«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности»
статья на тему

Акулинина Надежда Николаевна

Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Эстетическое воспитание – это приобщение ребёнка к              нравственным ценностям.

Формирование положительного отношения к окружающей действительности, которые выявляются в особом чувственно-эмоциональном познании мира.
                 Эстетика  (греческое слово – чувствующий) – теория чувств познания.
                Красота – совершенство чувств познания.
                Искусство – воплощение красоты.

Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста, что предполагает:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • Обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);
  • Расширение знаний в области музыкальной и художественной литературы, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;
  • Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;
  • Овладение способностью замечать, ценить красоту окружающего мира, человеческих отношений, переживать и создавать эстетически выразительные образы в музыкально-игровой деятельности.

Игре, как форме организации детской деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, отводится приоритетная роль в системе воспитания и обучения.

Игра – это ведущая деятельность дошкольников, в игре складываются и получают развитие все психические процессы и качества личности, формируются интересы и потребности, закладываются основы культуры.

Реакция ребёнка на музыку всегда активна. Сколько раз замечали, что совсем ещё маленькие дети пританцовывают под весёлую музыку, успокаиваются под спокойную, засыпают под колыбельную. Значит, музыкальный слух у детей заложен самой природой, но способности воспринимать музыку у всех разные.

Учить музыке нужно всех детей и начинать учить -  как можно раньше! Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать! Это понятия разные. Можно просто слушать музыку не задумываясь над тем, что хочет сказать композитор, а можно слушать внимательно, вдумчиво. И тогда обязательно услышишь, о чём эта музыка, какие чувства и настроения она передаёт, какие картины рисует. Задача музыкального руководителя научить детей слушать и слышать музыку, основываясь на детских эмоциях, вызвать интерес, эмоциональный всплеск, развить эмоциональную отзывчивость на музыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку, являясь фундаментом проявления интереса к музыке, вызывает интерес и к тем жизненным явлениям, которые в ней отражены. Развитость эмоциональной отзывчивости на музыку обуславливает способность осознавать на доступном для ребёнка уровне социальный смысл художественных явлений. В дошкольном возрасте музыкально-эстетическая деятельность охватывает музыкальную активность ребёнка, которая интегрируется в соответствии с содержанием музыки с другими видами деятельности:

  • РЕЧЕВОЙ
  • ПОЭТИЧЕСКОЙ
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
  • ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ.

Интеграция разных видов эстетической деятельности способствует появлению оценок прекрасного в природе и человеческих отношений, обогащает другие виды художественного творчества (изобразительное, речевое, театрально-игровое) и в совокупности воздействий, значительно усиливает эффект иных сторон воспитания и развития дошкольников.

Известно, что музыкальное произведение увлекает ребёнка

не только внешней звуковой стороной, но и внутренним, смысловым содержанием. Смысл и содержание музыки ребёнок постигает по законам творческой деятельности человека, как бы раскодируя «код культуры» (В.Т.Кудрявцев) и такая деятельность всегда носит эстетический характер.

Об этом свидетельствуют детские впечатления от восприятия музыкальных произведений, которые находят отражение:

-  в элементарных суждениях,

-  эмоциональных оценках,

-  рисунках,

-  движениях,

-  играх,

-  незатейливых, но чувственно выразительных детских рассказах

-  и небольших стихотворениях.

Формирование внутренней музыкально-эстетической деятельности позволяет не только постепенно подойти к восприятию жизненных явлений через призму музыкальных образов, но и благодаря эстетическому переживанию может отнести себя к событиям, в которых он не принимал непосредственного участия.

Для дошкольника становится возможным, кроме практического контакта с действительностью, внутренняя деятельность воображения, она позволяет представить образ героя или картину событий, настроение и эмоций человека, движение и ритм мелодии, выразительность музыкальной и речевой интонации, соотнести образ с известными ему событиями или впечатлениями детской жизни. Это имеет существенное значение для дальнейшего развития ассоциативно-образного мышления, творческого воображения, развития музыкально-игровой деятельности, основанной на опыте восприятия музыки и других видов искусств. В этом случае происходит формирование в сознании ребёнка эталонов красоты в искусстве и в жизни на основе накопления опыта эмоционально-образного восприятия музыки.

Присвоение ценностей культуры современным ребёнком протекает в форме её своеобразного творческого развития и включает преобразование содержания общественного опыта на основе фантазии и продуктивного воображения. В этом случае музыкально-эстетическая деятельность приобретает признаки творческой игровой деятельности.

