Педагогический опыт "Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста."
учебно-методический материал (младшая группа)

Ерилина Галина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»

АВТОР: Ерилина Галина Александровна.

Дата рождения: 17.10.1977 г.

Профессиональное образование: высшее

Инженер- эколог. Преподаватель по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

МГУ им. Н.П. Огарева, № диплома: ДВС 0076553, дата выдачи: 30 июня 1999г

.Диплом о профессиональной переподготовки: № 3912, дата выдачи 30 декабря 2016г

Стаж педагогической работы (по специальности): 13 лет

Общий трудовой стаж: 21 лет

Квалификационная категория: первая

Дата последней аттестации: 23.05.2018 г.

Занимаемая должность: воспитатель

Актуальность и перспективность опыта.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям является   устное народное творчество, то есть народные праздники и игры, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, вобравшее в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование именно устного народного творчества в моем педагогическом опыте позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций своего народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям. Устное народное творчество на мой взгляд не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.

Актуальность: тема моего опыта актуальна, так как ознакомление с произведениями устного народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

 

Основная идея опыта- воспитание нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста я столкнулась с тем, что 71% детей имеют низкий уровень развития речи,66% детей мало используют в своей речи фольклор или не используют его вообще. Только 40% детей понимают содержание произведений устного народного творчества. По результатам мониторинга была составлена таблица, где отражены знания детей по теме на момент начала работы На основании мониторинга была составлена дальнейшая перспектива работы.

Теоретическая база опыта.

В процессе деятельности по данной теме я ознакомилась с различными программами и теориями. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников. Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственно-патриотическом воспитании ребенка играет устное народное творчество, в том числе – фольклор. Об этом пишут Ш.А. Амонашвили, В.П. Аникин, К.И. Чуковский и др.

Теоретическая база опыта заключается в выявлении уровня сформированности представлений об устном народном творчестве дошкольников, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон фольклора, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

 

Новизна опыта.

. Новизна педагогического опыта заключается в практическом изучении эффективности влияния устного народного творчества на нравственно- патриотическое воспитание дошкольников Составлен план работы с детьми и план взаимодействия с родителями. А также обогащена методическая копилка для родителей и педагогов.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Из всего многообразия устного народного творчества для нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста я выбрала детский фольклор.

Цель: Изучение влияния устного народного творчества на развитие нравственно – патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста.

 Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

Образовательные:

•  расширить знания детей о народном фольклоре: колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, сказки и т.д.

• обогатить чувства детей, воображения и речь.

Развивающие:

• развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные возрастные особенности;

• выявлять значения устного народного творчества в системе воспитания детей.

• развивать интерес к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

Воспитательные:

• воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

• воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким.

Методы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчеством

Самый распространенный метод ознакомления с устным народным творчеством это словесный метод.

 Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

 - рассказа, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;

- беседы по содержанию знакомых сказок (инсценировка отрывков);

- чтения русских народных сказок, заучивания наизусть закличек, потешек, прибауток;

- диалога;

- проблемных вопросов;

- обсуждения;

- слушания русских народных песен в аудиозаписи.

- чтения сказок.

Методы стимулирования:

-Совместная деятельность детей и родителей.

-Похвала.

Наглядные методы используются во время:

- рассматривания иллюстраций, фото, рисунков;

- ознакомления с произведениями устного народного творчества;

- презентации проекта в форме творческой гостиной «В гостях у русской народной сказки» для родителей и воспитателей;

- оформления творческого альбома «Мы рисуем с мамой»;

- оформления книжного уголка по произведениям устного народного творчества.

Игровые методы:

- различные игры;

- сюрпризные моменты;

- театрализация.

Практический метод:

- целевые прогулки и экскурсии;

- обогащение и стимулирование детского творчества;

- наблюдения (например, позволяющие видеть детей старшей группы на театрализованных представлениях, угольных спектаклях и т. д.);

- организация выставки «Герои русских народные сказок своими руками».

 

Приемы формирования восприятия устного народного творчества

  Словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Следующий прием – беседа. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок

Игровые приемы. В игре дошкольник лучше понимает и усваивает полученные знания и умения.

Этапы работы

Подготовительный этап

Знакомство детей с устным народным творчеством начинаем с

 • Подбор методической и художественной литературы и др. материалов.

• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

• Изготовление пособий.

• Подбор различных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых).

• Разработка плана мероприятий.

•Посещение мини- музея (русская изба)

• Анкетирование родителей.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

• Оформление родительского уголка, организация и проведение родительского собрания

• Создание подборки  книг для библиотеки, организация и проведение акции «Подари книгу детскому саду».
• Оформление серии выставок для родителей по мотивам произведений устного народного творчества

          Основной этап.

Групповые:

Организация НОД познавательного характера, организация двигательного режима.

• Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (иллюстрации к стихотворениям Колычева и русским сказкам, потешкам).

• Дидактические игры

• Подвижные и малоподвижные игры

• Беседы.

• Заучивание стихотворений и прибауток.

Индивидуальные:

• Пересказ сказок.

• Творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация.

Парные:

• Инсценировка сказок «Курочка Ряба», «Маша и медведь»,

«Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка

Как итогом основного этапа:

• Показ занятия на тему: «Устное народное творчество  как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Оформление папок-передвижек.

• Беседа с родителями.

• Задания для совместной деятельности детей и родителей.

• Помощь родителей при изготовлении наглядных пособий и подготовке инсценировке сказок.

Создание развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми инсценировки.

Заключительный этап:

•Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним).

