Методическая разработка для воспитателей по формированию дружеских взаимоотношений дошкольников.
методическая разработка

Локтева Ольга Михайловна

Советы для педагогов по воспитанию дружеских взаимоотношений среди дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по формированию дружеских взаимоотношений дошкольников.

В группе детского сада предлагается создать следующие условия:

1. Создание предметно развивающей среды за счет: игр, пособий, атрибутов, игрушек,  художественных произведений для чтения детям, Изготовление настольно-печатных игр по знакомству с эмоциональными состояниями: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Изучаем эмоции».
   Оформить: уголок настроений «Здравствуйте, я пришёл», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции;
- коврик «мира», для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед;
- правила группы в виде буклета иллюстраций;
- «Шкатулки добрых дел» для анализа поступков детей;
- картотека «мирилок».

 2. Проводить обсуждения поступков литературных героев, проблемных ситуаций общения и сотрудничества, рассуждение на темы дружбы, взаимопомощи, справедливости: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего?», «Кого мы называем добрым?» и т. п.

3. Организовать выставку книг с произведениями о дружбе: В. Сутеев (Яблоко, Под грибом, Палочка выручалочка); Л. Муур( Крошка Енот); А. Линдгрен (Принцесса не желавшая играть в куклы); Н.Носов (Прятки); Э.Успенский ( Крокодил Гена и его друзья ); М.Пляцковский(Урок дружбы);А.Костинский(Тигрёнок, который говорил  Р-Р-Р и его друзья);Русские народные сказки и др.

4. Включать в образовательный процесс этические беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, эти обсуждения должны помогать детям: эмоционально откликнуться, сопережить и понять необходимость дружеского, заботливого и справедливого отношения к другим, воспитывать  умение понимать поступки своих сверстников, правильно оценивать их с точки зрения общепринятых правил поведения.                                                                                      

5. Создать зоны для сюжетно ролевой деятельности (разнообразные костюмы, маски, атрибуты для игр).

6. Организация игры-драматизации по мотивам литературных произведений, в которых отчетливо выделено поведение персонажей. 

7. Обсуждение пословиц и поговорок, связанных с понятием дружба.

8. Вовлекать детей в игровые и практические ситуации: содержание желательно подбирать с учетом проблем общения в группе.

9. Организация совместной продуктивной деятельности (конструирование, рисование, аппликация, лепка, труд), перед организацией совместной деятельности  провести беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения», и т.д. Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта.

- Организовывать разные формы совместной деятельности -  работа парами («Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки»), подгруппами («Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми («Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»).

   Дети, которые испытывают стремление к совместной деятельности, но не проявляют активности, помогать в формировании у них позиции активного партнера. Им следует помочь в овладении способами сотрудничества, поддерживая самые робкие предложения.  Влияние окажут такие приемы, как предвосхищающая оценка («Я думаю, что и ты сможешь предложить...»), побуждение к активности («А ты согласен с предложением Коли? Почему оно тебе нравится?»).

10. Своим поведением воспитателю показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям,  побуждать ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь.  Привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса.

11. Специально создавать в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

12. Учить детей делить с другими детьми радость, говорить добрые слова. Организовывать игровые ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания».

13. По примеру, показу или предложению воспитателя учить детей находят разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов; используют для этого считалки, жеребьевку, очередность, предварительную договоренность. Предлагать участвовать в ситуациях «Как без ссор решить спор», «Подскажи лучшее решение», «В дружном деле всем хорошо».

14. Знакомить детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Учить быть доброжелательным, справедливым по отношению к сверстникам.

   На данном этапе нашей работы  составлен тематический план работы по чтению художественной литературы на год (приложение 1)



Приложение 1

Тематическое планирование по чтению художественной литературы

(литературные произведения о дружбе)

Тема занятия

Программные задачи

 материал

Урок дружбы.

В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.33.

Закрепить в детском сознании, что с друзьями надо делиться.

Конспект занятия, рассказ М.Пляцковского«Урок дружбы».

Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам.

В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.34.

