагировать. не стало одиноко играющих детей, дети играют в подгруппах, а иногда и все вместе. коррекционно-развивающие игры и тренинги заинтересовали детей и полюбились им. Изолированные Непринятые Предпочитаемые звёзды Социограмма: «Структура взаимоотношений в группе на начало эксперимента» Социограмма: «Структура взаимоотношений в группе на конец эксперимента» непринятые Предпо-читаемые звёзды

Слайд 21

К о Н е Ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях"

В статье описывается проведённый эксперимент на выявление дружеских взаимоотноошений, формы работы с детьми и родителями...

Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников "Навстречу друг другу".

Взаимоотношения между дошкольниками формируются через осуществление ими совместной деятельности и возникают уже к 3-4 годам. Сначала они выступают в пассивной форме (в умении не мешать другому ребёнку...

Система работы по формированию культуры взаимоотношений у дошкольников

Основным принципом формирования культуры взаимодействия дошкольников является воспитание ребёнка в коллективе....