Современные исследователи музыкальной игры отмечают следующие её характеристики:

  • Музыкально-игровая деятельность носит активный импровизационный характер, связана с художественной интерпретацией жизненных явлений и представляет собой поле для творчества ребёнка:
  • Ей присущи эмоциональная насыщенность, напряжённость, эффект включенности, удовольствие от процесса, что создаёт эмоционально-чувственное поле игры;
  • Метафоричность, фантазийность, образность, мнимость ситуации, независимость от внешнего пространства создают поле условности  игры, опосредованного языком искусства;
  • Наличие прямых или косвенных правил, логика сюжета и последовательность действия опредмечены содержанием музыкального произведения, и это определяет логическое поле игры;
  • Бескорыстность, лично-значимая мотивация, непредсказуемость результата, его целостность создают поле свободы музыкально-игровой деятельности.

Становление и развитие музыкальной игры происходит по законам эволюции игрового творчества.

Разнообразные формы организации музыкальных игр

(с учётом особенностей развития музыкально-игрового творчества):

I-Й БЛОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

(младший дошкольный возраст)

основан на механизме уподобления

Побуждая детей к эмоциональному отклику посредством игровых действий-уподоблений, педагог не только углубляет процесс музыкального восприятия, но и формирует у малышей эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства. Эмоции, вызванные игрой, соотносятся в сознании ребёнка с содержанием музыкально-игровой деятельности и закрепляются как положительные знаки в опыте восприятия музыки. 

Варианты содержания музыкальных игр:

  1. Тактильные – моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений.
  2. Двигательные – моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов.
  3. Интонационные – передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки.
  4. Вокальные – передающие характер музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз.
  5. Инструментальные – моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания.
  6. Цветомузыкальные – моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.

Объединение игр-уподоблений в музыкально-игровые комплексы создаёт благоприятные условия для многократного прослушивания ребёнком музыкальных произведений. При этом эмоциональная и двигательная активность детей при повторных восприятиях музыки не снижается, т.к. разнообразные игровые действия ориентировочного характера поддерживают заинтересованное отношение к звучащей музыке.

Примеры музыкальных игр для детей младшего дошкольного возраста:

Игра «Звонкий колокольчик»

♫ Ф. Лист «Кампанелла» (фрагмент)

Муз. рук. – Сегодня в гости к нам пришёл Петрушка. Наш Петрушка очень любит слушать музыку, особенно ему нравится «Кампанелла», что означает колокольчик. Посмотрите, у Петрушки есть колокольчики. Они звенят радостно и звонко (показываем как звучат)

Звучит «Кампанелла» Листа, дети играют с колокольчиками, подстраиваясь под ритм и темп звучания музыкального произведения.

Варианты игры: дети двигаются под музыку вместе с Петрушкой, выполняя танцевальные движения, либо играя с колокольчиками, погремушками, ленточками…

Игра «Ласковая просьба»

♫ Г. Свиридов «Ласковая просьба»

Муз.рук. – Ребята, послушайте, какая ласковая и нежная музыка звучит, она звучит мягко, по-доброму, как будто поглаживая по ладошке (педагог гладит себя по ладони)

Звучит пьеса, дети во время звучания поглаживают себя по ладошке, муз.рук. комментирует движения детей: «Музыка нежная, ласковая, добрая» и побуждает к словесным высказываниям каждого ребёнка.

Муз.рук. – Музыка, которую мы с вами слушали, называется «Ласковая просьба», она рассказывает как нежно, тихо и задушевно может звучать голос у человека, если он о чём-то просит.

Звучит фрагмент пьесы, затем звук затихает и исчезает…

Что случилось? Кто-то с нами решил поиграть?

Появляется Зайчик (игрушка)

Зайчик, это ты спрятал нашу музыку? Ребята, давайте ласково попросим Зайчика вместе с нами послушать музыку.

Дети, обращаясь к Зайчику, ласково просят послушать вместе с ними музыку.

Вариант игры: во время звучания пьесы дети выполняют плавные покачивания руками, издают тихие звуки на детских музыкальных инструментах (погремушка, треугольник, колокольчик…), отмечая фразировку или ритмические нюансы музыкальной речи.

II-Й БЛОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР.

