Игры развивающие память дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

В материале собраны игры, направленные на развитие различных видов памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие памяти дошкольников

Развитие произвольной зрительной памяти

  1. Игра «Запомни и нарисуй»

Ход игры: детям предлагается посмотреть и запомнить, как матрешка украсила свой платок (у каждого свой образец, доступный для зрительного восприятия). Допускается обведение узора ручкой или карандашом. А затем детям предлагается украсить свой платок тем же узором.

  1. Рисование узора по памяти.

Ход игры: На листе нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор убрать и попросить детей воспроизвести его по памяти. (Также развивается внимание и мелкая моторика)

  1. Игра «Рассеянный Антошка»: педагог просит ребенка внимательно посмотреть на картинку, а затем нарисовать ее по памяти. После ребенок рассказывает, что он нарисовал, что мальчик надел не так. Очень важно, чтобы ребенок сравнил свой рисунок с образцом и сделал вывод о том, все ли он хорошо запомнил.
  2. Игра «Нарисуй по памяти картинки»: педагог демонстрирует несколько картинок, на каждой из которых комбинация из геометрических фигур (можно начать с 3 картинок, постепенно увеличивая их количество). Каждая картинка предъявляется на время от 5 до 10 сек, после предъявления всех картинок педагог просит детей нарисовать все, что запомнили дети. Данное задание можно изменить, воспользовавшись набором карточек, на каждой из которых различные последовательности геометрических фигур. Ребенок воспроизводит последовательность после предъявления карточки.

Расширение объема слуховой памяти

  1. Упражнение «Каскад слов (цифр)»
  2. Упражнение, аналогичное предыдущему, на материале цифр (можно использовать на формировании элементарных математических представлений). Можно варьировать сложность заданий за счет дополнительных инструкций типа: «Повтори цифры в обратном порядке».
  3. Игра «Я положил в мешок»:

Ход игры: взрослый, начиная игру, говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий повторяет сказанное и добавляет свое и т.д. до тех пор, пока воспроизведение всей цепочки станет недоступным для детей. Содержимое мешка можно менять в зависимости от темы занятия.

  1. Игра «Гуляем по саду (лесу, огороду и т.п.)»

Цель игры: Развитие непроизвольной зрительной памяти.

Ход игры: продемонстрировать детям изображение сада (без установки на запоминание), затем попросить детей перечислить, какие деревья, кустарники, овощи им встретились. Затем можно показать карточки с изображением различных растений и попросить выбрать только те, которые были названы. Убрать карточки и попросить детей перечислить растения в том порядке, в котором они были названы.

Формирование эффективных приемов запоминания

  1. Упражнение «Классификация»

Ход: поскольку умение классифицировать предметы по различным группам в этом возрасте уже сформировано, то педагог переходит сразу к этапу интериоризации действия (например, просит ребенка посмотреть на картинки или послушать слова, а затем сказать, на какие группы можно разделить эти слова). Затем ребенку предлагается использовать группировку предметов для запоминания, т.е. опираясь на названия групп, к которым ребенок отнес предметы или слова, вспомнить сами предметы или слова. На начальных этапах работы следует использовать ограниченное количество слов (предметных изображений), которые четко можно разделить на группы.

Формирование умения организовывать логически не связанный материал в единую смысловую систему

  1. Прием смыслового соотнесения и поиска ассоциаций.

Педагог предлагает детям ряд слов, не связанных по смыслу, и просит сначала составить рассказ, в котором были бы все эти слова. Педагог показывает детям пример, а затем дети проделывают эту работу самостоятельно. Когда умение составлять рассказ по серии слов (предметных изображений) сформировано, педагог просит детей составлять рассказ в уме в момент прочтения педагогом слов (или в момент предъявления предметных изображений), а после воспроизвести не сам рассказ, а только те слова, которые необходимо было запомнить.

Можно попросить детей «нарисовать комиксы», в которых присутствовали бы определенные «герои».

Задание на поиск ассоциаций может быть следующим: педагог читает слова, ребенок запоминает их с помощью картинок (подбирает к каждому слову картинку, которая затем поможет ему вспомнить это слово).

Задание на поиск ассоциаций может быть также следующим: «Представь, что ты разведчик, и тебе нужно запомнить 8 имен (в дальнейшем количество и сложность имен можно увеличить). Постарайся связать их с чем-либо тебе уже известным».

  1. Составление плана заучиваемого материала: разбивка материала на составные части, придумывание заглавий или выделение опорного пункта, с которым ассоциируется все содержание данной части материала, связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.

Работа проводится сначала на материале коротких рассказов с четко выделяемой структурой, затем речевой (или зрительный) материал усложняется.

Задание: Педагог предлагает детям прослушать короткий рассказ, после короткой беседы по уточнению конкретного содержания, причинно-следственных отношений и скрытого смысла, педагог просит разделить данный текст на несколько частей, дать им названия и объяснить свое решение.

