Игры, развивающие общительность у дошкольников
картотека на тему

Травкина Татьяна Геннадьевна

Игра «Солнышко и дождик»

Особенности и воспитательное значение. Игра помогает завоевать доверие и расположение детей. Малышам она очень нравится, потому что отвечает их потребности в движении, позволяет бегать, прыгать без каких-либо ограничений, делает жизнерадостными, приводит в прекрасное расположение духа. Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, смеется и весело обращается с ними, – снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает. Таким образом удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым. Наконец, в игре дети получают новые впечатления от стихотворного текста и народных потешек, от воображаемой игровой ситуации, так хорошо знакомой им.

Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно педагогом и детьми. Это сближает малышей друг с другом и со взрослым, отвечает их склонности к подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение как от самих движений, так и от совместного выполнения таковых. Дети легко перенимают не только движения, но и настроение друг друга. Их радость усиливается от того, что другие испытывают то же самое, это создает естественную общность между ними.

В то же время игра прекрасно организует малышей, но это не вынужденная организованность и даже не послушание взрослому, а своеобразная завороженность общими действиями. Причем подобная организованность достигается естественно, без всякого сопротивления со стороны детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_razvivayushchie_obshchitelnost_u_doshkolnikov.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра «Солнышко и дождик»

Особенности и воспитательное значение. Игра помогает завоевать доверие и расположение детей. Малышам она очень нравится, потому что отвечает их потребности в движении, позволяет бегать, прыгать без каких-либо ограничений, делает жизнерадостными, приводит в прекрасное расположение духа. Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, смеется и весело обращается с ними, – снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает. Таким образом удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым. Наконец, в игре дети получают новые впечатления от стихотворного текста и народных потешек, от воображаемой игровой ситуации, так хорошо знакомой им.

Игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно педагогом и детьми. Это сближает малышей друг с другом и со взрослым, отвечает их склонности к подражанию. Каждый участник игры получает удовлетворение как от самих движений, так и от совместного выполнения таковых. Дети легко перенимают не только движения, но и настроение друг друга. Их радость усиливается от того, что другие испытывают то же самое, это создает естественную общность между ними.

В то же время игра прекрасно организует малышей, но это не вынужденная организованность и даже не послушание взрослому, а своеобразная завороженность общими действиями. Причем подобная организованность достигается естественно, без всякого сопротивления со стороны детей.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. На слова «дождик идет» детям надо бежать в свой домик, а на слова «солнышко светит» – выходить на середину комнаты или площадки.

2. Движения нужно согласовывать со словами и подражать педагогу.

Описание и приемы проведения. Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», – говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них выглянуть в окошко и помахать рукой. Так, выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.

«Какая хорошая погода! – говорит воспитатель, выглядывая в окошко своего домика. – Сейчас выйду и позову всех играть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы захлопаем в ладошки

И бегом на улицу!

Дети повторяют стишок, а затем под слова «топ-топ-топ» и «хлоп-хлоп-хлоп» топают ножками и хлопают в ладоши, подражая воспитателю.

«А теперь побегаем!» – предлагает он и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам, – предлагает воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. – Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает потешку:

Дождик, дождик, веселей

Капай, капли не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

«Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился ли дождик», – говорит воспитатель, выходя из своего «домика». Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!» Дети снова собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стишок, выполняя забавные движения: бегают, прыгают, пляшут, но только до тех пор, пока он снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»

Советы. Игра может проводиться как в помещении с помощью стульчиков-«домиков», так и на воздухе – домики можно начертить в виде кружочков на земле или выложить камешками, шишками. Желательно, чтобы все домики находились на равном расстоянии друг от друга и располагались полукругом или вокруг отведенного для движения пространства.

Воспитатель и дети вместе выполняют движения: бег врассыпную, догонялки (бег за воспитателем), прыжки, плясовые свободные движения и проч. Во время игры можно обнять ребенка, приласкать его, пошутить с ним, обменяться улыбкой. Нужно вести себя свободно и не скупиться на всяческое проявление своего доброго отношения к детям.

Помимо потешки про дождик, можно использовать и другие стишки, например:

Дождик, дождик, пуще!

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней

Огород ты наш полей!

