Опыт работы музыкального руководителя детского сада. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
методическая разработка на тему

Архипова Ирина Юрьевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_folklor_kak_sredstvo_nravstvenno.docx499.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

План.

1. Актуальность темы.

а)Цели и задачи

2. Педагогическая деятельность направленная на осмысление музыкального фольклора , как особой формы освоения культурной традиции. 

3.Выводы

4.Список литературы

 

       Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

         Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

          Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Работая по программе воспитания, мы повседневно уделяем большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

          Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии.

          Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

Цель : раскрыть и показать роль фольклора в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и подростков. 

Задачи: 

образовательные – создать условия для знакомства с национальной

культурой, показать величие русской культуры в рамках мировой культуры;



развивающие – развивать познавательные и творческие способности детей;

развивать навыки вокально-хоровой, игровой деятельности;


воспитательные – воспитывать музыкальную культуру учащихся

посредством приобщения к народной музыке, традициям, обрядам; воспитывать нравственные качества личности – отзывчивости, доброты, взаимопомощи   посредством объединения детей в один   исполнительский коллектив.

         С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Предлагаем слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудиодиски ,кассеты, не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования.

 Вот как, например, я работаю над русской народной песней «Петушок».

На занятия приношу петушка. 

 Говорю, что он будит ребят по утрам. Спрашиваю детей: «Как кричит петушок?» Дети отвечают дружным «Ку-ка-ре-ку-у-у-у!». C:\Users\Home\Desktop\SWa7eE499Bg.jpg

C:\Users\Home\Desktop\Zyz0Oo2FWA0.jpg

На следующем занятии, когда опять приходит петушок, предлагаю послушать песенку про него. Песню «Петушок» поет музыкальный руководитель или воспитатель.

На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть шапочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «Петушок». (Дети начинают подпевать.)

На четвертом занятии предлагаю поиграть с петушком. Проводится игра В. Цивкиной «Петушок» 

На следующее занятие и спрашиваю: «Хотите послушать песенку про петушка?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении певицы.

Такие варианты работы над одной песней помогают мне закрепить пройденный материал, поддерживая  постоянный интерес к нему у детей.

           Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Вот они: «Из-под дуба», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я».Я учу маленьких детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на ее изменение (например, пляска «Приглашение», русская народная мелодия «Ах ты, береза»).

           Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать.

Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его.

           Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитывая, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны  слуху ребенка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

          Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к. тем песням, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранешенько» и др.

 

         Хотелось бы поделиться опытом работы по инсценированию русской народной песни «Как у наших у ворот»  Приступая к работе над песней «Как у наших у ворот», рассказываю детям:

«В далекие времена люди на Руси жили в маленьких домиках. Эти домики назывались избами. Их строили по обе стороны дороги. Избы обносились

деревянными заборами с широкими воротами. Умелые, трудолюбивые руки русских людей украшали избы и ворота красивой резьбой, вырезали из дерева петушков и прикрепляли их к верхней части ворот. Все люди, жившие в одной деревне, были хорошо знакомы между собой и любили ходить друг к другу в гости. Часто по вечерам они собирались у чьих-нибудь ворот повеселиться, сочиняли смешные песенки и распевали их. Сейчас я вам сыграю мелодию песни «Как у наших у ворот».

На последующих занятиях предлагаю детям познакомиться с детским вариантом этой песни.

        Когда детям было предложено инсценирование песни «Как у наших у ворот»  в сопровождении нашего детского оркестра, ребята заметно оживились.

Максим спросил:   «У нас, что ли, как в театре будет?»

«Совсем как в театре, — ответила я, — хор будет петь, музыканты играть, затем Стрекоза споет одна, ей в ответ пропоет Муравей, и все закончится пляской  Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья. А гости будут аплодировать вам»Закипела работа, музыканты старательно учили свои оркестровые партии, осваивая мелодию песни, помогая товарищам. На музыкальных занятиях песню разучивали все вместе. Это сблизило детей, способствовало раскрытию их индивидуальных возможностей.                                      .