• Выставка совместных работ детей и родителей «Герои русских народные сказок своими руками»

 •Презентация опыта работы

 •Оформление наглядной информации для родителей.

       Вывод:

         К концу года у детей уже был достаточно большой запас знаний потешек, песенок, дразнилок, считалок. Дети были знакомы, уже со многими сказками научились выразительно пересказывать отрывки любимых произведений. Посредством загадок, мы поставили перед собой задачу формирования и расширения словаря детей. Было принято решение и дальше работать с детьми по развитию речи. Т. к. ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам и правилам поведения, а также заинтересовывает его, тем самым незаметно учит его правильной русской речи.

 На основе этих результатов я могу сделать вывод о том, что проведенная работа с использованием устного народного творчества как средства нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, дает возможность вполне реализовать намеченные цели и задачи и достичь более высокого результата к концу года.

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В ходе целенаправленной и системной работы, дети младшего дошкольного возраста:

• Познакомились с устным народным творчеством, потешками, праздниками, народно – декоративным искусством, с героями сказок и их подвигами.

• У детей значительно расширились знания о родном селе, республике, стране.

• Появилось стремление поддерживать порядок в группе и на участке детского сада.

• Расширились знания детей о профессиях.

• Сформировалось бережное отношение к природе.

• Дети правильно оценивают свои поступки и поступки других людей.

• Значительно расширился словарный запас.

• Повысился уровень самоконтроля и самооценки, за счет

приобретенных знаний.

 Возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий.

. В результате работы с детьми, был проведен мониторинг, с использованием заданий, который показал, что у детей стали более сформированы нравственно- патриотические качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг устного народного творчества  младших дошкольников

Фамилия, имя ребенка

Знание  потешек, праздников, сказок.

 

Знание детьми  частей  тела и лица, знание своего имени, членов семьи и их имена.

Наличие игровых,  познавательных, сенсорных,  музыкальных, речевых способностей. Расширение словарного запаса.

Знание русских народных подвижных игр и умение их применить.

Умение детей различать героев русских народных сказок, называть их.

 

Итог

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

1

Амерханов Алим

1

2

2

3

1

2

2

3

2

3

1.6

2.6

2

Воронов Даниил

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1.2

2.2

3

Занина Настя

3

4

3

4

3

4

3

4

2

3

2.8

3.8

4

Канунникова Милена

2

3

2

3

1

2

2

3

1

2

1.6

2.6

5

Кондратьева Саша

2

3

2

2

1

2

2

3

1

2

1.6

2.4

6

Котяхов Кирилл

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1.2

2.2

7

Мангутова Алина

2

4

2

3

2

3

3

4

2

3

2.4

3.4

8

Минеев Стас

1

2

2

3

1

2

2

3

1

2

1.4

2.4

9

Мишин  Саша

2

3

2

2

2

3

2

3

1

3

1.8

2.8

10

Мурзенков Раиль

3

4

2

4

3

4

3

4

3

4

2.8

4

11

Слаев Самир

1

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1.2

2.2

12

Хафизова Самина

1

2

2

3

1

2

1

3

1

2

1.2

2.4

13

Хохлов Игорь

2

3

2

3

1

2

2

3

1

2

1.6

2.6

14

Чуклов Эмиль

3

4

3

4

3

4

3

4

2

3

2.8

3.8

 

Итог

1.8

2.9

2.1

3.1

1.5

2.6

2.0

3.1

1.4

2.5

1.8

2.8

                

 

 

Оценка освоения материала связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребен­ку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями про­блем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоот­ветствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образо­вательной области. (Указанные интервалы средних значений носят реко­мендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Таким образом, по результатам вводного мониторинга устного народного творчества как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста показал, что, на начало учебного года (сентябрь 2019) у 71% детей низкий уровень, у 29% детей– средний уровень, у 0% детей – высокий уровень. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформированы нравственно-патриотические чувства.

Следует отметить, что после проделанной работы с детьми на конец года

(май 2020) существенно изменились показатели: у 21% детей выявился низкий уровень, у 57% детей– средний уровень, у 22% детей – высокий уровень.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Данную работу может реализовать любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Организация работы не будет трудоемкой при наличии методической и художественной литературы. Большую помощь могут оказать родители.

Трудности были на начальном этапе в отсутствие интереса к устному народному творчеству.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам работы по теме: «Устное народное творчество как средство нравственно - патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.» и может быть использован среди воспитателей города и района, также может использоваться на методических объединениях, семинарах, родительских собраниях.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арзуманян, Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2011. - №11 - С.87.

2. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина.- М.: Школьная пресса, 2003.

3. Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Н.А. Галанина // Дошкольная педагогика. – 2008. - №5 - С. 32.

4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И.Даль. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С. 245-246.

5. Дыбина, О.В. Сказка как средство патриотического воспитания / О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 2. - С. 5.

6. Ельцова, О.М. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре / О.М. Ельцова, Г.А.Антонова // Справочник старшего воспитателя. – 2011. - №4 -  С.29.

7. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор./ Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М., 2002

8. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской национальной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие. / О.Л. Князева, Н.Д. Маханева. – 2-е изд. перераб. и доп.; Спб.: Детство-Пресс, 2008.

9. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры / М.Ф. Литвинова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002

10. Метлов, Н. Русская народная песня в ДОУ. / Н. Метлов // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10 – С. 3-11.

11. Поштарева, Т.Н. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста. / Т. Н. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2007. - №12. – С.28-36.

12. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...

Консультация на тему: «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Малый фольклор (песенки, потешки, пестушки, прибаутки и др.) играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают...