Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.
презентация по развитию речи на тему

Ермакова Светлана Владимировна

У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнения с использованием музыкального фольклора развивают функциональные системы ребенка с общим недоразвитием речи, его дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ermakova_.ppt1.39 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня Дипломная работа Ермаковой С.В.

Слайд 2

Актуальность У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнения с использованием музыкального фольклора развивают функциональные системы ребенка с общим недоразвитием речи, его дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивают речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.

Слайд 3

Музыкальный фольклор - - устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Он служит для отражения народом своей трудовой деятельности, общественного и бытового уклада, знания жизни, природы, культы и верования. Фольклор включает в себя пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песенки, потешки, частушки, колыбельные. Он обладает образностью и выразительностью и богатым потенциалом для развития личности. Фольклор имеет большое значение для развития речи в раннем возрасте

Слайд 4

Цель работы: разработать и апробировать комплекс музыкальных занятий для коррекции недостатков речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством музыкального фольклора. Объект исследования: речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: использование музыкального фольклора в коррекции речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Задачи : Проанализировать содержание понятия речевой деятельности и ее структуру, особенности развития речи в дошкольном возрасте, характеристику детей с ОНР, основы коррекционной работы с ними, возможности музыкальной деятельности, фольклора для коррекции речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Выбрать методики диагностики речевой деятельности у детей с ОНР III уровня и провести эмпирическое исследование уровня развития речевой дятельности у детей с ОНР III уровня, Разработать содержание комплекса занятий по коррекции речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством музыкального фольклора. Провести занятия по коррекции речевой деятельности и доказать эффективность занятий по коррекции речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством музыкального фольклора.

Слайд 5

Этапы исследования: 1 этап (с мая 2009 по май 2010 г.) –теоретический анализ основных концептуальных подходов в исследовании развития и активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; 2 этап (с сентября 2010 по январь 2011 г.) – разработка коррекционной работы, направленной на развитие и активизацию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством музыкального фольклора; 3 этап (с января 2011 г. по февраль 2012 г.) – экспериментальное исследование влияния музыкального фольклора на развитие и активизацию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, анализ и оформление результатов исследования.

Слайд 6

Речевая деятельность Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Фазы: а) этап ориентировки в условиях деятельности; б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; в) этап осуществления (реализации) этого плана; г) этап сопоставления полученного результата с планом, т.е. этап контроля

Слайд 7

Речевая деятельность включает потребность, мотив, цель, замысел, установку, знания (культурологические, собственно языковые, и апелляцию к ним); многосторонний анализ ситуации, в которой должна произойти и происходит деятельность; принятие решения осуществлять или не осуществлять деятельность и выбор оптимальных для данной ситуации средств осуществления деятельности (форм речи, их вариантов и собственно языковых средств планирование деятельности (на разных уровнях осознания результатов планирования) и предсказание ее возможного результата; производство (выполнение) определенных действий и операций; текущий контроль за совершаемой деятельностью и ее коррекция (если она необходима); конечное сличение результата деятельности с ее целью (замыслом).

Слайд 8

Характеристика уровней общего недоразвития речи (ОНР) I уровень II уровень III уровень «безречевые дети») Полное или почти полное отсутствие речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Начатки общеупотребительной речи Речевые возможности детей возрастают. Кроме жестов и лепетных слов появляются, хотя и очень искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Наличие фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Активный словарь детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы. Улучшаются произносительные возможности, воспроизведение слов разной слоговой структуры, но у большинства детей продолжают встречаться недостатки произношения отдельных звуков и нарушения структуры слова.

Слайд 9

Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности в сочетании с логоритмикой способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления использование малых форм музыкального фольклора на детских праздниках, в повседневной жизни, во время прогулок, игр на воздухе и в помещении развивает чувство ритма, фонетическую и лексическую стороны речи, ее связность, речевая активность, мотивационная сторона речевой деятельности. . Повторяющиеся элементы народных песен и припевок хорошо запоминаются и развивают лексическую и фонетическую сторону речи. Образность фольклора развивает выразительность и связность речи детей с ОНР. Игры с элементами музыкального фольклора развивают у детей ритмичность, мелодику, интонационную выразительность речи.

Слайд 10

Исследование словаря. Методика.

Слайд 11

Исследование грамматического строя речи. Методика. Медленно – медленный, Легко – … Короткий – короче, Темный - … Сладкий- горький, близкий - …. Помидор (какой ? ) - . . .

Слайд 12

Исследование связной речи

Слайд 13

Результаты исследования на констатирующем этапе исследования В активном словаре преобладают существительные и глаголы; В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции; Присутствуют множественные аграмматизмы Трудности в построении связанного высказывания Уровень показателей развития речи в контрольной группе соответствует аналогичным показателям в экспериментальной группе. Полученные результаты исследования компонентов речевой деятельности свидетельствуют об отклонении от нормального речевого развития, и позволяют наметить направления проведения коррекционной работы : Разработать программу коррекционной работы по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством музыкального фольклора. Провести занятия по программе Провести контрольное исследования чтобы показать эффективность программы.

Слайд 14

Программа коррекционной работы Занятие 1. «СЕРГИЮШКО» Занятие 2. «МЕДВЕДЬ И ХВОСТ» Занятие 3. «СИВКА-БУРКА» Занятие 4. «КАК ЗАЯЦ И ДРОЗД УРОЖАЙ РАСТИЛИ» Занятие 5. «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» Занятие 6. «ПЕТУШОК-ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК И ЧУДО-МЕЛЕНКА» Занятие 7. «ЗИМА ПЕКАРИХА» Занятие 8. «КАША ИЗ ТОПОРА» Занятие 9. «СКАЗКА О ИВАНЕ — КРЕСТЬЯНСКОМ СЫНЕ И ЫТЫРЕ-ФЫТЫРЕ» Занятие 10. «ДВА КЛЕНА» Занятие 11. «СНЕГУРОЧКА»

Слайд 15

Результаты исследования связности речи у детей до и после формирующего эксперимента

Слайд 16

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук....

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя                 следующие разделы:игры в куколь...

Музыкально- ритмические движения - средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Цель данной работы - изучить точку зрения педагогов – теоретиков в вопросе воздействия музыкально - ритмических  движений на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Задача данной работы:...

Музыкальное воспитание, как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека : дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшения ме...