«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
проект (старшая группа)

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнила: Ибрагимова Л. Ш

2021 г. Самара

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.»

Актуальность

Проблема патриотического воспитания существует, потому что за последние годы произошли огромные изменения в нашей стране. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Но трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута Президентом РФ. Утверждена специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы».

Актуальность и практическая значимость темы заключаются в том, что работа по ней является одним из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы ДОУ, усиление ее патриотической направленности с учетом возможностей для Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Туристско-краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой Родины», патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, образ Родины.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов, приемов).

Чтобы помочь дошкольникам полюбить малую Родину, разработали концепцию патриотического воспитания в ДОУ.

Концепция патриотического воспитания в ДОУ

Перед были поставлены цели:

1. Разработать и обосновать педагогическую модель патриотического воспитания в ДОУ, обеспечивающую высокоэффективную индивидуальную и коллективную деятельность, позволяющую достигнуть повышения качества образования в патриотическом воспитании дошкольников.

2. Сформировать целостную систему личностно-социального развития дошкольников, направленную на включение туристско-краеведческой работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:

1. Сформировать предметно-развивающую среду и условия для обогащения разнообразной деятельности детей.

2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования патриотических представлений у детей.

3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели патриотического воспитания. Обосновать условия, найти оптимальный вариант его внедрения.

4. Конкретизировать содержание краеведо-туристских знаний у детей дошкольного возраста и показатели их сформированности.

5. Создать модель взаимодействия детского сада и семьи по патриотическому воспитанию средствами краеведо-туристской деятельности.

Такое нововведение в дошкольном учреждении необходимо для дальнейшего развития в области воспитания и образования дошкольников, повышения уровня квалификации педагогов ДОУ, улучшения методического обеспечения для ДОУ, повышения знаний родителей, формирования новой структуры образовательного процесса.

Работа в инновационном режиме охватывает все стороны деятельности учреждения, и нововведения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.

Роль каждого работника детского сада по патриотическому воспитанию ребенка имеет свою специфику и зависит от профессиональной подготовки каждого педагога. Поэтому в детском саду сложилась определенная система повышения квалификации сотрудников. Это:

· Повышение квалификации на курсах в МРИО;

· Участие педагогов в работе методических объединений района;

· Участие в районных конкурсах;

· Взаимопосещения;

· Просмотр открытых мероприятий;

· Индивидуальная работа с воспитателями.

Целенаправленная, согласованная деятельность всех сотрудников образовательного учреждения позволяет осуществить, прежде всего:

· Воспитание начальных форм патриотического воспитания, гуманных чувств детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять выработку первоначальных практических навыков туризма.

· Развитие нравственно-патриотического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Выдвигаемые принципы реализации педагогической идеи:

- принцип краеведения в ДОУ заключается в ознакомлении детей на доступном материале с историческим, культурным, национальным, природным своеобразием региона, который для ребенка начинается с того места, где он живет;

- принцип системно-организованного подхода;

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип учета региональных условий;

- принцип демократизации, который предполагает совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни;

- принцип индивидуализации, который, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие;

- принцип и интеграции, который предусматривает целостность и единство всех подсистем ;

- принцип развивающего обучения, который предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов;

Дидактические принципы

1. Принцип вариативности моделей познавательной деятельности .

2. Принцип развития самоценных форм активности.

3. Принцип общего психологического пространства. Для реализации этого принципа необходимо использовать такие способы познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать, например: игры, труд, беседа, совместные наблюдения, экскурсии и т. д. В этом случае процесс познания будет протекать как сотрудничество.

4. Принцип игрового познания предусматривает реализацию различных видов деятельности через игру.

Ведущая педагогическая идея: патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности.

Чтобы реализовать идею, разработали программу «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности»

Цель программы: введение личности ребенка дошкольника в социально-нравственную атмосферу родного края, села, воспитание любви к родной природе. Воспитание патриота, гражданина через активизацию познавательной деятельности в процессе экскурсий, целевых прогулок, походов.

Задачи программы:

1. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, к народам, живущим в нем, гордость за известных людей;

2. На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;

3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе отношение к людям, родному селу, району, республике, России;

4. Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений;

5. Воспитывать уважение к защитникам Отечества;

6. Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе;

7. Познакомить детей с началом туристской техники.

Перспективно-тематическое планирование

разработали по разделам:

1. Раздел «Мой детский сад»

2. Раздел «Моя малая Родина»

3. Раздел «Защитники Отечества»

4. Раздел «Природа края»

5. Раздел «Мое село – часть России»

6. Раздел «Начала туристской техники»

Оптимальность и эффективность средств

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности, «малая Родина», социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры села Большая Елховка.

Педагоги используют в своей работе разнообразные формы и методы работы, обучая детей навыкам сотрудничества.

Одним из главных методов ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение, поэтому необходимо широко использовать целевые прогулки, целевые посещения социальных объектов.

В последние годы дети испытывают дефицит общения со взрослыми, поэтому много внимания необходимо уделять беседам, встречам с известными людьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такой вид работы имеет и для развития связной речи: разговор с воспитателем учит ребенка связно рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями грамматически правильно строя их, согласуя в них слова.

Большое внимание следует уделять и основному виде деятельности детей – игре. Ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь.

Сделать это он сможет в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.

Многие знания закрепляются детьми во время трудовой деятельности. Следует помнить, что ребенок живет в обществе, где все люди трудятся, поэтому необходимо не только познакомить его с трудом близких людей, но и по возможности приобщить к этому труду, научить бережно относиться ко всему, что его окружает.

