Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Нелюбина Ирэна Михайловна

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа и получает первые впечатления о ней. Сам народ оставил нам копилку памяти где хранятся любимые предания и сказки.

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – книги, мультипликации, игрушки – вся это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Чтобы подрастающее поколение не росло и не формировалось на чуждых нашей самобытности ценностях. Именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств, нравственных уставов и культуры поведения уже в раннем возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К.Д. Ушинский.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа и получает первые впечатления о ней. Сам народ оставил нам копилку памяти где хранятся любимые предания и сказки.

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – книги, мультипликации, игрушки – вся это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Чтобы подрастающее поколение не росло и не формировалось на чуждых нашей самобытности ценностях. Именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно патриотических чувств, нравственных уставов и культуры поведения уже в раннем возрасте.

Такие – же задачи перед нами ставит Ф.Г.О.С. п. 1.4. , в котором одним из принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Поэтому я решила использовать в работе с детьми младшего возраста фольклорные произведения.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре посредством устного народного творчества.

Малые фольклорные жанры дают большие возможности в решении первоочередных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста. Ф.О.Г.С. п. 1.6. 5) об единение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи:

Нравственно-этические:

  1. Приобщить детей к художественному наследию своей национальной культуры.
  2. Форматировать положительное отношение к родному дому , воспитывать любовь к семье, близким.
  3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать героям.

Познавательные:

- подвести к простейшему обобщению знаний о человеке и его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка -дедушка, мальчик – девочка).

- развивать интерес к окружающему миру.

- закреплять и расширять знания о домашних и диких животных, явлениях природы.

Речевые:

- открыть притягательную силу народного слова.

- активизировать речь, обогатить словарный запас.

На 1 этапе работу с детьми я построила таким образом, чтобы фольклорные произведения сопровождали ребёнка в течение  всего дня  пребывания в детском саду, т.е. дети погрузились в атмосферу народного творчества.

В режимных моментах:

Утром во время тяжёлого расставания с мамой можно переключить внимание ребёнка на яркую касочную игрушку и рассказать потешку: «Киска, киска, брысь!» или обращения к малышу с ласковыми словами потешки:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?»

Успокоить ребёнка так же можно играя пальчиками. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей.

«Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папа

Этот пальчик – мама

Этот пальчик – наш малыш

А зовут это Ванечка (Сашенька, Егорушка)».

Правильно подобранная потешка помогает установить доверительные отношения с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.

С помощью потешек я воспитывала у детей положительные отношение к режимным моментам.

Например, во время умывания рассказывала потешку:

«Водичка, водичка»,

«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!»

Как известно, не все дети с удовольствием едят кашу, поэтому привлекала внимание к этому блюду с помощью потешки:

 «Умница Катенька,

Ешь кашу сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую».

Дети третьего, четвёртого года жизни ещё не имеют достаточно высоких навыков самообслуживания и , чтобы процесс одевания на прогулку не был утомительным помогу потешкой:

«Вот они сапожки,

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождик пойдёт,

Наденем калошки».

При укладывании спать пою детям колыбельные песни. В них подобраны ласковые слова и звучат они плавно, монотонно, успокаивая своим несложным ритмом:

«Зыбка поскрипывает,

Тихо песенку поёт,

Тихо песенку поёт,

Дрёму к деточкам ведёт,

Дрёма к Викуленьке идёт,

Под подушку сон кладёт,

Дрема к Риточке идёт,

Под подушку сон кладёт».

И так далее, пока не перечислю всех детей в группе.

В ходе гимнастики пробуждения я использовала пестушки и потягушки:

Потягунюшки, порястунюшки,

Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки.

Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на явление природы, растения, насекомых с помощью потешек:

«Солнышко, солнышко,

Колоколнышко,

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!

Свети, свети, солнышко,

На зелёное полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек и т.д.

В совместной деятельности:

Чтение сказок, потешек, закличек. Беседа «Кто народ  веселил» (скоморохи, петрушки). Просмотр видео фильма «Ярмарка».

Музыкальная деятельность:

Хороводная игра «Греет солнышко теплее»

Музыкальные игры:

«Весёлый петрушка», «Весёлый бубен»

Слушание русских народных песен. Импровизация на музыкальных инструментах (бубны, ложки, шумелки)

Театрализованная деятельность:

Инсценировка потешки «Тень – потетень»;

Драматизация сказок: «Репка»,  «Лиса, заяц и петух».

Игровая деятельность:

Дид. Игры «Подбери матрёшке платье», «На чём играют».

Продуктивная деятельность.

Лепка «Угощение для петушка».

Рисование: «Коврик для котика».

Для реализации задачи формирования положительных отношений к родному дому и воспитания любви к семье, близким людям я использовала потешки, пестушки, колыбельные, пальчиковые игры на основе потешек.

Например:

В сюжетно – ролевой игре «Укладывание ребёнка спать» использовала колыбельные.

«Баю – баю – баюшки,

Да прискакали заюшки,

Люли – люли- люлюшки,

Да прилетели гулюшки,

Стали гули гуливать,

Да стал мой милый засыпать.

«Прилетели гуленьки,

Прямо к Мане в люленьку,

Стали плакать ворковать,

«Чем нам Манечку питать?

Сахарком или медком

Или кашкой с молочком?»

На 2 этапе я целенаправленно подбирала произведения , несущие в себе нравственно – патриотическое содержание.