При повторении игры действия можно разнообразить. Например, после дождя можно поехать на поезде в лес собирать грибы и ягоды. Дети выстраиваются друг за другом (каждый ребенок кладет руки на плечи впереди стоящему) и изображают поезд. Он стучит, едет, гудит и вдруг останавливается. Дети разбегаются по лесу, приседают, собирая грибы и ягоды, а затем, возвращаются на поезде домой, но по пути попадают под дождик, и все начинается сначала.

Игра «Раздувайся, пузырь!»

Особенности и воспитательное значение. Это одна из хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. В данной игре вводится новый элемент – традиционный для хоровода ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок последовательно выполняет две роли: сначала – приглашаемого другими, а затем – приглашающего других. При этом каждый участник игры чувствует внимание к себе со стороны своих партнеров и сам оказывает его им.

В ходе игры дети разучивают новые движения. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг, с другой – выполнение ритмизованных движений, подчиненных образному слову.

Как и в предыдущих играх, действия осуществляются одновременно всеми детьми, которые подражают воспитателю и друг другу. Однако эта игра требует большей согласованности движений (ее участники должны приноровиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движения) и повышенного внимания к партнерам по хороводу. В то же время она забавляет детей и приносит им удовольствие.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. Когда пузырь раздувается, нужно двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.

2. На слово «хлоп!» все разнимают руки и бегут к центру.

3. Руку нужно давать любому, кто окажется рядом.

Описание и приемы проведения. Воспитатель предлагает всем сесть на стульчики, расставленные полукругом, и спрашивает одного из детей: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, взрослый ласково повторяет его, предлагая: «Машенька, пойдем играть!» Затем он берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, воспитатель предлагает ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так, по очереди за руки берутся все дети.

Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразно приглашать последними. Если кто-то из них все же отказывается играть, не нужно настаивать. Наблюдая за игрой, ребенок постепенно заразится ею и захочет быть вместе со всеми.

Когда все дети приглашены, получается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку того ребенка, который стоит последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Словно пузырь! – говорит он. – А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети встают тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные один над другим, как в трубку. При этом они сначала выпрямляются, набирают воздух, а затем наклоняются и выдувают его в свою трубку, произнося звук «ф-ф-ф-ф». Такие действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился, затем берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «хлоп!» и сбегаются в кучку к центру.

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь… А закончить ее можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель предлагает: «Полетели, маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...» Дети при этих словах разбегаются в разные стороны.

Советы. При проведении этой игры очень важно следить за движениями детей, придерживаясь неторопливого и оптимального для них темпа. Следует помнить, что, произнося звук «ф-ф-ф» при раздувании пузыря, дети овладевают правильной артикуляцией.

Во время игры возможны конфликты между детьми: кто-то не захочет дать руку своему соседу, кто-то будет перебегать с одного места на другое и т. д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что каждому хочется стоять рядом с воспитателем. Нужно напомнить им правило, необходимое для дружной игры: не следует задерживаться на таких спорах, лучше быстро и тактично разрешать их.

Игра «Карусели»

Особенности и воспитательное значение. Игра с давних пор пользуется большой популярностью у детей дошкольного возраста. Ее содержание напоминает им катание на карусели. Успех ее обусловлен своеобразием игровой ситуации, удачным сочетанием таких важных элементов, как движение, образное слово и способ взаимодействия всех ее участников. Кружась одновременно в темпе, который задается текстом, дети совместно создают образ карусели, движение которой то ускоряется, то замедляется. Все вместе они испытывают от такого катания приятные ощущения. Подобная общность вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же, сближает детей друг с другом. Игра не только забавляет их, но и учит согласовывать свои движения с движениями партнера и ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления движениями. Ее простота и краткость дают ребенку возможность мысленно представить содержание в целом и предвидеть повторение.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. Нужно крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движений круг не обрывался.

2. Следует поворачиваться лицом в сторону движения карусели.

3. Необходимо подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить слова.

Описание и приемы проведения. Как и в предыдущей игре, здесь все начинается с приглашения. Обращаясь к наиболее смелому и активному ребенку, воспитатель предлагает ему вместе с ним пригласить детей поиграть в новую игру. Педагог берет малыша за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Они вместе подходят к другому ребенку и обращаются к нему по имени: «Сашенька, будешь играть с нами? Тогда прицепляйся!» Саша дает руку воспитателю, и они уже втроем подходят к следующему ребенку. Постепенно все участники игры собираются в общую цепочку, которая замыкается и образует круг.