       Детям нравится песня «Из-под дуба, из-под вяза  При первом знакомстве с текстом песни объясняю детям смысл слов: вязово коренье, они мыли-колотили, выискался. Эта песня, как и многие другие русские народные песни, радует своим весельем, жизнерадостным характером. Она очень проста, отличается задорной мелодией, оригинальным построением.

Работая над песней, обращаю внимание на манеру исполнения роли девушек и парней .Парень молодец, удалец, смелый, ловкий, добрый, веселый, держится прямо, гордо, с достоинством. Такого парня Иванушку мы встречаем в русских народных сказках».

      На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков  разучиваю с ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной песней и народной музыкой.

     C:\Users\Home\Desktop\ubyVUHo5V3Q.jpg Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания.

      Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью.

      Работая над характерной осанкой для русской пляски, учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведенными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается.

      Учу ребят характерному для русской пляски положению рук:

стоя с опущенными вдоль корпуса руками, дети сжимают кисти в кулаки, поднимают руки в стороны, сгибая их в локтях, и ставят кулаки на пояс. 

Локти направлены в стороны (стойка «подбоченившись»);

руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны;

руки спокойно висят вдоль корпуса;

руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисть открыта.

         В зависимости от момента и содержания пляски, руки отводятся чуть-чуть или почти до уровня плеч: чем ярче пляска, тем шире раскрываются руки, тем больше отводятся плечи назад.

        Одна рука в положении подбоченившись, другая, с платочком, поднята в сторону-вверх, слегка согнута в локте (для девочки). 

Такое положение рук используется в индивидуальных плясках и переплясах.

Если дети танцуют парами, то положения рук такие

       Мальчик, стоя слева от девочки, правой рукой обнимает ее за талию, левые их руки соединены впереди. Правая рука девочки, в зависимости от содержания танца, либо ставится на пояс, либо (если с платочком) поднята в сторону-вверх, слегка согнута в локте;

дети в паре просто держатся за руки (руки опущены вниз).

       Сначала учу ребят выразительно исполнять элементы движений русской пляски. Программа по музыкально-ритмическим движениям для старшего дошкольного возраста предлагает следующие элементы русской народной пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, переменный шаг, приставной боковой шаг, полуприсядка.

       Но я в своей работе широко использую и другие элементы русской пляски, доступные детям старшего дошкольного возраста: проходка с каблука, припадание, «гармошка», «елочка», «ковырялочка», «веревочка», «метелочка» («моталочка», «маятник»), «козлик», скользящий бег, дробь.C:\Users\Home\Desktop\JJ1V1xFaACs.jpg

       Первое знакомство детей с элементами плясок происходит на музыкальном занятии, когда воспитатель показывает под музыку определенное движение полностью.

 Вот как я даю элементы пляски «Гармошка».

Обращаясь к детям, спрашиваю: «Вы видели, как играют на гармошке? (Следует утвердительный ответ детей.) Да, дети, русская гармошка — удивительный музыкальный инструмент! Когда она играет, ноги сами идут в пляс. Вот посмотрите!

      Воспитатель под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» выполняет элемент русской пляски «Гармошка».

Счет — 2/4. Исходное 'положение естественное, т. е. пятки соединены вместе, 'носки слегка развернуты. Руки на поясе, кисти сжаты в кулачки.                                             '

На «раз» носки соединяются, пятки разводятся в стороны.

На «и» пятки соединяются, а носки разводятся в стороны.

Соединяются по очереди то носки, то пятки. При движении вправо, соединяя носки, надо опираться на пятку левой и на носок правой ноги. При движении влево — наоборот.

     Спрашиваю у детей: «Вы обратили внимание на движение ног? Оно очень похоже на движение мехов у гармошки, когда на ней играют. У гармошки мехи то сжимаются, то растягиваются. И у ног носочки и пятки то соединяются, то раздвигаются.

     Встаю, показываю сама это движение еще раз, сопровождаю его подговорочкой:

 

Ты играй, моя гармошка,   

До-ре-ми-фа-соль-ля-си. 

Посмотрите, полюбуйтесь, 

Как танцуют на Руси.

(В. Дьякова.)

 

           Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.

