Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Старостина Ольга Васильевна

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Программа дополнительного образования  по экологическому воспитанию

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Друзья природы»

Срок реализации 2014 – 2015 у.г.

Руководитель:

воспитатель

Старостина О.В.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка – вызвать у детей желание  общаться с природой, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Друзья природы» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей любознательности, наблюдательности; способности самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  • Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  • Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  • Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  1. Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  2. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.


Перспективный план работы кружка «Друзья природы»

2014– 2015учебный год

Тема

сроки

Цели:

содержание

«Цветик – семицветик»

4.09

 Помочь проявлять любознательность, развивать воображение и творческую активность.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.

 «Что нам осень подарила»

11.09

Вызвать желание выражать свои мысли, интересоваться причинно-следственными связями.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

18.09

Развивать познавательную активность, желание проявлять инициативу и самостоятельность.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«То березка, то рябинка»

25.09

Проявлять инициативу и самостоятельность в игре.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

«Доброе, хорошее солнце»

2.10

Проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

9.10

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дид-кая и. «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект

«Осеннее дерево»

16.10

Помочь овладеть умением детей наблюдать за явлениями природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование

«Домашние животные»

23.10

Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды.

 Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

«Сколько знаю я дождей»

30.10

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Помочь выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака», конспект

«Воробьишка»

6.11

Формирование представления об объектах окружающего мира. Развивать интерес к наблюдениям.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

«Синичкин праздник – 12 ноября»

12.11

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

20.10

Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

«Снежинка»

27.10

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

«Защитите ель и сосну»

4.12

Помочь детям самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, воспитывать бережное отношение к природе.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию

«Плыли по небу тучки»

11.12

Помочь овладеть элементарными представлениями детей о явлениях неживой природы. Развитие любознательности и  наблюдательности. 

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

«Снежный хоровод»

18.12

Проявлять у детей желание общаться с природой, видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

«Зимняя красавица - ель»

25.12

Приобщить к желанию наслаждаться красотой природы, способствовать развитию умения высказывать свои мысли; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект

«Наблюдение за снегом и льдом»

15.01

Развивать интерес детей,  вызвать желание проявлять любознательность,  выявлять причинно-следственные связи.

Проведение опытов, подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

«Жизнь птиц зимой»

22.01

Формирование познавательных действий, становления осознанного отношения к объектам окружающего мира.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».

«Мороз – удивительный художник»

29.01

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова,

практическая работа

(конспект)

«Выращиваем лук на окошке»

5.02

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за происходящими изменениями.

Беседа с элементами труда.

«Дикие животные в лесу зимой»

12.02

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

«Лаборатория добрых дел»

19.02

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

26.02

Проявлять любознательность, интерес к наблюдениям и установлению причинно-следственных связей.

Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

5.03

Помочь вспомнить названия весенних месяцев; проявлять у детей желание общаться с природой, видеть красоту окружающего мира.

Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

«Наши четвероногие друзья – собака»

12.03

Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды.

Наблюдение, Подвижные игры  

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

«Забота о здоровье»

19.03

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

26.03

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

«Божья коровка»

2.04

Воспитывать интерес к объектам окружающего мира, развивать интерес детей,  вызвать желание проявлять любознательность.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

«Русская березка»

9.04

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

«Пернатые гости»

16.04

Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

«Весенний пейзаж»

23.04

Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

«Солнышко на травке»

30.04

Развивать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)

«Кто живёт в пруду?»

7.05

Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды.

Рассматривание картины «Водоем»,  игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

«Цветущие деревья»

14.05

Воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар

«Что такое облака, дождь, гроза?»

21.05

Вызывать у детей интерес к явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

«Песочные фантазии»

28.05

Развивать образное и логическое мышление. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей


Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
  6. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Друзья природы»

Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...

Семейный экологический альбом "Друзья природы"

Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы....

Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"

Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...

Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"

laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину»,М.М. Пришвин....

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы

Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе  группы...

Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы».

Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы»....