«Сейчас мы будем кататься на карусели, – говорит воспитатель. – Повторяйте за мной слова и двигайтесь по кругу дружно, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель о-ста-но-ви-те.

Раз-два, раз-два… (пауза),

Вот и кончена игра.

Под эти слова карусель сначала медленно движется в правую сторону, затем темп речи и движений постепенно ускоряется. На слова «побежали, побежали» карусель меняет направление движения и кружится все быстрее. Потом темп движений постепенно замедляется, и на слова «вот и кончена игра» все останавливаются. Затем снова участники собираются в круг, и игра начинается сначала.

Советы. Предварительно нужно хорошо выучить текст и отрепетировать его произнесение в соответствии с движениями. Это важно, поскольку воспитатель служит для детей образцом выполнения движений и поведения в коллективной игре.

Успех этой живой, веселой игры зависит от того, умеют ли воспитанники крепко держаться за руки и поворачиваться по ходу движения карусели (т. е. соблюдать первое и второе правила). Если в группе есть вялые, малоактивные дети, то воспитателю лучше поставить их поближе к себе или между активными сверстниками, поручив им заботу о тех, кто слабее («Следите, чтобы Миша не упал с карусели!»).

Данную игру полезно проводить в разновозрастной группе, где старшие могут опекать младших, а малыши – держаться за старших и гордиться своим участием в общей игре. Такие межвозрастные контакты способствуют развитию гуманных отношений между детьми.

Перед началом игры нужно обязательно проверить, крепко ли держатся дети за руки. Чтобы никто из них не ссорился, необходимо каждому предоставить возможность выбрать себе место в кругу, при условии что в дальнейшем оно не будет меняться.

Игра «Куклы пляшут»

Особенности и воспитательное значение. Эта игра-забава не только развлекает малышей, но и приучает их выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Организация игры является для детей новой, т. к. их поведение регулируется определенными требованиями, но игровая ситуация строится так, что они легко принимают их.

Игра предусматривает два рода действий, каждый из которых приобретает для ребенка особый смысл и эмоциональную насыщенность. Во-первых, всегда приятно поплясать на виду у всех с нарядной куклой и раскланяться. Во-вторых, закончив это «ответственное дело», ребенок сам выбирает того, кому передать куклу. Делает он это с удовольствием, т. к. реализует предоставленную ему возможность выразить свою симпатию другому ребенку. Таким образом, каждое из этих действий позволяет детям проявлять самостоятельность.

Игровой материал

Для игры нужны пять-шесть кукол среднего размера. Желательно, чтобы они были нарядными и привлекательными для детей: с бантиками, поясочками, в красивых платьицах. Желательно иметь и несколько кукол-мальчиков.

В то же время такая игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу. И хотя ожидание своей очереди требует от ребенка известных усилий, заинтересованность общей игрой облегчает соблюдение установленных правил, придает детской организованности осознанный характер. Важно и то, что в ходе данной игры все участники активны: одни пляшут с куклами, другие выполняют роль музыкантов.

Описание и приемы проведения. Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед столом, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами! – говорит он, стараясь привлечь внимание малышей к новым игрушкам. – Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они не умеют это делать. Они еще совсем маленькие и привыкли к тому, чтобы их брали на руки и танцевали с ними».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.

2. Куклу можно передавать только тому, кто еще ни разу не плясал.

Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает к себе пять-шесть детей и предлагает каждому выбрать себе куклу. Дети с куклами в руках встают вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют плясовые движения, например слегка поворачивают игрушку в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы и т. п. Под конец куклы в руках детей раскланиваются.

Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски раскланиваются, музыканты им аплодируют.

«А теперь, – говорит воспитатель, – подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не плясал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Советы. Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение (проигрыватель, магнитофон), так и под пение взрослого. Проводя эту веселую игру-забаву, не стоит забывать о том, что ее цель – не только развлекать детей, но и учить их пользоваться общими вещами и уступать друг другу. Чтобы ребята осознали это важное правило коллективной жизни, в конце игры нужно похвалить всех ее участников: танцоров – за веселую пляску, музыкантов – за хорошую музыку. Также следует объяснить малышам, что без музыки танец не получился бы таким веселым, и посоветовать им в следующий раз играть так же дружно, как сегодня.

