музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей
статья по теме

Музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

«Баюшки-баю… Баю, милую, баю, славную, баю, дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку!

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, это частица фольклора. Слово «Фольклор» в переводе с английского (folklore) означает «народное значение», «народная мудрость». Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, использующая искусство своего народа, берет начало в колыбельной песне.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди. Окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в свое работе использую народные песни, пляски, хороводы, предметы декоративно- прикладного искусства.

Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Работая по программе, повседневно  уделяется большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка. Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии.

Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

У наших детей – ласковая, добрая, щедрая Родина. Неотъемлемую часть  в нравственно-эстетическом воспитании детей является –приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.     

 

 

 

Музыкальный руководитель МБДОУ дс № 31 Д.В. Осадчая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_dlya_malyshey.docx19.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклор для маленьких

Раннее детство- начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро!»

«Доброе утро»… ранний период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду. В которой он растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое. Поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, поговорки, басенки.

Отрадное явление: в последние годы возрастет интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Фольклор для детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка – и первых месяцев жизни, и начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.

Что черпает ребенок в разные периоды детства из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни и вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и как открывается малышу смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?

Ответы на эти вопросы ищет современная педагогика раннего детского возраста. Ответы не просты и требуют тонкого, вдумчивого подхода, более того, комплексного изучения ребенка.

Как показало исследование, малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, подговорки и пр.) – прекрасный речевой  материал, на основе которого у ребенка уже во втором полугодии начинает понимание текста. Прежде всего возникает ситуативная связь между смысловым общим содержанием произведения и конкретным действием, которое отражает его. Именно конкретное, ситуативное действие ребенка, которое понятно ему и приобретено через практический опыт, сочетающееся неоднократно сословом (в данном случае потешкой, песенкой), приобретает на ранних этапах детства смысловое содержание. Появление этого навыка можно считать эпохальным событием в развитии ребенка, так как он в самой элементарной форме начинает реагировать не только на звуковое оформление произведения, но и на его содержание. Поясним это положение, так как оно чрезвычайно важно.  Если ребенку неоднократно прочитывают одни и те же поэтические строки, сочетающиеся с определенной ситуацией, то он усваивает ихобщую смысловую направленность,  например:

          Баю-баю-баиньки…

          В огороде заиньки!

          Баю-баю-баюшки…

          Не ложись на краюшке!

Или:

          Баю-бай, баю-бай!

           Ты, собачка, не лай!

Или:

          Баю-баюшки-баю…

          Баю деточку мою…

Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Экспериментальное исследование показало, что это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии на умственное, познавательное развитие ребенка раннего возраста. В месте с тем следует отметить: это «внутреннее», скрытое богатство малых фольклорных форм должно быть прежде всего открыть взрослым. Именно взрослый, используя перлы народной педагогики и мудрости, привносит посредством умелой интерпретации слова. Жеста, действия и смысловое содержание – открывает его ребенку в доступной форме. Малышу становятся «сигнальными» по смысловому содержанию звукосочетания- наигрыши («Ай. Та-ту, та-ту, та-ту! Ай. Та-ту, ай, та-ту!»). Малыш в ответ начинает приплясывать. В другом случае слова. «Кап-кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются у него с ситуацией купания т.п.

Этот же механизм начинает действовать, когда с 6-9 месяцев ребенок начинает усить выполнять действия по слову, когда ему дают поручения: «дай», «покажи», «сделай ладушки». С этой целью можно читать некоторые потешки типа «Ладушки», «Сорока-сорока». Обучение действиям по слову проходит несколько этапов: вначале метод посивных движений, т.е. новое действие называет взрослый и выполняет вместе с ребенком – его рукой. Затем взрослый побуждает малыша выполнять движения по слову, например, предлагая выполнить ладушки, сам первый выполняет действия, а ребенок подражает. И наконец, приблизительно к одному году ребенок начинает выполнять так называемое разученное действие по просьбе взрослого.

С 9-12 месяцев у ребенка возникает новый тип речевого развития – умение подражать слогам, которых в его речи еще нет. Разговором или прибауткой взрослый стимулирует их появление. Так, что бы отработать звукосочетание «ди». Взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во-ди-и-чка!  Во-ди-и-чка! Умой Тане личико».

Или:

           Заинька. Вой-ди в сад,

           Серенький, вой-ди в сад.

           Зайка, зайка, вой-ди в сад,

           Серый, серый, вой-ди в сад!

Затем отдельно произносятся слоги «Ди, ди, динь!».

Чтобы закрепить в речевых реакциях ребенка звукосочетание «ки». Можно читать потешку «Киска- киска»:

     Киска, киска,

     Киска брысь!

     На дорожку

     Не садись!

     Кис-кис-кис! Кис-кис, кис-кис!

Для закрепления умения произносить звукосочетание согласных «м», «н» с согласным «у», можно предложить следующую потешку.

            Ранним –рано поутру-у-у-у

            Пастушок ту-ру-ру-ру!

            А коровки в лад ему-у-у

            Затянули «му-му-му»!

Помогут и песенки- небылицы, например: «Тень-тень-потетень» ( активизация звукосочетания «те»), «Ой, люли-люли-люли! Прилетели журавли!»; прибаутки, например: «Ой, ду-ду-ду-ду-ду-ду, потерял пастух дуду!» (активизация звукосочетания «ду»).

Народные произведения рассчитаны также и на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Анализ этой особенности фольклористики для маленьких показал: стихотворное обращение к ребенку активизирует его (к концу первого года жизни и даже нескоько ранее, когда ребенок начинает понимать свое имя). Разыгрывание потешки, в которой слышется имя ребенка, побуждает к большому осмыслению содержания:

       Пошел котик на торжок,

       Купил котик пирожок,

       Пошел котик на улочку,

       Купил котик булочку.

       Самому ли есть

        Или Бореньке (Сашеньке, Олечке, Мишеньке) снесть?

        И я сам укушу,

        Да и Бореньке снесу.

Потешка помогает ребенку «открыть» себя (вот он, оказывается, кто: Боренька!), делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребенок для взрослого- высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира. Запомним: фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому, что ребенок – вершина человеческой любви.

Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, что бы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь- богатырь для Алеши удальца», «Маша черноброва», «Рати, косынька, допят, все волосынки в ряд» и т.д.). святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать : фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.

В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки – без лукавста и фальши. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальный фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания детей

какая работа ведется с детьми по приобщению детей к русскому фольклору...

Консультация для воспитателей «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

в консультации представлен опыт работы по использованию музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...

Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Мероприятие  посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...

Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.

У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнен...

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного  народного творчества....