Театрализованная деятельность как способ познать ребенка
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Судницына Екатерина Федоровна

Воспитательные возможности театрализованной игры очень велики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность  как способ познать ребенка.

В настоящее время актуальность приобретает проблема образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами. Непоколебимой остается идея приобщения детей с самого раннего возраста к театрализованной деятельности.

Дети могут воспринимать мир только целостно, не всегда замечая детали и познают разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скучную деятельность ,предпочитают веселых, неунывающих героев. И театр,как игра и театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду.

На занятиях по театрализованной деятельности педагог может использовать различные виды театров: театр на пальчиках ,настольный, , театр мягкой игрушки, театр теней, сценические постановки. Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей. Театральная постановка позволяет укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Воспитательные возможности театрализованной игры  широки. Участвуя в ней, ребята  знакомятся с  миром во круг себя  во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы заставляют их мыслить, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Можно утверждать, что театр как вид педагогической деятельности является источником развития чувств, глубоких переживаний и  новых открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что занятия по театру  развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать событиям театрального  действия.

Таким образом, театрализованная деятельность -  это одно из важнейших средство развития   у   детей   эмпатии,   т.е.    способности   распознавать   эмоциональное

состояние человека по мимике, жестам, интонаций, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Играя в театр» позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать,  застенчивость ,неуверенность в себе.

В настоящее время актуальна проблема адаптационного периода у первоклассников. В школе у 69-71 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, отсутствие веры в себя и свои возможности. А у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, не достаточно развиты память. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения грамотной  поставленной речи и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Причины введения дисциплины «Театрализованная деятельность» заключаются в том, что повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать и писать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 5-10 лет назад. Они легко и быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают своим товарищам. Все чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Их интересы ограничены, а игры сводятся к компьютеру или планшету.

Очень часто родителей и педагогов беспокоят страхи детей-дошкольников. С одной стороны, страх - вполне естественное явление, он несет самозащитные и регулирующие функции. С другой стороны, страх у ребенка может стать устойчивым и может рассматриваться как проявление невроза. Часто дошкольники не отличают вымысел от реальности и  могут испытывать страхи по отношению к героям сказок (Баба-Яга, Кашей Бессмертный и т.п.). Театрализованная деятельность помогает преодолеть устойчивые детские страхи: проигрывание ролей тех персонажей, которых ребенок мог  бояться раньше, «превращает» этих персонажей в ходе игры в добрых и т.д.

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивый ребенок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать знания. На театрализованных занятиях можно помочь ребенку преодолеть застенчивость, формировать у него желание общаться (мотнвационную основу общения) и коммуникативные умения. А если ребенок замкнутый, то работа направлена на формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков у ребенка.

        Основными задачами нравственного воспитания детей на театрализованных занятиях заключаются в следующем; воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, отзывчивость, забота о свои друзьях, воспитание любви к Родине.

В основу театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, добровольное участие каждого ребенка, уважение к его личности, вера в его способности и возможности. В детях воспитывается самостоятельность и уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...

Театрализованная деятельность как способ развития речи детей

Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема современного общества. Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способнос...

Методическая разработка «Театрализованная деятельность как способ реализации личностно-ориентированных технологий при формировании связной речи дошкольников с ОНР»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками с ОНР относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так...

Театрализованная деятельность как способ коммуникативного развития

Театрализованная деятельность как способ коммуникативного развития в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников....

«Театрализованная деятельность как способ развития личности ребенка»

Театральная деятельность – один из мощных механизмов эстетического воспитания ребенка. Участие в драматизации, инсценировании, просмотре спектакля обогащает впечатлениями, пробуждает чувства, мысли до...

Сценарий театрализованной деятельности сказка "Друзья познаются в беде"

Материал для детей старшего дошкольного  возраста по драматизации...