Мастер - класс "Нетрадиционные приемы, применяемые музыкальным руководителем детского сада на занятиях".
учебно-методический материал на тему

Сидорова Евгения Александровна

Данный мастер - класс проводился мной в октябре этого года. Коллеги были очень довольны! Они ненадолго смогли отвлечься от повседневных забот и стать детьми. Мастер-класс составлен на примере мастер-класса Демченко Елены Анатольевны, музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №15 «Василек» общеразвивающего вида» г.Горно-Алтайск Республика Алтай, "Скелет" остался тот же, а вот некоторые задания я поменяла под себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_notkami.docx21.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений


«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Ход мероприятия:

I теория

 

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. 

Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Хочется познакомить Вас, уважаемые коллеги, с играми и упражнениями, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

II практика

Муз.рук.: Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на мастер – классе. Очень надеюсь, что информация, которую Вы сегодня получите, будет для Вас не только интересной, но и полезной. Нам следует разбиться на команды, а так как мастер – класс у нас по музыке, мы от тематики  уходить далеко не будем. Для Вас я приготовила цветные нотки, после того, как я их раздам, Вам следует объединиться в команды по цвету.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок русской народной песни «Во поле береза стояла» в исполнении участников с красными нотками на деревянных ложках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз.рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «Стучалки»

(Участники с оранжевыми нотками)

Муз.рук.: Итак, участники с оранжевыми нотками, Вам предстоит

на каждую фразу потешки «Ладушки-ладушки» поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопки; б)щелчки; в)притоп; г)шлепки по коленам.

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: А вот и задание для участников с желтыми нотками. Перед Вами лежат музыкальные инструменты: колокольчик, треугольник, ложки, маракасы, барабан, металлофон, дудочка. Выберете себе тот, который больше нравится. Я зачитаю Вам стихотворение, Вы должны без подсказки определить, в каком месте должен звучать именно Ваш инструмент и на второе прочтение произведения заиграть на нем.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Апрель».

Апрель.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель,

(удары по треугольнику)

По полям бегут ручьи,

(металлофон),

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

(барабан) 

После зимней стужи.

(маракасы)

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

(ложки)

Стали птицы песни петь

(дудочка),

И расцвел подснежник.

(Игра на колокольчике)

Муз.рук.: При помощи этих упражнений совершенствуются такие навыки: чувство ритма, владение темпом, динамикой; развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «В лесу родилась елочка»  и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В лесу родилась елочка,                           вслух

В лесу она росла,                                   про себя

Зимой и летом стройная,                         вслух

Зеленая была.                                         про себя

Метель ей пела песенку:                         вслух

«Спи, елочка, бай-бай».                         про себя

Мороз снежком укутывал,                      вслух

«Смотри, не замерзай».                         про себя

Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. Театр пантомимы (задание для участников с золотыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Муз.рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки"

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз.рук.: Это упражнение учит детей расслаблению. Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.

7. Танцтерапия для всех участников.

Муз.рук.:  Приглашаю участников исполнить ритмическую песенку «Танец маленьких утят» с движениями, которые Вы все прекрасно знаете.

Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Заключение.  Вот и подошел к концу наш мастер – класс. Очень надеюсь, что данные формы работы с детьми вы будете использовать в повседневной практике.  Стоит помнить, что 10% из того, что мы слышим. 50% из того, что мы видим 90% из того, что мы делаем просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов "Технология разучивание песен, попевок, потешек"

Данная технология разработана и применяется мной во время музыкальных занятий, для интересного разучиания песенного и литературного материала. Используется также вместо пальчиковой гимнастики....

«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»

Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....

Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...