Большое значение при ознакомлении с окружающим имеет чтение произведений художественной литературы (не только на занятиях, но и вне занятий), заучивание стихов наизусть.

Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет дополнительное образование. Для старших групп в детском саду функционируют кружки: «Люби и знай отчий край», «Хрустальная туфелька», «Веселая карусель», «Мокшень кяль».

Создали модель сферы предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей в ДОУ и вне его.

Модель сферы предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей в ДОУ и вне его.

Результативность опыта

Работа педагогического коллектива в инновационном режиме позволила:

1. Улучшить предметно-развивающую среду;

2. Сформировать новую структуру образовательного процесса;

3. Повысить профессиональный уровень управления процессом патриотического воспитания и образования воспитанников;

4. Улучшить методическое обеспечение педагогических кадров МБДОУ;

5. Повысить профессиональное мастерство педагогов, их творческий потенциал;

6. Распространить передовой педагогический опыт по данному направлению;

7. Повысить уровень образования ребенка дошкольного возраста по патриотическому воспитанию средствами краеведо-туристской деятельности;

8. Установить сотрудничество с социальными институтами;

9. Повысить знания родителей по патриотическому воспитанию детей при взаимодействии детского сада и семьи.

Работа по реализации программы проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.

Для родителей организован уголок для наглядной информации по патриотическому воспитанию.

Созданы фотоальбомы «Люби и знай отчий край», «Любимые места родного села», «Природа родного края», «Профессии наших родителей», «Знаменитые люди нашего села», «Чемпионы нашего села»

Совместно с родителями были организованы конкурс рисунков «Родное село», «Место, где я люблю бывать» и др.

Родители принимают активное участие в мероприятиях (праздниках, развлечениях, досугах).

У детей формируются начальные чувства патриотизма и гражданственности. Дети знают и любят свой отчий край. Они гордятся своими известными земляками и стремятся быть на них похожими. У дошкольников появляется желание украсить свое село, сажая цветы, появляется желание служить в Армии, быть защитниками Отечества.

Дети гордятся, что родное село Большая Елховка – это часть России.

Знакомясь с родными улицами, дети узнают о своем родном селе много интересного.

Контакт с окружающим миром, формирует образ Родины

Патриотические чувства формируются в процессе воспитания любви к детскому саду. Любовь к детскому саду остается на всю жизнь

Экскурсии к социальным объектам дают детям знания о значимости и их пользе. Соприкасаясь к работе этих социальных учреждений, они чувствуют свою значимость

Источник патриотического воспитания детей дошкольного возраста – это экскурсии, целевые прогулки по любимым места

Экскурсии к памятнику погибшим воинам вызывают живой интерес у детей. Они лучше усваивают понятия «памятник», «память». Закладывают основы патриотического воспитания

Около школы стоит памятник самолету МИГ17, который напоминает о военных годах. Дети с гордостью рассказывают о своих впечатлениях. Они узнали, что этот самолет не участвовал в войне, но является предшественником реактивных самолетов и летал над Большой Елховкой, когда проходили испытания

ЭКСКУРСИЯ НА ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ

НА ЭКСКУРСИИ ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ПРАВИЛАМИ ТУРИСТЯТ

#1053;а экскурсии, прогулке

1) Никто не говорит: не могу, не хочу, не буду. Все говорят: могу, хочу, буду.

2) С самого начала маршрута смотрим, где мы идем, какие встретились на нашем пути объекты, явления, какие произошли события. Каждый особенно запоминает то, что ему как знатоку нужно запомнить.

3) В лес идем без палки и камня. Никого в лесу не обижаем: ни муравья, ни лягушку, ни цветочек, ни кустик. Идем по силам слабейшего.

4) Учимся слушать тишину и музыку лес, поля, плеск воды у реки, переливы ручья…

5) Помогаем лесу и леснику: собираем в кучи бумагу, бутылки, сухие ветки и сучья; соберем с земли шишки, желуди, другие плоды, листья, мхи и т. п. для поделок дома, в детском саду.

6) Кто плохо себя почувствует (устал, заболел живот, голова), должен сразу сказать об этом руководителю или командиру. Слово командира и руководителя – закон.

7) В играх и конкурсах самодеятельности на большом привале должны участвовать все.

8) Место привала после нас должно быть чище, чем до нас. []

#1055;осле экскурсии, прогулки

1) Слушаем каждого: что увидел, заметил, нашел, кому и чем помог.

2) Кто много рассказал, сказать: «Ты – настоящий знаток!».

3) Готовим выставку даров лес, поделок, рисунков, записей рассказов о походе, воспоминаний.

4) Рассказываем родителям и знакомым, какие мы туристы – краеведы, как любим и бережем свой край.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКАХ И ЭКСКУРСИЯХ

· Знать, где и как переходить улицу; быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии

Дети с интересом слушают рассказы о селе, районе Лямбирь, республике Мордовия, в которой мы живем, и о прекрасной стране России, частью которой мы являемся.

Родная земля

Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
П. Синявски

Список литературы:

1. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метд.реком.-М: ЦДЮТ РФ, #1089;.

2. Завьялова Т.П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. …канд.пед.наук.- Тюмень, 2000-21с.

3. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. –М.:Гном-Пресс, #1089;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ патриотического воспитания через проектную деятельность

Опыт проектной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста...

Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средством культурно - досуговой деятельности

В данном материале представлен о описание опыта работы по нравственно- патриотческому воспитанию дошкольников, начиная с младшего возраста....

Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе

В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...