«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Шубенкова Татьяна Евграфовна

Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_ritmy_planety.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование»  

Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов

«Ритмы планеты»

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку так же первоначальный опыт слухового восприятия.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста, оправданно включение большого спектра различных шумовых инструментов. В процессе самообразования для себя открыла много интересных инструментов такие как: бубен, барабан, рубель, деревянная коробочка, хлопушки, всевозможные колотушки…

Тема:

Цель: Формирование ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование.

Задачи:

- содействовать воспитанию интереса, любви и потребность к занятиям музыкой;

- способствовать обучению основам техники игры на разнообразных инструментах;

- способствовать развитию динамического, ритмического, звуковысотного слуха дошкольников.

Методы:

- Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

- Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).

- Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

- Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

- Метод поисковых ситуаций  побуждение детей к творчеству и практической деятельности).

Приемы:

- Пальчиковые игры.

- Дидактические игры

-Ритмические упражнения ( народный фольклор: потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки).

- Танцевальные движения с бубном

- Создание собственных приемов игры на разнообразных инструментах.

Использование ИКТ ( информационно-компьютерные технологии ).

  1. Для отработки техники игры на деревянных инструментах.
  2. В ритмической тренировке.
  3. При знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным материалом.
  4.  Для самооценки ( дети просматривают собственное исполнение,

Делают выводы, анализируют

    Ожидаемый результат:

Результатом деятельности педагога  является те изменения, которые происходят в ребенке. Это изменения будут появляться в его музыкальной культуре, в характере музыкальной деятельности. Для достижения результата, педагога необходимо проектировать, конструировать содержание учебного материала.

- Играть индивидуально в ансамбле, соблюдая ритм.

- Слышать, понимать музыкальное произведение, его основную тему.

-Петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на инструменте.

- Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

Форма проведения: 

 Практическая часть.    

«Ритмы планеты», игровое музыкальное занятие

Задачи:

1. Создать атмосферу комфорта и доверия в совместной музыкальной деятельности;

2. Вызвать интерес к музыке народов мира, развивать умение ее слушать, эмоционально откликаясь;

3. Развивать способность воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их на различных детских музыкальных инструментах;

5.Раскрыть индивидуальность каждого ребенка, помогая ему найти свое место в творческом музицировании;

6.Приучать детей в процессе музицирования к совместным действиям и объединяя их общим настроением музыки, воспитывать дружеские взаимоотношения, коммуникабельность.

Материалы к занятию:

- паровоз;

-музыкальные инструменты (бубны, африканский барабан и барабанчики, маракасы);

- наглядный материал;

- аудиозаписи;

Музыкальный материал:

План занятия:

1.Ритмическое упражнение «ПАРОВОЗ»;                                                                                            

2.Танец «Тарантелла» (фрагмент);

3."Африканский оркестр" (игра «Придумай свой ритм»);

4. «Если скучно стало» ( песня-игра);

 5. "Во саду ли, в огороде" р.н.м. ( с ложками и трещотками)

  6. «Музыка вновь собирает друзей» (заключительная песня)

Ход занятия.

Дети свободно входят в музыкальный зал.

А теперь посмотрите на этот ритм (2 модель): " Здравствуйте, гости! ", повторите (дети прохлопывают ритмический рисунок) И закончим приветствие так: "Гости дорогие! " (3 модель)  (дети прохлопывают ритмический рисунок)

 Молодцы, вы были внимательными и ритмичными!

М.Р.  Сегодня, ребята, я вам предлагаю отправиться в кругосветное путешествие и познакомиться с музыкой разных народов.

 Путешествие будет необычное - музыкальное, поэтому хочу вас посвятить в настоящих музыкантов  (одеваю детям бабочки: мальчикам- синие, девочкам- розовые)

М.Р.: Я вижу, все готовы.  Прежде чем отправиться, скажите, в какой стране мы живем? Правильно, в России.  А какие вы знаете русские народные инструменты? (ложки) Давайте возьмем  ложки с собой и познакомим наших друзей с этим знаменитым русским народным инструментом. Занимайте места! Наш музыкальный паровоз отправляется!