С помощью колыбельных мы знакомим детей с ролью матери в семье, как хранительницы домашнего очага.

Для формирования положительного образа родного дома и семьи я использовала полюбившиеся детям пальчиковые игры по потешкам.

«Ладушка – ладушки,

Где были - у бабушки,

Что ели -  кашку,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька».

 

«Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцев в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел».

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!»

Методы и приёмы.

Для работы с детьми младшего возраста используется основной метод:

Наглядно- действенный.

Для этого использовала: иллюстрации, образные игрушки, картинки, разного вида театры.

Некоторые народные музыкальные инструменты и игрушки их имитирующие, для создания эмоционального фона во время знакомства с потешками. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам и потешкам обогащает восприятие детьми устного народного творчества.

Игровые приёмы.

  1. Словестные игры «Доскажи словечко», «Кто как кричит?», « Сорока – сорока».
  2. Подвижные и хороводные игры: «У медведя во бору», «Лиса и хвост», «Волк и гуси».
  3. Пальчиковые игры: «Ладушки – ладушки», «Идёт коза рогатая», «Чей нос?».
  4. Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости я использовала театрализацию. Она способствует проявлению у детей наиболее ярких эмоций на произведения устного народного творчества и заставляет сочувствовать, сопереживать героям, понять смысл произведения.

На примере сказки «Лиса, заяц и петух» формируется понимание детьми значения дружбы, оказания помощи ближнему.

Это достигается с помощью таких средств как яркая, реалистичная, движущаяся игрушка или кукла и выразительная. Эмоционально окрашенная речь педагога. Когда у детей появляется интерес к театрализации, предлагаю им принять участие в инсценировке потешек и сказок.

Словесные метод:

Рассказ «Что такое фольклор?».

Рассказы детей «Моя любимая сказка» или «Мой любимый сказочный герой».

Чтение и заучивание произведения устного народного творчества.

Беседа:

«Многообразие русских народных сказок».

Развивающая среда.

Для полноценного решения по становлению задач я создала в группе соответствующую развивающую среду. 

Для показа детям я изготовила: карточки с потешками с яркими доступными и понятными маленьким детям картинками, тематический альбом «Нас потешки веселят». Папка раскладушка для знакомства родителей с многообразием потешек и их значением для полноценного развития ребёнка.

Так же мной были подобраны детские книжки с русскими народными сказками с красивыми и понятными детям иллюстрациями для чтения и рассматривания. Ещё в группе есть игрушки для обыгрывания потешек и игровых моментов (петушок, котик, солнышко, капелька и д.р.)

Развивающая среда группы была дополнена матрёшками, глиняными игрушками, шумовыми инструментами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, предметами русского быта: вязанными, вышитыми салфетками, ковриками, деревянными ложками, расписными досками, самоваром и т.д.

Для театрализации были изготовлены маски на голову для изображения персонажей потешек, настольный театр для инсценировки русских сказок «Репка», «Колобок», «Теремок»; театр «Би-ба-бо» для сказки «Лиса, заяц и петух», «Лиса и медведь»; театр на палочках «Лисичка сестричка и волк».

Для чтения были подобраны следующие книги «Большая книга русских народных сказок» в обработке О. Лащевской (Ленинградское издательство 2009 г.);  «Пальчиковые игры для детей» С.О. Ермакова (Москва 2009 г.); «Весёлая карусель» сборник скороговорок, считалок, пестушек, потешек, частушек для детей с 2-х до 7-ми лет. Автор составитель В.Т. Гридина (Донецк 2006 г.); «Русский фольклор», «Угадай сказку» Г. Хоренко (Москва 2007 г.).

Совместная деятельность с родителями.

Консультации: «Значение устного народного творчества в жизни ребёнка». «Что можно читать ребёнку».

Домашние задания: «Чтение и заучивание потешек вместе с детьми для фольклорного праздника».

Помощь в оформление тематического альбома «Нас потешки веселят».

Оказание помощи в обогащении развивающей среды в группе.

Проведение фольклорного праздника «Вечерние посиделки» с участием родителей и детей.

То, что праздник получился ярким, весёлым, доставил удовольствие и детям и родителям является результатом моей работы по приобщению детей к устному народному творчеству.

Таким образом, работа с устным народным творчеством создаёт эмоционально благоприятные условия для взаимодействия с детьми и взрослыми, а так же условия для формирования образовательной среды в группе. Формируется система отношения ребёнка к миру, другим людям и самому себе.  С помощью фольклора удаётся достичь целевых ориентиров, указанных в ФГОС (4.6.)

Дети проявляют интерес к русскому фольклору: стихам песням, сказкам, стремиться двигаться под музыку. эмоционально вовлечён в действия с игрушками,

Моё общение с детьми стало   более  ярким, эмоционально насыщенным, а для себя я открыла – русский фольклор неиссякаемый источник вдохновения и подлинной духовности для детей дошкольного возраста.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей

В настоящее время великая культура русского народа, складывающаяся на протяжении тысячелетий и насыщенная своими обычаями, традициями, обрядами и уникальным фольклором, стала забываться. В нашей жизни...

Фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к с...

Консультация "Участие детей дошкольного возраста в тематических акциях как средство нравственно-патриотического воспитания"

Что такое тематические акцииЦель их проведенияПримеры тематических акций в детском саду...

Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1...

Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...