Основан на механизме интерпретации музыкального содержания произведения путём активного освоения разнообразных способов творческой деятельности:

  • музыкальной,
  • художественно-изобразительной,
  •  театрально-игровой,
  • художественно-речевой.

Интерпретация – это личностное осмысление и истолкование содержания музыки, оформленное в виде эмоционально окрашенного сюжетно-ролевого действия. В игре ребёнок отожествляет себя с вымышленным персонажем (героем музыкального образа, сказки, объектом живой и неживой природы, эмоциональным состоянием человека, другим ребёнком и т.д…)

В соответствии с характером игровых действий и исполняемой роли музыкальная игра может приобретать различные формы:

ИГРА – ИНСЦЕНИРОВКА:

Это интерпретация музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических  и танцевальных движений. Например, в младшем возрасте детям можно предложить представить себя героем музыкальной пьесы и передать характер музыки в танцевальных и образных движениях. С этой целью используются программные музыкальные произведения (К.Сен-Санс «Карнавал животных», Ф.Куперен «Бабочки» и др.).

В старшем возрасте перед игрой происходит более детальное обсуждение замысла игры-инсценировки, педагог побуждает дошкольников к словесным интерпретациям, обращается к опыту восприятия музыки, жизненным и художественно-эстетическим ассоциациям, предлагает выбрать соответствующие музыке движения, стимулирует проявление выдумки и фантазии.

   Игры-инсценировки могут включать музыкально-образные этюды, относящиеся к изображению:

  • животных (В.Арсеев «Слон и моська», С.Майкапар «Мотылёк»…)
  • героев сказок  П.И.Чайковский «Фея Драже», «Баба Яга» и др., Э.Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов» и др…..)
  • детских игр и игрушек (Р.Шуман «Смелый наездник», С.Майкапар «Маленький командир», Д.Шостакович «Клоуны», «Танцы кукол», А.Хачатурян «Скакалка» и др…).

ИГРА – НАСТРОЕНИЕ:

Это выражение характера музыкального произведения посредством создания образа, соответствующего настроению музыки:

  • образ радости,
  • грусти,
  • нежности,
  • ласки,
  • взволнованности,
  • торжества, и т.п….

Игра доступна детям старшего возраста, т.к. требует активизации абстрактно-логического мышления. В начале игры-настроения строятся на основе программных музыкальных произведениях (М.Мусоргский «Слеза», И.С.Бах «Шутка», Ж.-Ф.Рамо «Радость» и т.п….).

В дальнейшем используются произведения непрограммного характера (Р.Шуман «Пьеска», В.-А.Моцарт «Рондо» и т.п…)

При создании образа-настроения возможно использование различных атрибутов (ленты, цветы, предметы, музыкальные инструменты…), что позволит ребёнку более выразительно оформить свою музыкальную роль и обогатить игровой замысел.

ИГРА – ПОРТРЕТ:

Игра-портрет близка по характеру играм-инсценировкам и играм-настроениям, отличается индивидуальной формой протекания и доступна детям младшего возраста. Она кратковременна, в ней отсутствует развитие сюжета, главное её правило – выразительно передать характер музыкального образа посредством пантомимической, танцевально-этюдной зарисовки. Детям предлагается создать эмоциональный портрет героев пьес (Д.Кабалевского «Плакса», «Рёвушка», «Злюка», «Упрямый братишка», Г.Свиридова «Упрямец», Ю.Слонимского «Ябедник», К.Дебюсси «Маленький негритёнок», Б.Тобиса «Негритёнок грустит», «Негритёнок улыбается», А.Томази «Печальная кукла»…).

Игра-портрет может быть составной частью музыкальной игры-инсценировки и предшествовать её возникновению.

ИГРА-РАЗМЫШЛЕНИЕ:

Игра-размышление направлена на соотнесение жанрово-стилистического родства музыкальных, художественных и литературных произведений при доминировании музыкального образа в содержании игровой деятельности. Персонажами игр-размышлений могут выступать композитор, поэт, художник, режиссёр музыкального спектакля или концерта, актёр театра, дирижёр оркестра и др. Игра начинается воображаемой ситуацией: «Представь, что ты композитор и написал произведение (звучит музыкальный фрагмент), какое стихотворение (или строки из него) ты выбрал для того, чтобы передать словами его характер…».

