"Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях"
статья по теме

Мальцева Олеся Анатольевна

В статье описывается проведённый эксперимент на выявление дружеских взаимоотноошений, формы работы с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maltseva_o.a.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мальцева О.А.

 «Развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях»

Важной задачей XXI  века является интеграция систем образования в мировое образовательное пространство,  при сохранении и развитии лучших национальных образовательных традиций. Для дошкольной педагогики становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.        В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации:  вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; реализуются в практике современные концепции российского дошкольного образования;  концепция дошкольного воспитания  (В.В.  Давыдов,  Н.А.  Короткова,  Н.Я.  Михайленко,  В.А.  Петровский,  и др.);  концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,  М.В.  Крулехт,  В.И.  Логинова,  О.В.  Солнцева,  О.Н.  Сомкова  и др.,  которые актуализируют проблему разработки новых подходов к развитию системы дошкольного образования.                                                                В теории и методике дошкольного образования России накоплен достаточный опыт развития детей в разных видах деятельности: в том числе музыкальной  (Н.А.  Ветлугина,  А.Г.  Гогоберидзе,  В.А.  Деркунская,  Е.А. Дубровская, А.Н. Зимина, Л.Н. Комисарова, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др.).

Современная теория и практика общественного дошкольного воспитания нуждается в дальнейшей разработке проблемы проявления у детей, особенно старшего возраста, тех социальных качеств, которые выражаются в дружеских взаимоотношениях между сверстниками. Нельзя не отметить, что изучение человеческих дружеских и других отношений, ставшее по утверждению видных учёных, «проблемой XXI века», является ключевой проблемой. Так проблемы проявления дружеских взаимоотношений дошкольников рассмотрены в работах Р.И. Жуковской, К.А. Климовой, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской и многих других.                        В современной психологии развития детская дружба рассматривается либо как аспект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в контексте развития групповых, коллективных отношений,         

В современном толковом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой в понятии слова «дружба» выделяют два значения: дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.; и второе – доброжелательное отношение друг к другу человека и животного.

        Философские концепции обращаются к дружбе как к культурному феномену. Дружба рассматривается как морально-нравственная ценность, регулирующая отношения. Так в своём  очерке о дружбе И.С. Кон пишет, что в античности дружба изначально связывается с ритуалами, родственными и общественными отношениями.  В эпоху Возрождения дружба представляется как самое естественное и высокое человеческое чувство, а Просвещение описывает дружбу как нравственную ценность. Таким образом, философские рассуждения позволяют проследить историческое развитие социальных представлений о дружбе как культурном феномене.                                         Доктор филологических наук С.И.Ожегов подразумевает под словом «дружба» близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В психологическом словаре В.Н. Копорулиной под дружбой понимаются личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов.        В.Н. Мясищев, Л.А. Гордон   и др. определяют дружбу как один из видов межличностных отношений, подчеркивая специфические особенности данного вида отношений. Таким образом, анализ философских, социологических, психолого-педагогических концепций понятия дружбы позволяет определить дружбу как один из видов межличностных отношений, основанный на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

        Детская дружба представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности. Дети старшего дошкольного возраста,  посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке. Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т.А. Марковой, посвящённая воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.

Мы не можем не согласиться с автором, в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определённой формой общения, имеющей нравственную направленность. 

Анализ сложившейся ситуации ставит перед необходимостью обратиться к разработке содержания педагогической работы по формированию у дошкольников правильных представлений о таком феномене как дружба.          Объединение различных игровых ситуаций с использованием сюжетов, песен о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности закономерным образом будет способствовать развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Результатом решения таких ситуаций становятся личностные достижения, ребенка в сфере взаимоотношений со сверстниками, его удовлетворенность содержанием, ходом и результатом совместной музыкально-игровой деятельности.                Такие ситуации должны базироваться на следующих принципах: гуманизации, личностной ориентации, систематичности, синкретичности, принцип доверия и уважения друг к другу, и принцип корректного ненасильственного взаимодействия.

Эффективность этой работы, будет обусловлена рядом педагогических условий:                                                                                                

- наличие высокохудожественного музыкального материала, направленного на развитие у детей дружеских отношений и отвечающего музыкальным интересам дошкольников;                                                                        

- поэтапное использование музыкально-игровых ситуаций, направленных на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;

- создание эмоционального комфорта во время проведения музыкально-игровых ситуаций;

- обеспечение интеграции образовательных областей, формирования и развития интегративных качеств личности ребенка.

Теоретический анализ научной литературы позволил нам провести опытно-экспериментальную работу на базе МДОУ №110 детского сада г. Липецка с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 40 ребенка.        На первом этапе диагностики мы выявляли особенности  представлений детей о дружбе и проводили индивидуальные беседы с каждым ребёнком, беседы и анкетирование родителей.        Мы пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста не могут дать чёткого определения понятию «друг», в основном дети пользовались определениями: «хороший человек», «весёлый», «не жадный», «не обижает» и т.д. Основными причинами выбора друзей для детей служило участие в совместных играх различной деятельности. Большинство опрошенных детей выделили, такие качества человека, как общительность, активность, доброжелательность, заинтересованность

         Нерегламентируемый выбор фиксировался, чтобы в дальнейшем сопоставить такие случаи с данными социометрического исследования. Для этого использовали методику «Краски в подарок на день рождения», разработанную на основе социометрического эксперимента Е.А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками.        

