Занятие – викторина по экологическому воспитанию «Мы - друзья природы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шахова Татьяна Александровна

Цель: Систематизировать представление детей о многообразии природы.

Задачи:  

Закреплять умение правильно вести себя в природе, знакомить с Красной книгой с представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

Развивать интерес к родному краю, объяснять, что в природе все взаимосвязано, устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_viktorina_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: занятие – викторина по экологическому воспитанию «Мы - друзья природы» 

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Интегрированные разделы общеобразовательной программы: Развитие речи»

Форма: занятие-викторина

 Цель: Систематизировать представление детей о многообразии природы.

Задачи:  

Закреплять умение правильно вести себя в природе, знакомить с Красной книгой с представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.

Развивать интерес к родному краю, объяснять, что в природе все взаимосвязано, устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность и познавательную мотивацию.

Словарная работа: березняк, ельник, дубрава.

Планируемый результат:

Оборудование: ИКТ, фонограмма шума леса, материал для имитации поляны, мяч, лего.

Предварительная работа: Проведение занятий, бесед о лесе, о красной книге,  дидактических игр. Чтение художественной и познавательной литературы, разучивание пословиц и поговорок об осени, правил, что нельзя делать в лесу. 

Структура:

1. Вводный организационный момент.

2. Основная часть

2.1 Беседа о лесе

2.2 Задание « Разминка»

2.3 Игра « Цепочка слов»

2.4 Беседа о Красной книге

2.5 Игра « Что сначала, что потом»

2.6 Загадки-задачки

2.7 Чтение пословиц и поговорок

2.8 Задание « Найди правильное решение сложных ситуаций»

2.9 Пирамиды « Что нельзя делать в лесу»

Ход занятия:                                                                                                                   Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их на татарском языке.  Я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. На столе лежат амулеты, вам нужно каждому подойти и взять один. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». А сейчас представьте свои команды.

Команда «Чистый ручеек»: 

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним мы красоту природы,

Пусть журчит, искрится

Чистый родничок!

Команда «Защитники леса»:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим,

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

 Воспитатель: Ну, вот и познакомились.  Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

( по музыку дети проходят к экрану с изображением леса)

Воспитатель: А что такое лес, вы знаете?

Дети: Лес – это место где много разных деревьев.

Воспитатель: Что растет в лесу?

Дети: В лесу растет трава, ягоды, грибы,

Воспитатель: Кто живет в лесу?

Дети: Насекомые, птицы, звери.

Воспитатель: Ребята, леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы?

Дети: Березняк, березовая роща.

Воспитатель: А где растут ели, сосны?

Дети: Ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес.

Воспитатель: Много дубов?

Дети: Дубрава.

Воспитатель: А что такое смешанный лес?

Дети: Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель.

Воспитатель: Вы хорошо знаете про лес.

А сейчас, я вас приглашаю на поляну,1 конкурс  разминка, а вопросы задаст Алена Петровна. За две минуты нужно ответить на большее количество вопросов.

Воспитатель:

Какое дерево является символом нашей Родины?( береза)

Кто собирает грибы спиной? ( ежик)

Какую траву можно узнать с закрытыми глазами? ( крапива)

Кто шляпу носит , а здороваться не умеет? (гриб)

Сколько ног у паука? ( восемь)

У какого зверя глаза одновременно видят, сбоку и даже сзади: ( у зайца)

Какая птица лечит деревья? ( дятел)

Назовите диких животных на татарском языке. ( аю, буре, керпе,тельке, куян)

Чем в основном питаются перелетные птицы? ( насекомыми)

Без чего,  не сможет расти растение? (свет, вода, тепло)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? ( у божьей коровки)

Почему на Земле происходит смена дня и ночи? (потому что земля вращается вокруг своей оси)

Что произойдет, если солнечные лучи не будут освещать и согревать Землю? (Всё живое погибнет).

Как называется плод дуба? (желудь)

Кто, на себе дом носит? ( улитка)

Какие лекарственные растения вы знаете? ( подорожник, мать-и-мачиха)

Сколько ног у жука? (шесть)

У какой птицы красная грудка? ( у снегиря)

Какое животное является ближайшим родственником кролика?  ( заяц)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? ( кукушка)

Лев – дикое или домашнее животное? ( дикое)

Что происходит в природе зимой, когда световой день короткий? (Наступают холода, многие животные впадают в спячку. Большинство растений сбрасывают листья)

Как одним словом называются животные , которые живут в лесу? (дикие)

У какого дерева белый ствол? ( береза)

 Воспитатель: А сейчас мы поиграем.

Игра « Цепочка слов»

У меня волшебный мяч:

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Какая бывает погода осенью:

- Когда идет дождь – дождливая.

- Когда дует ветер – ветреная.

- Когда холодно – холодная.

- Когда пасмурно – пасмурная.

- Когда сыро – сырая.

- Когда хмуро – хмурая.

- Когда ясно – ясная. 

