Система занятий развивающих память дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

В материале представлен опыт работы по развитию памяти старших дошкольников с помощью мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zanyatiy.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Система занятий развивающих память дошкольников.

Цель занятий: с помощью мнемотехники добиться значительного  улучшения показателей памяти детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.  Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, долговременной, кратковременной.

2.  Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.

3. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А.  - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».

Работа состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?».

Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Существуют разработанные обучающие мнемотаблицы, то есть такие, которые несут в себе обучающую информацию, как правило, еще незнакомую детям. Обучающие мнемотаблицы используются для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. При этом основную задачу берет на себя педагог, который показывает и доводит до детей то содержание, которое он вложил в таблицу.

Модельные схемы также эффективно применяются при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Мнемотехнику можно широко использовать при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. С детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации, и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. Затем  дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы детям даются готовые схемы, то на следующем – коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  1. модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  2. раскрывать существенное в объекте;
  3. замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Ведущая идея системы занятий:

Целенаправленное развитие памяти детей путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок  может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

Работе по развитию мнемической деятельности следует уделять внимание на каждом занятии педагога-психолога и воспитателя. Деятельность педагогов будет более эффективной, если в группе будут подобраны соответствующие дидактические и развивающие игры, разработаны индивидуальные рекомендации для родителей. Успех этой работы во многом определяется именно её систематичностью и комплексностью воздействия.

Важным фактором результативности проводимой работы является и психологическая составляющая: мотивированность, заинтересованность самого ребенка, соответствие подбираемых упражнений и заданий не только цели коррекции, но и потребностям, интересам и возможностям самого ребенка, учет ведущего вида деятельности.

Развитие памяти – комплексный процесс. Коррекционная работа в данном направлении предполагает систематическое и эффективное включение всех специалистов ДОУ и родителей. Роль координатора данного процесса отводится педагогу-психологу, который задает «тон» коррекционной работы.

При соблюдении всех описанных нами условий, при последовательном, систематическом и всестороннем коррекционном воздействии на процессы памяти воспитанников, разработанная система позволит преодолеть недостатки мнемической деятельности.

Развивающие занятия в виде дидактических игр и упражнений, проводятся 1 раз в неделю фронтально в игровой форме педагогом-психологом .

На занятиях использованы следующие методы:

• метод «крокирования» (от франц. croquis — чертеж, схема, набросок);

• метод, использующий образное мышление (эйдетизм);

• метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

• метод трансформации (превращения);

• метод Цицерона;

• метод опор.

Использование мнемотехники должно присутствовать не только на подгрупповых занятиях педагога-психолога, но и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях и на общеобразовательных занятиях воспитателя.

Упражнения и игры, направленные на развитие памяти, не должны «выпадать» из общего контекста занятия, а должны органично вплетаться в его ход, соответствовать теме занятия и быть многофункциональными. Задания и игры являются многовариативными: педагог может менять не только сложность в зависимости от уровня каждого воспитанника, но содержание игр в зависимости от темы занятия, вида занятия. Часть игр и заданий подразумевает неоднократное их использование с постепенным усложнением материала, условий выполнения. Ведущей формой предъявления этих заданий следует считать игровую, но уже на этом этапе можно давать задания в дидактической форме, подготавливая тем самым ребенка к грядущей смене ведущего вида деятельности.

Совместный с детьми анализ каждого занятия, стимуляция припоминания детьми предыдущего программного материала должна присутствовать на каждом занятии.

Ребенок в данном случае не пассивный объект воздействия педагога, а участник коррекционного процесса и партнер педагога. Важно, чтобы сам дошкольник знал, насколько важна данная работа и мог оценить достигнутые в ней успехи.

Кроме того, в систему работы по развитию памяти включаем и третью, заинтересованную, сторону – родителей. С этой целью с каждым воспитанником заводится специальная тетрадь для взаимодействия психолога и родителей. В этой тетради педагог дает рекомендации для каждого ребенка, предлагает упражнения для занятия дома, исходя из тех затруднений, которые испытывает ребенок. В частности, педагог-психолог предлагает родителям специальные упражнения для развития памяти, в зависимости от тех направлений, которые реализуются на занятиях.

