Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"
материал (младшая, средняя группа) на тему

Медведева Надежда Викторовна

Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ОГОНЕК»

ТАЛДОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРЖКА

«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ И СРЕДНЯЯ ГРУППА

РУКОВОДИТЕЛЬ: МЕДВЕДЕВА Н.В.

2015 ГОД

Наш девиз:

«У природы есть друзья: это мы, и ты, и я! »

Общие сведения о коллективе:

1. Название кружка: «Друзья природы»

2. Год образования: 2015

3. Общее число участников: 18

4. Руководитель: Медведева Н.В.

5. Образование: среднее специальное.

6. Стаж работы: 35 лет

7. Категория: первая

8. Основная работа: воспитатель

9. Дети: 2-ая младшая - средняя группа  «Сказка»

10. Место проведения: группа, участок

11. Время проведения: четверг, 2 половина дня.

Пояснительная записка

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Земля наш общий дом, поэтому экологические проблемы сегодня затрагивают каждого человека и его интересы.

От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

Поэтому в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования наших детей является формирование у них «экологической совести», осознанной культуры их сознания и мышления.

Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

С какого возраста и как нужно начинать экологическое воспитание и образование?

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к родным и близким ему людям: маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сёстрам, к родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое и прекрасное на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это самое время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем его мире.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать свои самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять ее законы и научиться жить в гармонии с природой.

Цели и задачи кружка:

  • Формирование экологического мышления вот цель данной работы:
  • Ответственность за сохранность природы несет человек;
  • Человек и природа неотделимая часть друг от друга;
  • Сама природа многообразна и едина;
  • Человек должен учиться жить в гармонии с окружающим миром;

Задачи обучения

  • Через общение с природой научить детей любить ее красоту во всем многообразии форм и красок;
  • Формировать у детей чувства необходимости защиты природы, ответственность за живые существа;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Развивать в детях такие качества: наблюдательность, воображение, фантазию и чувства творчества;
  • Для творческой работы организовать сбор природного материала;
  • Научить детей правильно вести себя в лесу.

Методы и формы обучения:

Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Огромную радость доставляет детям общение с природой. Дети видят мир по-своему. Во всем многообразии запахов, звуков, цвета. Сердца детей всегда открыты для восприятия красоты. Поэтому первое знакомство с миром природы, с ее обитателями можно провести в увлекательной для детей форме игры, загадок, сказок и викторин.

Очень полезны для детей занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки). Самое благотворное воздействие на здоровье детей оказывает свежий воздух и красота окружающей природы. Такие занятия учат детей умению видеть прекрасное, развивают их физически.

При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

На таких занятиях дети учатся наблюдать за явлениями природы и их изменениями во времени. У детей развивается воображение, наблюдательность и внимание. Дети осваивают первые правила поведения в природе и даже в лесу, учатся следовать закону «не навреди».

Во время прогулок организовывается сбор природного материала для творческих поделок, выполняются посильные трудовые поручения в природе: уборка территории от сухих листьев, мусора. Такая работа воспитывает в детях чувства ответственности за окружающую их природу, бережное отношение к ней.

Перспективный план работы кружка 2015- 2016 учебный год

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь.

Загадывание загадок,

Игра «Угадай по описанию», экспериментирование: Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить. Сбор и засушивание осенних листьев.

2 неделя

«Осень - припасиха»

Закрепить знания детей  об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, Осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?», заучивание физ.минутки «Мы капусту рубим…».Дид.игра «Узнай на вкус»

3 неделя

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развивать познавательную активность.

Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок.

4 неделя

Экскурсия в парк

Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе.

1. Наблюдение за состоянием погоды, за красотой осенних деревьев.

2. Чтение стихотворения «Осень»

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы

Октябрь

1 неделя

Лес

Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе.

1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные»

.

2 неделя

«Царство грибов»

Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов.

1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы»

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы»

3 неделя

«Перелётные

птицы»

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелётные птицы».

4 неделя

Расскажи Кате о комнатных растениях

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Продолжать учить узнавать и называть части растения(корень, стебель, лист, цветок)

Игра «Найди растение», физ.минутка «Цветы», дидактическая игра «За каким растением спряталась Катя?», экспериментирование: «Что нужно растению для роста?»

Ноябрь

1 неделя

Воробьишка

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи (уточнить с детьми как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет». Пальчиковая гимнастика «Грачи», речевая игра «Кто же это?»