Воспитатель: Я вас приглашаю подойти к экрану. Поговорим о красной книге. Что такое красная книга. Международная Красная книга,  имела необычные страницы. Чем они отличались от обычных книжных страниц?

Дети:  Они  разного цвета: красные, желтые, белые и зеленые.

Воспитатель: О каких животных рассказывалось на страницах Красного цвета?

Дети: Животные, которые могут исчезнуть в ближайшее время.

Воспитатель: Зеленого цвета?

Дети: Тех, которых удалось спасти.

Воспитатель: Белого цвета?

Дети: Животные, которые редко встречаются на земле.

Воспитатель: Желтого цвета?

Дети: Животные пока часто встречаются, но их становится мало.

Воспитатель: О чем, кроме названия того или иного вида животных, написано в Международной Красной книге? 

Дети: О программе спасения этих животных.

Воспитатель: Назовите растения и животных, которые занесены в Красную книгу России.

Дети: Ландыш, лесные фиалки, женьшень. Тигр, зубр, черный аист, снежный барс)

 Воспитатель: А для следующего конкурса я вас приглашаю к столу.

Игра « Что сначала, что потом» нужно  карточки разложить так,  кем или чем был сначала и кем или чем стал потом.

Воспитатель:  Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжить наше путешествие, а сейчас мы поиграем

Игра « Угадай по описанию» ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу.

« Это дерево веселое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы ( рябина)»

« Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, еще у нее имеются сережки с семенами ( береза)»

« Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восхищается: Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов ( черемуха)»

« Это дерево легко узнать по стволу почти черного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный целебный мед ( липа)

 « Загадки – задачки»

у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

- с дерева сорвали четыре свеклы, а с куста – три моркови. Сколько фруктов сорвали с дерева и куста?

- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

На березе выросло три больших и две маленьких шишки. Сколько всего шишек выросло на березе?

- кто про себя может сказать такое : «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю, ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

- про кого говорят так : «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

 отметим приметы и пословицы:

Приметы

Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме.

Гром в сентябре – теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Пословицы

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Лето со снопами – осень с пирогами.

От осени к лету поворота нету.

Осень идет и дождь за собой ведет.

Холоден сентябрь, да сыт.

Воспитатель: А на последний конкурс подойдите к экрану. А теперь команды должны найти правильное решение сложных ситуаций.

( задание для команды защитники леса)

Аня и Саша гуляли по парку и увидели на дереве надломанную ветку. Саша предложил сломать её до конца и замазать рану на дереве глиной. У Ани было другое предложение. Дети спасли ветку. Что предложила сделать Аня? Дети: Вернуть ветку в первоначальное положение, замазать поверхность надлома глиной и перевязать носовым платком.

(задания для команды чистый ручеек)

Рома и Егор нашли в кустах птенца, выпавшего из гнезда. Егор предложил взять его домой? Рома отказался. Как он объяснил свой отказ Егору?

Дети:  Дома птенец погибнет, потому что дети не знают, как правильно его кормить. Лучше отойти от птенца. Мама – птица сама позаботится о нем.

Воспитатель:  Наша викторина закончилась. Пока жюри подводит итоги, мы подойдем к столу.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы подведем итог нашего путешествия, соберем пирамиду « Что нельзя делать в лесу»

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву.

- Нельзя рвать цветы.

- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

- Нельзя ломать ветки деревьев.

- Нельзя оставлять мусор в лесу.

- Нельзя кушать неизвестные ягоды, грибы.

- Нельзя уходить от взрослых.

- Нельзя бить стекло в лесу.

- Не вырезать надписи на деревьях.

- Нельзя портить несъедобные грибы.

- Нельзя много пилить деревьев.

- Нельзя включать сотовый телефон в грозу.

Ведущий: Ребята, посмотрите какую высокую и важную пирамиду вы собрали, надеюсь, что вы научите всем этим жизненно важным правилам своих друзей и родителей.

А сейчас предоставляем слово жюри.

А нам пора возвращаться в детский сад.

( дети под музыку уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (5-7 лет) по экологическому воспитанию «Мы – друзья природы»

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми  (5-7 лет)  "Мы - друзья природы" состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой содержит пояснит...

Проект по экологическому воспитанию "Дети - друзья природы"

Материал содержит игры, чтение художественной литературы, беседы.Защита проекта проводится воспитанницей детского сада....

Конспект по экологическому воспитанию "Мы друзья природы"

Воспитание у детей радостного, заботливого отношения к пробуждающейся природе....

Конспект занятий по экологическому воспитанию "Мы друзья природы"

На данном занятии, знакомим детей с окружающей природой.Ищем взаимосвязь между природой и человеком, учим детей беречь природу,относиться к природе с уважением....

Конспект занятия-викторины по экологическому воспитанию "Мы-друзья природы"

Дети  в игровой форме систематизировали свои знания о жизни животных, птиц и растительного мира в лесу....

Проект по экологическому воспитанию «Мы друзья природы!» для детей подготовительного дошкольного возраста

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стра...