НОД по духовно-нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста" Святой Илия Муромец Печерский»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Конспект подготовлен для детей старшего дошкольного возраста с целью знакомства с православной культурой и отечественной историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatoy_iliya_murovets.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

    НОД по духовно-нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста" Святой Илия Муромец Печерский» 

Цель: пробуждать мотивацию к знакомству с Православной культурой и отечественной историей, формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

Задачи: познакомить с житием  Преподобного, расширять кругозор и развивать творческие способности, обогащать речь детей существительными и прилагательными.

 -воспитание духовно-нравственных качеств: патриотизма, силы воли, доброты, послушания, уважения к старшим.

Предварительная работа:

-чтение  книги для развития детей 5-6-ти лет «Верность родной земле»;

-рассматривание  иллюстраций на тему: «Преподобный Илия Муромец»;

- просмотр мультфильмов;

-чтение книги «Богатырские русские сказки, рассматривание иллюстраций сказок»;

-разучивание стихотворений о богатырях.

-использование здоровьесберегающих технологий.

        Оборудование : икона с изображением святого, иллюстрация картины «Три богатыря»; карандаши и трафареты для раскрашивания,  

Воспитатель: Нет, не перевелись ещё богатыри на земле Русской,

Не оскудела молодецкая удаль.

Сойдёмся друзья и братья

Восхвалим землю Русскую, богатырскую!

         (Дети  под музыку входят в зал)

Воспитатель: За рекой запел соловушка,

Полыхает зорька алая.

Все в  краю родном наполнено

 Красотою небывалою.

На широкую дороженьку

Приведет тропинка узкая.

Не найти земли прекраснее,

Чем сторонка наша русская.

Воспитатель: Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. В этом письме есть картинки, хотите посмотреть?

Дети: (хором)  Да!

Воспитатель: тогда присаживайтесь на стульчики .(слайд с картой России).Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Посмотрите, пожалуйста, на карту нашей страны, какая она, наша Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Не всегда наша Родина была такой. Много лет назад наше государство  было меньше и называлось оно Русь. (2 слайд-карта Древней Руси).

Широко ты, Русь, по лицу земли!

В красе царственной  развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

 За тебя в нужде сложить голову!

Воспитатель:  Как вы уже поняли из стихотворения, речь у нас с вами пойдёт о богатырях земли Русской. Каких богатырей вы знаете? (Ответы детей). Давайте с вами рассмотрим вот эту картину.(слайд с картиной «Три богатыря» В. М. Васнецова). Может, кто-то её уже видел или знает, как она называется? Кто на ней изображён? Как их зовут? (Ответы детей). 

    Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Отца его был крестьянином, и звали его Иван Тимофеевич. Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила – и духовная и телесная. Из былины видно, что Илия Муромец – особый избранник Божий, сила даётся ему чудом, через святых старцев, «калик перехожих», то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он лежит один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам воды». Пытаясь выполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встаёт.

      Илия Муромец получил хорошее духовное воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед Отцом и матерью, просит у них благословения. Люди они уже старые, тем не менее, беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать христианской крови. Дарованную ему силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстановление справедливости. Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру Мономаху, зная, что здесь найдётся достойное применение его силе.

( Раздаются звуки воя, свиста, топота коней, крики - музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Ребята, беда-то какая! Нечисть на Русь напала, налетели силы темные! Хотите постоять за свою Родину, Русь-матушку? Тогда я вас сейчас превращу в богатырей.

                                    Проводится игра

Раз, два, три- мы теперь богатыри. (Шагаем)

Руки вверх  мы поднимаем. (Дети поднимают руки вверх)

На заставу мы шагаем.

Богатырская застава (Руку ко лбу)

Смотри влево, (повороты туловища)

Смотрит вправо (влево и вправо)

Ни в морях,

Ни в небесах.

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу. (Маршируют на месте)

Пусть уходит враг с дороги.

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путь, нам необходимо взять с собой  богатырское  оружие.

       Проводится дидактическая игра «Что может пригодиться в бою богатырю?»

    Воспитатель: В Муроме существуют многочисленные предания об Илье; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX в., даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Ильи, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илья по преданиям сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

      В 1998 г. на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание. Хотелось бы научиться от преп. Илии  рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.

1.Физкультминутка

2.Отжимание.

3.Поднимание груза.

4. Викторина.

Угадайте, кто из богатырей мог сказать о себе такие слова:

1.Откуда родом был Илья? (города Мурома, села Карачарова)

2.Сколько лет Илья на печи лежал? (30 лет и три года)

3.Кто и как  исцелил Илью? (прохожие  старцы)

4. Как зовут трёх богатырей на картине Виктора Васнецова «Богатырская застава»?(Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)

Творческое задание: раскрашивание картины «Богатыри».

Воспитатель:  Высок и светел образ преподобного Илии Муромца, он близок сердцу каждого русского человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему отечеству и народу.

Под музыку «Богатырская сила» (композитор А. Пахмутова) дети уходят из зала.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

- сообщить элементарные исторические сведения об эпохи Древней Руси;- продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, игры, пословицы и поговорки;- воспитывать у де...

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...