2 неделя

Домашние животные

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, дидактическая игра «Кто что любит», настольная игра «Зверята»

3 неделя

Снежинка

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимание и память, видеть красоту природы

Наблюдения, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: знакомство со свойствами снега

4 неделя

Дикие звери зимой

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подвижная игра «Зайцы и волк», беседа, дидактическая игра «Найди маму».

Декабрь

1 неделя

Растения зимой

Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия, доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее.

Рассмотреть иллюстрации зимнего пейзажа, беседа «Для чего растениям снег», наблюдения за деревьями

2 неделя

Елочка – зеленая иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев, формировать умение детей различать еловую и сосновую шишки, воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботится о них.

Наблюдения, беседа, игра «Найди по описанию», рассматривание шишек.

3 неделя

Зимующие птицы

Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам.

Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы», рассказ о жизни птиц зимой, беседа «Чем мы можем помочь птицам».

4 неделя

Снежный хоровод

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдения, рассматривание картины «Зима», рисование снежинки.

Январь

1 неделя

Наблюдения за снегом и льдом

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знание о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки»

2 неделя

Экскурсия по территории детского сада

Учить видеть детей изменения, происходящие в природе.

Загадывание загадок, использование художественного слова.

3 неделя

Зимние явления в неживой природе

Уточнить и закрепить знание детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать.

Дать определение понятию – зимние явления. Беседа «Если на улице сильный мороз», наблюдение на прогулке, работа с календарем природы.

Февраль

1 неделя

Выращиваем лук

Вызывать интерес к выращиванию огорода, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

Беседа с элементами труда, экспериментирование.

2 неделя

Наблюдение «Снег»

Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега.

Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, пасмурную? Как он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду хрустит под ногами и т.п.). Беседа о защитных свойствах снега.

3 неделя

Лаборатория добрых дел

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями, беседы о добре и зле.

4 неделя

Дикие животные в лесу зимой

Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Игра «Мы маленькие зайчики», «У медведя во бору».

Март

1 неделя

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения «Март», «Весна идет». Экспериментирование  «Взаимодействие воды и снега». Загадывание загадок.

2 неделя

«Наши четвероногие друзья - собака»

Формировать у детей представление о том, что собака умное домашнее животное, преданна человека, ее модно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдения, чтение художественной литературы, загадывание загадок, сравнение кошки и собаки.

3 неделя

Забота о здоровье

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4 неделя

Первые цветы в природе

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения, воспитывать любовь к природе.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей».

Апрель

1 неделя

Насекомые

Учить детей внимательно относится к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям, формировать представления о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница); показать пользу насекомых, воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Наблюдения за насекомыми, рассматривание иллюстраций, рассказ о том, какую пользу приносят насекомые, рисование «Бабочка».

2 неделя

Растения весной

Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знание детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знания названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

Наблюдения за деревьями, вспомнить название некоторых деревьев и кустарников, работа с календарем природы.

3 неделя

Встречаем птиц

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов, первый прилет стрижей, ласточек и т.д.). воспитывать любознательность, желание заботится о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Аппликация «Скворечник». Загадывание загадок про птиц.

4 неделя

Волшебница весна

Закрепить представление детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, любовь к природе.

Беседа, художественное слово, аппликация «Полянка цветов».

Май

1 неделя

Цветущий сад

Знакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

Наблюдение за яблоней, беседа «Почему цветут деревья». Работа с календарем природы.

2 неделя

Что такое облака, дождь, гроза

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

3 неделя

Песочные фантазии

Расширять кругозор детей: закрепить знание о свойствах песка, развивать образное и логическое мышление, развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, обогащать эмоциональную сферу детей.

Игры с песком, пальчиковая гимнастика, экспериментирование: почему песок сыплется.

4 неделя

Экологическая тропа

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

Чтение стихотворения Р.Рождественского «Береги природу», целевая прогулка по экологической тропе, беседа «Что будет, если…».

Список литературы:

  1. С.Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников./С.Н. Николаева – М., Мозаика-Синтез, 2002
  2. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева, М: Просвещение, 1999 г.
  3. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников/ под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
  4. Н.А. Рыжова Волшебница вода
  5. Источники интернета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей младшей группы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...

Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей средней группы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...

Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей старшей группы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...

Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей подготовительной группы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...

Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников "Природа вокруг нас"

Проблемы экологии  побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период  в жизни  ребёнка характеризуется особым, ...

Рабочая программа экологического кружка «Гостиная природы»

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влия...