Игра-размышление может протекать и в словесной форме, когда дети высказывают эстетические суждения и объясняют позицию своего героя, так в форме ритмопластики. Например, ребёнок, принимая на себя роль художника, может изобразить как он «рисует» музыку, слушая «Вальс цветов» П.Чайковского, или «Феи зимы» С.Прокофьева.

III-Й БЛОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР.

Основан на механизме музыкальной импровизации.

Импровизация – это особый вид творческой деятельности. Импровизация основана на инициативном воображении и образном познании мира. Такая активность требует от дошкольников умения фантазировать, комбинировать, варьировать, преобразовывать и пересочинять ранее известное.

             Музыкально-творческие импровизации могут обретать формы:

  • игра-сказка,
  • игра-балет,
  • игра-опера,
  • игра-карнавал,
  • игра-фантазия…

Музыкальная игра складывается путём объединения игровых действий-уподоблений, игр-инсценировок, обыгрывания музыкальных образов (игра-настроение, игра-портрет) в единый драматургический сюжет, который разворачивается в определённом жанре:

  • мини-опера
  • мини-балет
  • мини-оркестр и т.д.

ИГРА-СКАЗКА:

Представляет собой игровой комплекс, созданный на основе сюжета волшебной или бытовой сказки.

Работа над игрой сказкой включает в себя три этапа:

  • Подготовительный:

Методы, применяемые на этом этапе:

  • Первоначальное знакомство со сказкой;
  • Слушание фрагментов музыкальных произведений, включённых в содержание игры-сказки;
  • Метод первоначальной ориентировки в произведении (определение настроения произведения, главных героев, выделение значимых событий);
  • Метод контрастного сопоставления (выявление контраста в настроении, характере, определение героев разных по настроению);
  • Методы уподобления характеру художественного образа (разнообразные творческие действия ребёнка: моторно-двигательные, словесные, вокальные, темброво-инструментальные, интонационные и другие, соответствующие характеру художественного произведения);
  • Метод творческой интерпретации содержания музыкального произведения.
  • Поисково-творческий:

Методы, применяемые на этом этапе:

  • Группа словесных методов (эмоционально-выразительные пояснения характера художественного произведения, использование сравнений, метафор, слов-образов, создание словесного рисунка, беседа о содержании музыкального произведения и характере музыкального образа, отражающего сюжеты сказки);
  • Метод моделирования художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности ребёнка);
  • Метод озвучивания интонации различными способами (вербальной, ритмической, инструментальной, вокальной) используется для передачи ребёнком собственных переживаний, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение;
  • Методы интерпретации и фантазирования,  методы определения художественного контекста;
  • Методы творческого сюжетосложения, основанного на анализе драматургии музыкального произведения, и моделировании художественно-творческого процесса (воплощение чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение в собственной творческой деятельности ребёнка).

  • Творческий:
  • Метод рассуждения о художественном произведении (направленный на самостоятельное, творчески-индивидуальное нахождение ребёнком личностного смысла произведения);
  • Метод сопереживания (направленный на освоение детьми искусства через обращение к собственному опыту и опыту других людей);
  • Метод обобщения (направленный на сравнение ребёнком эмоции пережитой им от восприятия искусства с личностной эмоцией).

Логическим завершением музыкальной игры-сказки может быть подготовка спектакля, когда дети играют не для себя, а для зрителей. В этой форме игра-сказка может быть включена в праздник или развлечение.

ИГРА-КАРНАВАЛ.

Подобна импровизированному празднику, в котором как в калейдоскопе мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми на основе содержания музыкальных произведений:

  • К.Сен-Санс «Карнавал животных»
  • Д.Шостакович «Танцы кукол»
  • Д.Россини-О.Респиги «Волшебный магазин игрушек»

- темы праздника:

  • «Карнавал цветов»
  • «Фруктовый карнавал»
  • Театральный карнавал»
  • «Рождественский карнавал» и т.п.

- доминирования музыкальной деятельности:

  • «Песенный карнавал»
  • «Вальс карнавал»
  • Карнавал музыкальных инструментов» и т.п.

ИГРА-ФАНТАЗИЯ.

Ориентирована на развитие художественно-творческих способностей детей, таких как сочинение историй на основе логики развития музыкального образа произведения. Игры-фантазии логично объединять в единый цикл «Сочиняем музыкальную сказку». Здесь можно использовать и соединять в единый замысел несколько музыкальных произведений.