Задание: Педагог читает текст, ребенок слушают его и делит на несколько частей по смыслу, затем названия частей выписываются перед ребенком и он по данному плану воспроизводит рассказ по памяти.

  1. Поиск опорного пункта (при запоминании текстов).

Задание: ребенку предлагается абстрактный, на первый взгляд, рисунок, в котором есть знакомые ребенку элементы, наложенные друг на друга. Нужно найти точку опоры и воспроизвести всю информацию, какую возможно.

Задание: Ребенку прочитывается незнакомое стихотворение, в котором есть либо не знакомые (или, напротив, очень хорошо знакомые) слова, неожиданный поворот событий или нечто другое, что обратит на себя внимание ребенка. Предлагается сначала просто найти точку опоры, затем попробовать запомнить стихотворение с ее помощью.

  1. Перекодирование информации.

Задание: ребенку предлагают послушать стихотворение и представить его в виде картины, затем задают вопросы, чтобы выяснить насколько ребенок запомнил материал.

Задание: ребенку предлагают посмотреть на изображение, описывая словами все, что он видит, затем задают вопросы по данному материалу.

Развитие продуктивности слуховой памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения)

  1. Упражнение «Припоминание заданий»

Здесь имеется в виду припоминание какого-то речевого материала, воспринятого ребенком на слух, которые предлагались детям неделю назад или ранее. Возвращение к событиям, произошедшим достаточно давно, к событиям, на которых не фиксировалось внимание ребенка специально, очень эффективный прием с точки зрения развития долговременной памяти, развития прочности сохранения информации. Если педагог будет периодически возвращаться к повторению. Припоминанию какой-то информации, она прочно сохранится в памяти ребенка.

  1. Выполнение заданий в соревновательном режиме: например, педагог называет 10 слов и просит их запомнить с использованием любого удобного ребенку приемы запоминания, а затем называет 9 слов в произвольном порядке и просит поднять руки тех, кто готов закончить цепочку.
  2. Детям предлагается запомнить небольшой текст, а затем педагог читает этот же текст, но с небольшими изменениями (например, некоторые слова используются в уменьшительно-ласкательной форме, изменены некоторые имена и т.д.), дети исправляют ошибки

Развитие продуктивности зрительной памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения)

  1. «Копируем художника». Детям предлагается как можно быстрее запомнить рисунок, состоящий из линий, точек, геометрических фигур, расположенных в беспорядке, а затем воспроизвести его на чистом листе бумаги по памяти. Целесообразно устроить выставку детских работ и предложить детям самим выбрать победителя, чей рисунок наиболее похож на оригинал.
  2. Возврат в памяти к заданиям недельной давности и ранее (к зрительному материалу, например, предлагается вспомнить, какие животные были на картине, которую показывал педагог на прошлом занятии и т.д.).
  3. За 1 минуту запомнить как можно больше деталей изображения.

Активизация двигательной памяти ребенка

  1. Игра «Кукловоды».

Вариант 1. Воспитатель-«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — «кукловод», другой — «кукла».

Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.

Совершенствовать тактильное восприятие и память

  1. Игра «Прятки» (с тактильными дощечками).

Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощупывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку. 

Развитие мелкой моторики

  1. Игра «Не урони!» (со счетными палочками)

Ход игры: палочки высыпают из коробочки, пустую коробочку ставят на стол вертикально. Ребенок берет 2 палочки большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробочку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает палочки на другую коробочку. Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее — безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна палочка упадет, надо начинать сначала.)

Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна палочка (2 + 1 = 3 палочки и т. д.).

 Развитие навыка сосредоточения

  1. Игра «Волшебный круг».

Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге звездочку («старайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку…») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку… и, наконец, в точку.

Игра «Слухачи».

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге…

По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Увеличить объем внимания и памяти

(результат достигается путем многократного повторения вариантов игры)

  1. Игра «Сделай, как я!» (со счетными палочками).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий развивающих память дошкольников

В материале представлен опыт работы по развитию памяти старших дошкольников с помощью мнемотехники....

Конспект НОД в старшей группе «Спасём Иванушку» с использованием дидактических игр развивающих память дошкольников

Конспект занятия с использованием дидактических игр развивающих память дошкольников ...

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

картатека игр для развития внимания и памти...

Игры, развивающие память и внимание

Игры,  развивающие память и внимание...

Игры, развивающие память детей в первой младшей группе

Игры, развивающие память детей в первой младшей группе...

Игры, развивающие память у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Игры, развивающие память у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.Память — необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия пам...

Консультация для родителей «Игры, развивающие память детей среднего дошкольного возраста»

Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни ребенка. Тренировать память необходимо с помощью упражнений и занятий. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий, д...