Следующий этап эксперимента заключался в определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. К ним относятся:        

 - социометрический статус ребёнка в системе межличностных отношений;           - уровень благополучия взаимоотношений;                                                                       - коэффициент взаимности;                                                                         - индекс изолированности.                                                Социометрический статус ребёнка в системе межличностных отношений определялся путём подсчёта полученных им выборов. В зависимости от этого дети могли быть отнесены к одной из четырёх статусных категорий: 1 – «звёзды» (5 и более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 - «принятые» (1-2 выбора); 4 – «неприятные» (0 выборов). Уровень благополучия взаимоотношений определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказываются в благоприятных статусных категориях (1 и 2), уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении категорий – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий.         Далее мы провели беседу с родителями с целью сбора сведений о характере взаимоотношений ребёнка со  сверстниками.                                                

По результатам беседы с родителями можно говорить о том, что значительная часть детей,  не испытывает больших   трудностей в сближении с коллективом. В группе много лидеров и организаторов. В целом все взаимоотношения между детьми доброжелательные. Вместе с тем родители отмечали несогласованность действий детей в совместных играх.                         Следовательно, необходима специальная работа со стороны воспитателей, направленная на развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников. Для проявления таких взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в музыкально – игровых ситуациях предполагается   использование данных этапов педагогической технологии.                I этап педагогической технологии заключался в создании благополучной атмосферы в группе, которая содействовала бы развитию дружеских взаимоотношений у старших дошкольников.        Нам необходимо  было создать такую благоприятную атмосферу, которая была направлена на улучшения эмоционального климата в группе и настроения детей.  На данном этапе мы использовали следующие музыкальные произведения, как: «От улыбки станет всем светлей» (В. Шаинский – М. Пняцковский);         «Мы – маленькие дети» (Е. Крылатов – Ю. Энтин);        «Песенка друзей» (И. Ефремов – И. Токмаков);  «Настоящий друг» (Б. Савельев – М. Пляцковский).                                                                                

II этап педагогической технологии был направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения дружно и доброжелательно общаться посредством музыкально – игровых ситуаций в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.         На втором этапе необходимо осуществить развитие умений дружеского общения, взаимовыручки. Для этого предлагаются следующие музыкально – игровые ситуации и музыкальные игры «Поссорились» (А. Кузнецова) и др.                                        

III этап педагогической технологии включал организацию совместной музыкальной деятельности взрослых и детей с посредством музыкально-игровых ситуаций. Детям предлагается инсценировать текст, используя соответствующие вокально-речевые интонации и другие средства выразительности.

        Для определения эффективности выбранных материалов был выполнен анализ  проведённой работы. Сопоставление уровня проявления дружеских взаимоотношений позволило проследить влияние экспериментальных условий на  сформированность таких взаимоотношений.                                 На контрольном этапе нами были применены аналогичные методы, методики исследования тем, которые использовались на начальных этапах работы. Нами изучались:                                                                         - взаимоотношения между детьми;                                                                 - проявление дружеских отношений у старших дошкольников.        

Проведя сравнительный анализ количества выборов детей, мы определили статусное положение каждого ребёнка и распределили всех детей по условным статусным категориям:                                                

       До эксперимента:                                                    После эксперимента:        

• «предпочитаемые» - 0 человек;                    • «предпочитаемые» - 5 человек;                    • «принятые» - 8 человека;                                • «принятые» - 12 человека;         • «непринятые» - 11 человек;                                • «непринятые» - 3 человек;         • «изолированные» - 1 человек.                      • «изолированные» - 0 человек.          

После проведения исследования мы увидели, что количество детей со статусной категорией «Предпочитаемые» увеличилось на 25%. Так же увеличилось число детей со статусной категорией «Принятые» на 20%. На 40% сократилось число детей с категорией «Непринятые».        

          Проведя все этапы исследования, мы пришли к следующим выводам:

1. Дружба и взаимопомощь как нравственные феномены начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте, однако без специального руководства представления об этих феноменах и особенности их реализации в процессе совместной деятельности имеют характер, противоположный представлениям о них как об общечеловеческих нравственных ценностях. Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом.

 2. Объединение различных игровых ситуаций с использование сюжетов песен о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности закономерным образом будет способствовать развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.                

                                         Используемая литература                                                                   1. Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие. / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – ООО «Издательство Детство – Пресс», 2010         2. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково – словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000.                                                                                                          3. Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Маркова. – М., 1985.                                  4. Мясищев, В.И. Технология отношений: Изб. Психологические труды. [Текст] / В.И. Мясищев. – Воронеж, 1995.                                                  5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1984. – 797с.        

        

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр"

Представлена консультация для воспитателей на тему : «Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр»...

"СТАНЬ КРЕПЫШОМ" Конспект музыкально-игровой развивающей ситуации на основе интеграции образовательных областей с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР)

Дети получили приглашение от Крепыша и отправляются к нему в гости. По пути они встречаются с тётушкой Чистюлей, доктором Айболитом и его пациентами. В содержании использованы игры на развитие музыкал...

Презентация: "Педагогическая технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской"

Презентация: "Педагогическая  технология развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской"...

«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности»

Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошколь...

«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»

Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....

Методическая разработка для воспитателей по формированию дружеских взаимоотношений дошкольников.

Советы для педагогов по воспитанию дружеских взаимоотношений среди дошкольников....

Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников

Что такое дружба???Дружба – это тёплый ветер,Дружба – это светлый мир,Дружба – солнце на рассвете,Для души весёлый пир.Дружба – это только счастье,Дружба – у людей одна.С...