О.П.Радынова выделяет несколько разновидностей музыкальных игр-сказок в зависимости от видов музыкальной и художественной деятельности, использующихся в них.

  • «сказка-балет»  (опора на ритмопластику)
  • «Сказка-балет-драматический спектакль» (используется ритмопластика, черты драматического спектакля, основную часть текста может читать взрослый)
  • «Сказка-балет-опера» (ритмопластические и певческие импровизации детей, опора на песенное творчество)

Таким образом, музыкальная игра-сказка представляет собой игровой комплекс, созданный на основе волшебной или бытовой сказки.

Разнообразие игровых форм организации музыкальной деятельности позволяет снизить дидактическую напряжённость при построении педпроцесса, и вместе с тем, эффективно решать важнейшую и значимую задачу формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста.

ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР-ФАНТАЗИЙ, ИГР-ИМПРОВИЗАЦИЙ

И ИГРЫ-СКАЗКИ.

«Фея Зимы»

Прилетела в наш лес из далёких холодных стран Фея Зимы, завьюжила, закржила снежинки, замела снегом все дорожки, холодно стало в лесу. Маленькие ёлочки на полянке замёрзли, и некому их согреть.

Дети слушают фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» («Фея Зимы»).

Педагог предлагает детям представить себя снежинками, ёлочками и выбрать на роль Феи кого-нибудь из детей. Изобразить в движениях хоровод снежинок и зимней вьюги вокруг маленьких ёлочек. Передать настроение музыки в мимике, в пантомимике и в характере движений; придумать композицию танца. Подобрать атрибуты для импровизации. Дети обыгрывают игровую ситуацию дважды:

Первый вариант – импровизационный;

Второй – более осмысленный, содержательный, основанный на эмоционально двигательном восприятии музыкального произведения.

Педагог предлагает нарисовать Фею Зимы в зимнем лесу, подобрать цвета, соответствующие музыкальному образу, изобразить настроение природы.

«СКАЗКА О ЗВОНКОМ КОЛОКОЛЬЧИКЕ»

Жил был колокольчик. Он был непоседлив, говорлив и очень любил беседовать с разными музыкальными инструментами. Со свирелью он любил разговаривать на задушевные темы, с барабаном у него получались очень громкие разговоры, со скрипкой, он как правило, затихал, а когда труба предлагала с ним поговорить, то он убегал от неё далеко и издали слушал её пронзительный голос. Сам колокольчик любил поговорить на весёлые, радостные темы, его голос звонко, переливчато звучал и напоминал детский смех.

Звучит – Ф. Лист «Кампанелла»

Во время звучания сочиняют песенку колокольчика (игра-оркестровка). Педагог предлагает передать разных характер колокольчика и представить, с каким музыкальным инструментом он в этот момент беседует.

Методом цветного пятна дети изображают песенку колокольчика, создают из рисунков коллаж и любуются его красками.

«СКАЗКА О ВЕТЕРКЕ»

Звучит «Порыв» Р. Шумана

Двигаясь под музыку, дети узнают, что у ветерка может быть разный характер: то он спокойный, тихий, убаюкивающий, то становится резкий, порывистый, неугомонный.

           Однажды, когда ветерок окреп и набрал силы, захотелось ему побывать в далёких странах. И залетел наш ветер далеко-далеко на север, в страну северного сияния (Звучит средняя часть Э.Грига «Шествие гномов»).

Ветерок впервые увидел северное сияние и был очарован его красотой. Он остановился и застыл, испугавшись своих порывов. Ведь ему не раз приходилось разгонять тучи на небе. Но северное сияние ему вовсе не хотелось разгонять, скорее наоборот, ему захотелось, чтобы все увидели такую красоту. Зачерпнув своими большими ладошками сияющее небо, ветерок помчался обратно в путь и не заметил, как по дороге мерцающие частички рассыпались по небу, зажигаясь яркими всполохами. Летним вечером, когда стемнеет их можно увидеть высоко в небе и в это время ветерок становится особенно тёплым, ласковым и нежным.

Звучит пьеса «Летний вечер» Э.Грига.

Педагог просит детей изобразить лёгкое дуновение тёплого ветерка, всполохи зарниц, спокойствие и безмятежность летнего вечера в танцевальной импровизации.

Звучит фрагмент «Рождественской сюиты» - «Ночь» Н.Римского-Корсакова.