Ритмическое упражнение «ПАРОВОЗ»

- Туки, туки паровоз 

Он вагончики повез  

 А в вагонах мы сидим

 И в окошечко глядим

- Туки, туки, таки-та

 Едем, едем мы, друзья

  Мы в вагончиках сидим

  На весь мир мы поглядим

М.Р.: Закрывайте глазки, послушайте, в какую страну мы приехали? в Италию (звучит ксилофон,  1 слайд- с изображением Италии,  изображение с танцующими «Тарантеллу»)

М.Р.:  Какую мы  слышим музыку? (итальянский танец " Тарантелла"). Название этого танца произошло от слова "Таранто"- это город в Италии. А танцевать его любят с одним из инструментов, который вы уже знаете, отгадайте (звучит  фонограмма - бубен). 

Скажите, какая музыка по характеру у этого танца?  Да, он такой быстрый, задорный, зажигательный.  Я предлагаю вам сейчас сыграть под эту веселую музыку на бубнах.

 Сначала мы будем играть, встряхивая им, затем ударяя по ладошке, на последнюю часть по коленкам.  Давайте попробуем (дети играют на бубнах) Вы хотите станцевать этот зажигательный танец?

Танец «Тарантелла» (фрагмент)

М.Р.:  Ну что ж, наше путешествие продолжается, мы отправляемся  дальше!

 Ритмическое упражнение «Паровоз»  повторяют, играют без стихов)

М.Р.:  Мы в Африке! (слайд – Африка) Сейчас вы услышите главный инструмент африканской музыки. Уверена, что вы его узнаете, если внимательно послушаете (фонограмма – африканский барабан)   Посмотрите, какая у него необычная форма. На нем играют не палочками, а пальчиками или ладошкой. И звук не такой, как у барабана, на котором играем мы: более насыщенный, низкий. Хотите еще раз послушать? А у большого барабана есть помощники - маленькие барабанчики (играют дети)

М.Р.:   Есть еще один африканский инструмент – это африканские маракасы. Они сделаны из разного материала, поэтому звук у них разный. послушайте  (играю на маракасах). А на что они похожи? На какую детскую игрушку? Да, они похожи на погремушку. Вы хотите поиграть в оркестре? Настоящие музыканты умеют играть на разных инструментах. Предлагаю по одному подойти к сундуку и взять, не глядя, инструмент. Я начну, вы поочередно, по одному ко мне будете присоединяться. Постарайтесь придумать свой ритм

"Африканский оркестр" (игра «Придумай свой ритм»)

 М.Р.:   Молодцы, вы настоящие музыканты! Вы сами придумали свой ритм, который не похож на  ритм другой!

М.Р.:  Скорее занимайте места в нашем музыкальном поезде! Отправляемся в Грецию! ( слайд - Греция). В Грецию мы с вами привезли  и бубен, и барабан, и ложки- у каждого инструмента свой ритм, своя музыка. Есть и В Греции своя музыка! Если станет скучно мы послушаем её и суграем!

 «Если скучно стало» ( песня-игра)

М.Р.: Ну что ж, пора возвращаться домой, в Россию! (слайд - Россия)

М.Р.: Вижу горы и долины, вижу реки и леса, это- русская сторонка. это- Родина моя. Вот мы снова в своей родной стране  России.

-И сейчас для всех друзей

Заиграем веселей!

 "Во саду ли, в огороде" р.н.м. ( оркестр с ложками и трещотками)

 М.Р.:  Ребята, вам понравилось путешествовать?   Какая разнообразная музыка у разных народов, какие разные ритмы! Но все любят петь, танцевать и играть!  

М.Р.: Встанем с вами в дружный круг - справа друг, и слева друг.

 «Музыка вновь собирает друзей» (заключительная песня).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Нетрадиционные приемы, применяемые музыкальным руководителем детского сада на занятиях".

Данный мастер - класс проводился мной в октябре этого года. Коллеги были очень довольны! Они ненадолго смогли отвлечься от повседневных забот и стать детьми. Мастер-класс составлен на примере мастер-к...

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов "Технология разучивание песен, попевок, потешек"

Данная технология разработана и применяется мной во время музыкальных занятий, для интересного разучиания песенного и литературного материала. Используется также вместо пальчиковой гимнастики....

Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

«Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа»

Форма работы по теме самообразования на год " Развитие ритмичсеского слуха дошкольников через технологии Карла Орфа...