Продолжать формировать у детей привычку делиться с друзьями.

СтихотворениеЯ.Акима «Яблоко», рассказ В.Сутеева «Яблоко».

Кто кого обидел?

В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.36.

Знакомство дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам; продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Рассказ И.Бутмана «Снежки».

Обиженные друзья.

В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.38.

Объяснить детям, что нельзя обижать своих гостей, обижаться и злиться на друга.

Стихотворение А. Барто « Несли мы облако с собой».

С чего начинается дружба.

В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.39.

Объяснить детям,  что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться.  

Рассказы, отрывок из книги Э.Успенского ««Гена и его друзья».

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Т.А.Шорыгина,« Беседы о хорошем и плохом поведении». Стр.64.

Объяснить детям, что такое отзывчивость; что нельзя отговариваться другими делами, нужно сразу прийти на помощь.

Чтение стихотворений и историй.

Хорошие товарищи.

В.И.Петрова, Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.47

Обратить внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу; объяснить поговорку « Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали с тобой».

Стихотворение С.Михалкова  «Хорошие товарищи».

Почему нельзя дразниться.

.И.Петрова, Т.Д.Стульник

« Этические беседы с детьми 4-7 лет». Стр.47.

Воспитание у детей отрицательное отношение к грубости

Басня С.Михалкова  «Зеркало».

Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен.

Т.А.Шорыгина, « Беседы о хорошем и плохом поведении». Стр.28.

Объяснить детям понятие «щедрость»

Чтение стихотворений и рассказов.

Чтение русской - народной сказки «Кот, петух и лиса»

  Формировать  представление о дружбе о том как должны поступать настоящие друзья.

Чтение сказки

Чтение и беседа

Русская народная   сказка «Петушок – золотой гребешок

Расширять представления у детей  о доброй,  заботе, взаимопомощи, взаимовыручки, о том как дружба помогают героям сказки  справиться с трудными жизненными ситуациями. Сказка также раскрывает ценность послушания,  верности, порядочности, находчивости, смелости в отношениях между близкими людьми.

Чтение сказки

Чтение и беседа

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

раскрыть  ценность дружбы в жизни человека (что благодаря взаимной любви и дружбе можно преодолеть все жизненные испытания.)   Дать понятия, что истинная дружба, верность, взаимопонимание, согласие Иванушки и верного коня помогла главному герою сказки обрести своё счастье.

Чтение сказки

Чтение и беседа

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

раскрыть детям тему дружбы на примере дружбы животных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подвести детей к пониманию необходимости иметь верных друзей

Чтение сказки

Чтение и беседа

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Закрепить представление детей о чувстве раскаяния героя за совершенный поступок, сформировать представление о добрых и плохих поступках,

Чтение сказки

 беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Сформировать у детей представление о добрых и плохих поступках

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

С. Михалков «Мы с приятелем

Беседа «Мы дружные ребята, не ссоремся совсем»

Учить выходить из спорных ситуаций, проявляя терпимость к причиненным обидам

Рассказ Н.Носова «На горке»

беседа «С чего начинается дружба

Сформировать  представление у детей  о том,  что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться

Отрывок из стихотворения

Л.Измайлова «Монолог о дружбе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр"

Представлена консультация для воспитателей на тему : «Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников с помощью игр»...

Методическая разработка для воспитателей "Профилактика и укрепления осанки дошкольника в условиях детского сада".

Подобранны упражнения общеукрепляющей гимнастики для позвоночника  дошкольников с целью профилактики и коррекции нарушений осанки....

Методическая разработка на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста, как условие повышения эффективности их социально-нравственного развития и воспитания в семье и ДОУ»

      Сегодня является аксиомой, не требующей доказательств, что социально-нравственной развитие, нравственное и моральное воспитание детей нужно начинать еще в дошкольном возрас...

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»...

Формирование дружеских взаимоотношений дошкольников

Что такое дружба???Дружба – это тёплый ветер,Дружба – это светлый мир,Дружба – солнце на рассвете,Для души весёлый пир.Дружба – это только счастье,Дружба – у людей одна.С...