Игра «Подарки»

Особенности и воспитательное значение. Предлагаемая игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе. Создается игровая ситуация, в которой каждый ребенок может выбрать подарок, который ему хотелось бы получить. Остальные дети с помощью движений и жестов изображают этот предмет, таким образом как бы исполняя желания друг друга. Это создает радостное настроение.

Задача ребенка – передать через движения характер изображаемой игрушки. Сделать это нужно красиво, выразительно, чтобы ее легко было узнать. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1. Каждому разрешается выбрать себе в подарок любой из названных предметов.

2. Выбранный ребенок встает в центр круга вместо того, кто получил подарок.

Описание и приемы проведения. «Вы любите, когда вам дарят игрушки? – обращается к детям воспитатель. – Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки». Детям предлагается встать в большой круг. Педагог подзывает того, кто первым будет выбирать себе подарок. Малыш выходит на середину круга, а воспитатель вместе с детьми ведет хоровод под следующие слова1:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Все участники игры произносят эти слова вместе с воспитателем, постепенно запоминая их. Перечислять игрушки нужно медленно, выразительно, чтобы дети успели мысленно представить себе каждый предмет.

С окончанием слов дети останавливаются. Обращаясь к ребенку, стоящему в кругу, воспитатель, спрашивает, какой из перечисленных подарков ему хотелось бы получить. Если малыш выбирает коня – дети изображают, как скачет конь, если куклу – все танцуют, как куклы, если волчок – кружатся, а если самолет – подражают его полету и приземлению. В хороводе дети выполняют ритмические движения и проговаривают слова, например про коня:

Скачет конь наш, чок-чок-чок!

Слышен топот быстрых ног,

Хоп-хоп-хоп! Хоп-хоп-хоп!..

Под эти слова дети скачут, как лошадки, высоко поднимая ноги, протягивая руки вперед, слегка отклонив корпус назад. На команду «тпррррууу!» конь останавливается.

Обращаясь к ребенку, находящемуся внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть на красивых коней и выбрать того, который ему больше понравится. Выбрав себе подарок, ребенок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Дети снова берутся за руки и повторяют слова, например про куклу:

Кукла, кукла, попляши,

Яркой лентой помаши(Повторяется два-три раза.)

Дети, изображающие кукол, свободно пляшут на месте лицом к центру под любую плясовую мелодию. После этого воспитатель предлагает ребенку, находящемуся в кругу, выбрать понравившуюся ему куклу, подойти к ней и занять ее место в хороводе. Игра продолжается.

Следующая песенка может быть про волчок:

Вот как кружится волчок,

Про-жу-жжж-жал и на бочок.

(Повторяется два раза.)

Дети в кругу кружатся на месте, потом приседают, слегка склонившись на бок, опираясь рукой о пол.

Изображая самолет, каждый ребенок «заводит мотор» и под звук «р-р-р-р-р-р» делает круговые движения руками перед собой. Затем широким жестом раздвигает руки (как крылья) и летит (т. е. бежит) по кругу со звуком «ж-ж-ж-ж-ж». Сделав полный круг, самолет замедляет движение и медленно приземляется (ребенок приседает на корточки).

Советы. Эта игра может проводиться как в одновозрастной, так и в разновозрастной группе в помещении или на участке. Предварительно объяснять детям правила не требуется – они становятся понятны по ходу игровых действий. Нужно заранее выучить слова с соответствующими им движениями и исполнять их выразительно, т. к. дети будут подражать взрослому. Когда они освоятся с игрой, можно будет разнообразить подарки, например, предложить на выбор мишку, зайчика, бабочку, лягушку, автомобиль и другие предметы, которые легко изображаются посредством выразительных движений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры развивающие память дошкольников

В материале собраны игры, направленные на развитие различных видов памяти....

игры развивающие общение дошкольников

игры развивающие общение дошкольников...

«Развивающие игры в работе с дошкольниками с ОНР».

«Развивающие игры в работе с дошкольниками с ОНР».  В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи. Речевое развитие ребенка тесно связано с интеллектуальным и психи...

Дидактические игры развивающие речь дошкольников среднего возраста.

Дидактические игры в средней группе проводятся с целью формирования у ребенка правильных речевых умений....

" Игры развивающие мышление у дошкольников".

Одной из самых эффективных форм развития любого навыка,в том числе и навыкамыслить у дошкольников является именно игровая  форма. В этой статье рассмотримтолько практический материал- представлю ...