Работа по развитию памяти проводится воспитателем и во внеучебное время: в ходе организации игр детей, где нужно выучить определенный текст, в ходе подготовки к утренникам, когда дети разучивают песни и роли, во время чтения книг, предлагая припомнить, что было с героями или что будет. 

В группе может быть создан центр моделирования, где дети имеют возможность зарисовывать мнемотаблицы, пересказывать стихи, рассказы по готовым мнемотаблицам, «зашифровывать» сказки, т.е. закреплять полученные знания и умения.

Примерное распределение работы педагога-психолога в течение месяца

№ занятия

Упражнения

Цели упражнения

Использование мнемотехники на других занятиях

1.

  1. Игра «Фотоаппараты»
  2.   Упражнение «Рисуем слова»
  3. Игра «Кукловоды»
  4. Игра «Объяснялки»,
  5. Игра «Нарисуй фигуру»
  1. Развивать внимание.
  2.  Подготовка к методу крокирования.
  3. Активизировать двигательную память.
  4. Развить фантазию.
  5. Активизировать «двуполушарную» деятельность мозга.

 Заучивание стихотворения «Космос» по мнемотаблице.

Составление рассказа «Перелетные птицы» по мнемотаблице.

Пересказ сказки «Три поросенка» с помощью мнемотаблицы.

2.

  1. Игра «Опиши соседа»
  2. Игра «Чепуха»
  3. Упражнение «Прятки»
  4. Игра «Повтори движение»
  1. Развивать внимание.
  2. Обучение методу ассоциативных цепочек.
  3. Развитие тактильного восприятия.
  4. Развитие двигательной памяти.

Составление загадок об игрушках с использованием мнемотаблиц.

Пересказ сказки «Гуси-лебеди» с помощью мнемотаблицы.

Составление графического плана рассказа о семье.

3.

  1. Упражнение «Волшебный круг».
  2. «На что похожа цифра?»
  3. Игра «Чепуха».
  4. Игра со счетными палочками «Не урони».
  5. Тренинг метода «чепухи» на любом коллаже.
  1. Вырабатывать навык сосредоточения.
  2. Развивать фантазию.
  3. Закреплять метод «чепухи» в процессе восприятия слуховой информации.
  4. Развивать мелкую моторику.

Составление  рассказа по серии сюжетных картин с помощью схемы-модели.

Зарисовка мнемотаблицы по сказке «Кот и лиса».

Заучивание стихотворения «Кармашки» с помощью мнемотаблицы.

4.

  1. Игра «Слухачи»,
  2. Игра «Сделай, как я!»
  3. Знакомство детей с коллекцией запахов.
  4. Упражнение на одновременное вращение рук в противоположных направлениях.
  5. Игра «Кукловоды».

  1. Активизировать способность управлять слуховым вниманием.
  2. Развивать фантазию и внимание.
  3. Совершенствовать обоняние и формировать навыки запоминания любой информации.
  4. Развивать сложнокоординированные движения.
  5. Активизировать двигательную память ребенка.

Разучивание песни «Улыбка» с помощью мнемотаблицы.

Составление графического плана рассказа о времени года «весна».

«Шифровка» сказки «Два жадных медвежонка».

Заучивание потешки «Сидит белочка в тележке…»

Структура развивающего занятия

Элемент занятия

Цели и задачи

1

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой

2

Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры.)

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

3

Основное содержание занятия - совокупность мнемотехнических упражнений и приемов.

Развитие всех видов памяти дошкольников. Стимулирование активной мыслительной деятельности. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.

4

Рефлексия занятия - оценка занятия. Беседы.

Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

5

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры развивающие память дошкольников

В материале собраны игры, направленные на развитие различных видов памяти....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Конспект НОД в старшей группе «Спасём Иванушку» с использованием дидактических игр развивающих память дошкольников

Конспект занятия с использованием дидактических игр развивающих память дошкольников ...

Консультация для педагогов "коррекционно – развивающая среда в системе работы с заикающимися дошкольниками".

Заикание - это сложная проблема как в теоритическом, так и в практическом аспектах. Поэтому для устранения заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность, мото...

Использование развивающих игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом ОНР, как средство стимуляции речевого развития.

Статья о целесообразности вкючения развивающих игр в систему коррекционной работы с детьми , т.к. речь и интеллект имеют между собой тесную взаимосвязь....

Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.

В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте....

Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])

Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...