Дети рисуют северное сияние, педагог побуждает детей изобразить свои сюжеты, опираясь на настроение звучащего музыкального произведения. По завершении деятельности дети рассказывают свой вариант сказки о ветерке и его приключениях.

Летняя сказка - игра

«Вот оно какое наше лето!»

(для детей младших групп)

Действующие лица:
Ведущий.

Лиса.
Игрушки: воробей, собачка
Оборудование: зонт.

♫ «Лето» детский хор «Великан»

                                  Дети выходят на улицу, встают в круг на площадке.
Вед.: Вот оно какое наше лето!
Ярким солнцем все согрето!
Зеленеют лес и луг.
А ребятки в станут в круг,
Будут солнцу улыбаться,
Веселиться и смеяться!
 «Песенка о лете» - хоровод – по показу взрослого.
                        Ведущий  показывает детям воробья на палочке.
Вед.:
 Смотрите, ребята, кто к нам прилетел. Это воробей.
Воробей к нам прилетел, песенку свою запел:
Воробей: - Чик-чирик! Чик-чирик! Здравствуйте, детишки!
Вед.: Звонко ты, воробушек, поешь, а мы хотим с тобой поиграть!

«Бобик и воробьи» - музыкальная игра ( дети выполняют движения по тексту песни).
Вед.:
 Ох, Бобик, распугал всех воробьишек!  Бобик, ты  у нас погости, все, что видел, расскажи.
Бобик: Ребята, утром я бывал в лесу, видел там я хитрую Лису. Она в лесу гуляет, да Зайку догоняет. Ну, а мне уже пора, есть у меня ещё дела! До свиданья, детвора!

Бобик уходит.
Вед: А мы тоже хотим с Лисичкой поиграть. Ребята, давайте её позовем.                                                                  Дети зовут Лисичку, выходит Лиса.

Лиса - Вас ребята услыхала, сразу к вам я прибежала! Поиграть с вами хочу в мою любимую игру: «Зайчики и Лисичка» - вы зайчики, а я Лиса. Всех вас поймаю, детвора.

Игра «Зайчики и лисичка» (дети сами выполняют движения по смыслу текста песни)
Лиса: Весело с вами играть, а я хочу ещё потанцевать! За мной движенья повторяйте – да не отставайте!
♫ «Божья коровка» - танец
Лиса: Мне очень понравился танец! А посмотрите-ка, ребята, что у меня есть! (Показывает зонт) Я по лесу шла, шла, и вот этот предмет нашла, только не знаю, зачем он нужен? Дети, а вы знаете?

                                    Ответы детей.

Вед: Ребята, а давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик»! Покажем Лисичке, зачем же нужен зонтик! Лисичка и ты с нами играй, да под зонтик прятаться успевай, а иначе вся помокнешь!

Игра «Солнышко и дождик».
Лиса: Ну что же, хорошо мы с вами повеселились, только мне в лес обратно пора, до свиданья, детвора!

Вед:  До свидания, Лисичка! Приходи к нам ещё поиграть!

Лисичка уходит.

А теперь, ребята, мы идём играть на свои участки. Лисичка мне передала по секрету, что она на каждом участке приготовила сюрприз, только его нужно найти. Вы идите, и сюрприз себе найдите! До свидания!

                                                      Дети уходят. 

Эта игра-сказка проводится без предварительной подготовки детей.

                       И в заключение, своего доклада, я бы хотела сказать:

      Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс приобщения детей к ценностям музыкального искусства как способа чувственно-образного постижения мира в организованной взрослыми музыкально-эстетической деятельности.

      Результатом музыкально-эстетического воспитания дошкольников является сформированность основ музыкально-эстетической культуры, выражающейся в способности воспринимать, переживать и оценивать мир эстетических образов в искусстве и окружающей жизни, воссоздавать эстетические переживания и представления в творческой музыкально-игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественно-творческой деятельности.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Обязанность педпгога- приобщать ребенка к красоте, развивать его творческие способности, обогащать его д...

Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средством культурно - досуговой деятельности

В данном материале представлен о описание опыта работы по нравственно- патриотческому воспитанию дошкольников, начиная с младшего возраста....

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Она  играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяе...

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами театрально - игровой деятельности".

Приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям – является одной из актуальных проблем педагогической практики. Поэтому внедряя в образовательный процесс региональный компонент, как...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...