           Воспитатель, используя подговорочки, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, козлик, ковырялочка, веревочка, то подговорочку произносят дети, не участвующие в настоящий момент в движении.

          Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навык.

          На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу воспитателя, так и по показу детей.

          Есть у нас такие подговорочки и для разучивания других элементов народного танца, например:

 

Ковырялочка, дробь:

Каблуками я стучу, 

Пляску русскую учу. 

Пляска русская моя 

Замечательная.

(В. Дьякова.)

 

Козлик:

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,                 _

По козлиному кричит:

«Бе-е-е-е...»

(Е.   Со ков ни на.)

 

Метелочка:

Как у наших у ворот 

Дворник улицу метет. 

Дворник улицу метет, 

Все соринки подберет.

(Е.   С оков ни и а.)

Веревочка:

Я скачу, скачу, скачу 

И веревочку кручу. 

Ты, веревочка, крутись, 

Пляска русская, учись.

(В. Дьякова.)

 

Полуприсядка, присядка:

Сяду — встану, сяду — встану 

И, как мячик, поскачу. 

Приседать я не устану, 

Я танцором стать хочу.

(В. Д ья кова.)

 

Качалочка:

Качалочка качается,

А Машенька  улыбается.

(Е.  С о к о вн и н а.)

 

         

       Разучивая элементы пляски, использую различные русские мелодии.

Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее, мы предлагаем детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий.

      Вот, например Катя выполняет плясовой элемент «ковырялочка» под русскую народную мелодию «Полянка» энергично, сильно притоптывая.

Прошу ее повторить этот элемент под мелодию «Травушка-муравушка». Движения  сразу становятся мягче, легче, изящнее.

      Когда запас двигательных навыков у детей становится достаточным и они свободно варьируют движения, переходя от одного к другому, начинаю работу над плясками.

      Пляски состоят из нескольких элементов, объединенных в фигуры.Три-четыре фигуры, связанные между собой сюжетно, и составляют пляску.

В своей работе я использую все формы русской пляски: круговые, парные и сольные.

     Большое внимание уделяю такой форме русской пляски, как свободный перепляс, в котором ребенок может показать свою изобретательность и индивидуальность                      

     Предлагая детям свободный перепляс, рассказываю, что такие пляски издавна любимы в народе. Когда люди собирались вместе, чтобы повеселиться и отдохнуть, они часто соревновались в пляске. Лучшим плясуном считался тот, кто показывал больше интересных движений.Учитывая, что перепляс — это импровизация, которая не требует особой подготовки, мы предлагаем детям использовать те движения, которые они уже знают. По желанию детей перепляс исполняется солистами или небольшими группами ребят. Особый интерес к переплясу у нас проявляют мальчики. Они любят соревноваться друг с другом в выдумке. Кроме того, такая форма пляски помогает развивать самостоятельную танцевально-игровую деятельность детей, способствует проявлению их первых творческих поисков. 

     Работая с детьми над русскими парными плясками, мы в первую очередь стремимся избежать копирования пляски взрослых, стараясь в то же время сохранить подлинность в характере движения, в передаче танцевального образа.

     Очень нравится детям, веселый, задорный, чуть озорной танец с деревянными ложками.Уже само присутствие в танце деревянной ложки — этой чисто национальной принадлежности русского быта — вызывает у детей большую радость.                                                 

      Работу над пляской я начинаю с рассматривания деревянных ложек разной росписи. C:\Users\Home\Desktop\i.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d5f9763f4a4670ace0cb0aa3d1c9643a&n=33&h=215&w=284

Обращая внимание на красоту росписи, говорю: «Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних пор гостит не только на столах. Она украшает ярмарки, расцвечивает яркой дробью русские пляски».

      В наши дни деревянная ложка — знаменитый русский сувенир. И каждый гость нашей страны старается увезти его с собой.  Предлагаю детям: «Давайте и мы научимся танцевать с ложками. 

А когда придет праздник, скажем нашим гостям:

 

Поздравить дорогих гостей 

Сегодня каждый рад.

Веселый танец с ложками 

Танцует детский сад.

(В. Дьякова)

или так:

Эх топну ногой. 

Да притопну ножками. 

Развеселый у нас 

Будет танец с ложками!»

(Н. Б р о м л е й )

 

    Дети прослушивают музыку к танцу.C:\Users\Home\Desktop\qdWfyLx9NL4.jpg

    Вначале прохлопываем, а затем отстукиваем ритмический рисунок мелодии на ложках. Дальше разучиваем плясовые движения с одновременным отстукиванием ритмического рисунка.

   Отстукивание ритма на ложках делает танец более живым и задорным. Дети играют ложками, слушают, как они звучат, перестукиваются друг с другом, показывая свою ловкость. 

   После нескольких занятий, когда дети познакомились со всеми фигурами танца, спрашиваю: «Дети, о чем этот танец?

Дети отвечают:  О радости и веселье.Мы показываем, какие красивые у нас ложечки и как дружно мы ими стучим. С помощью бесед, выразительного показа, яркой музыки, использования таких заманчивых атрибутов, как расписные ложки, я стараюсь вызвать у детей интерес к русской пляске и желание участвовать в ней.

          С радостью дети примеряют костюмы, предназначенные для исполнения русской пляски. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным.

          В своей работе часто использую русские народные костюмы. Надеваем их в дни праздничных утренников, посвященных осенним поседелкам, Масленнице, Сороки, встреча Весны, Новому году, выпуску детей в школу.

Отдельные  элементы  русских  костюмов предлагаем детям на музыкальных занятиях и вечерах  развлечения   (платочки,   косынки,  кокошники, ленточки, фартуки и т. д.).   

   

          Используя народные костюмы для оформления детской русской пляски, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость. Большую пользу приносят детям и выступления взрослых в детском саду. Пляшет русскую Дед Мороз, плавно движется в русском танце Василиса Прекрасная, лихо отплясывает Осень, роль которой исполняет воспитательница.

          Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступления детских и взрослых танцевальных коллективов в русских костюмах.

          Это, с одной стороны, вызывает у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения русского народного танца, с другой — порождает у детей желание подражать.

          Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства — музыкальный центр и музыкальный синтезатор.  И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки.

С большой радостью дети прослушивают магнитофонные записи, в которых сами принимают участие. Я сама записываю, мелодии,  которые дети исполняют на детских, музыкальных   инструментах, песни, стихи, инсценировки.

         Очень удобно, записав на магнитофон или синтезатор нужные плясовые мелодии, работать с детьми над плясками. Такая запись освобождает меня,как музыкального руководителя от необходимости все время находиться за инструментом и позволяет непосредственно общаться с детьми во время танца, участвовать в показе и разучивании его.

         Используя технические средства для приобщения детей к русскому народному творчеству, я продолжаю развивать в них чувство любви к родному искусству.

         Матери и отцы всего мира хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными и счастливыми Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.

Выводы:         

Педагог детского сада имеет значительно большую возможность для воспитания детей в духе родной культуры, чем, например, преподаватель школы. Именно он проживает с ребенком все события текущего дня, и фольклор может стать не просто предметом изучения, а частью детской жизни, делая ее богаче, интереснее, красочнее и одухотвореннее.

        В настоящее время в российском обществе актуализируется проблема сохранения и развития традиционной культуры, которая по оценке ряда ученых приравнивается к системе жизнеобеспечения и национальной безопасности.

                Изучение детского уникального, самобытного фольклора способствует становлению личности ребенка, формированию его морально-нравственных установок, поддержанию физического и психического здоровья.

Список литературы:

  1. Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
  2. Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
  3. Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.
  4. Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
  5. Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
  6. Воспитание искусством в детском саду . Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
  7. Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования № 5, 2005
  8. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
  9. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994
  10. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
  11. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей

какая работа ведется с детьми по приобщению детей к русскому фольклору...

Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

в консультации представлен опыт работы по использованию музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей

Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей.«Баюшки-баю… Баю, милую, баю, славную, баю, дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежност...

«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребенка, активно формируются музы...

Опыт работы музыкального руководителя детского сада. Развитие творческих способностей у детей 5-7 лет по ФГОС

Работа музыкального руководителя над развитием творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста...

Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...