Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.kruzhka_gostinaya_prirody_v_podgot.gr_.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2018 г. | Утверждаю |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Крылова Инга Михайловна
Йошкар-Ола
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Для исследовательской, кружковой работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Были выделены следующие задачи:
1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.
2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.
3. Развивать наблюдательность.
4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Основные направления работы
1. Продолжать определять по вкусу и запаху хлеб.
2. Закрепить понятие « воздух», его свойства и роль в жизни человека.
3. Продолжать учить видеть состояние воздуха, его особенности.
4. Познакомить с микроскопом, замечать видеть характерные особенности.
5. Закрепить знания о роли снега в жизни растений.
6. Продолжать замечать влияния света, тепла, воды на рост растений.
7. Закрепить знания о действиях света, магнита, притяжения.
8. Учить производить опыт с волчком.
9. Закрепить знания о свойствах материала: пластмасса, ткани, металл.
10. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.
11.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
12. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
13. Развивать собственный познавательный опыт.
14.Воспитывать любовь к природе.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю;
продолжительность – 30 минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Сентябрь:
1 н.: Эксперимент «Сравнение ржаного и пшеничного хлеба»
Цель: Определить внешние признаки, запах, вкус; сравнить их.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.131.
Опыт «Заплесневелый хлеб».
Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.138.
2 н.: Рассматривание в микроскоп зелёного листа, ногтя человека, волоска.
Цель: Познакомить с микроскопом; учить видеть в него мелкие частицы; замечать характерные особенности.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
3 н.: Опыт с листьями.
Цель: Продолжать учить работать с природным материалом, замечать его свойства, качества; видеть и отмечать, почему деревья теряют листья и больно ли это.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.170.
4 н.: Чтение сказки «О чём шептались камешки».
Цель: Обратить внимание на то, что характеры героев – камней отражают их реальные свойства и особенности происхождения.
Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…. – С.145.
Октябрь:
1 н.: Опыт «Сжимание воздуха».
Цель: Замечать, где находится воздух, что с ним происходит, почему.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
2 н.: Опыт «Расширение воздуха при нагревании».
Цель: Учить видеть состояние воздуха, его особенность; замечать, что происходит с ним при нагревании.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
3 н.: Опыт «Воздушный пресс».
Цель: Учить наблюдать за состоянием листа бумаги; замечать, что с ним происходит при давлении.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
4 н.: Занятие с элементами театрализации «Как увидеть воздух».
Цель: Закрепить понятие «воздух», его свойства и роль в жизни человека; учить на опыте видеть особенности и свойства воздуха.
Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…. – С.145.
Ноябрь:
1 н.: Опыт «Соломенный буравчик».
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.147.
2 н.: Фокус «Сухим из воды».
Цель: Продемонстрировать существование атмосферного давления; то, что воздух при остывании занимает меньший объём «отжимается».
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.144.
3 н.: Наблюдение – опыт за строением дерева.
Цель: Замечать, что у дерева две основные части: неземная (стеблевая) и подземная (корневая); при раскопке заметить, где находится корень.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.171.
4 н.: Опыт «Как быстро поворачивается растение к свету».
Цель: Обратить внимание, одинакова ли чувствительность разных растений к свету и скорость их движения.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.115.
Декабрь:
1 н.: Опыт «Какого цвета снег».
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7. – С.43.
2 н.: Наблюдение – опыт «Деревья и снегопад».
Цель: Рассмотреть заснеженные деревья и подумать, что случилось бы с деревьями, если бы они были покрыты листвой.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.172.
3 н.: Наблюдение – опыт «Обледенение деревьев».
Цель: Учить замечать состояние деревьев, их особенности» выяснять, что случилось с деревом и почему.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.172.
4 н.: Наблюдение – опыт «Роль снега в жизни растений».
Цель: Учить замечать состояние растений под снегом; отвечать на вопрос: нужен ли снег растениям.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.174.
Январь:
1 н.: Игра – эксперимент «Чей волчок лучше».
Цель: Выяснить, от чего зависит устойчивость и длительность волчка; учить объяснять свой вывод.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.9.
Игра – эксперимент «Волчок, как мячик».
Цель: Выяснить, действительно ли ось волчка сохраняет своё вертикальное положение; на основе опыта понять особенность вращающегося волчка.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.
2 н.: Эксперимент «Капли краски на крутящемся диске».
Цель: Обратить внимание, что во время вращения капли краски побегут к краю диска; учить объяснять, почему это происходит.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.
3 н.: Эксперимент «Непослушная катушка».
Цель: Выяснить от чего зависит направление вращения катушки; учить объяснять это действие.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.10.
4 н.: Эксперимент «Обман зрения».
Цель: Учить на основе эксперимента замечать, что если на диске изображён рисунок, то он кажется сплошным, а если рисунок не совпадает с осью, то во время вращения появляется несколько сплошных кругов. Учить объяснять это.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.
Февраль:
1 н.: Эксперимент «Колёсная пара».
Цель: На основе эксперимента убедиться, что скорость движения спаренных колёс и пути, пройденными ими до остановки, разные.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.10.
Эксперимент «Разноцветное колесо – белое?»
Цель: Учить объяснять, почему во время вращения колесо, покрашенное в несколько цветов даёт лишь белый цвет, с чем это связано.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.12.
2 н.: Эксперимент «Не верь глазам своим».
Цель: Учить объяснять, почему во время вращения дуги, которая раскрашена разными цветами, видны чёрный и белый цвета.
Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.12.
3 н.: Опыт с водой «Фильтрование воды».
Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.143.
4 н.: Опыт «Почему лампочка светит».
Цель: Понять принцип работы электроприбора.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.154.
Март:
1 н.: Опыт «Разведчики».
Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там , где его не должно быть видно.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.146.
2 н.: Опыт с пластмассой.
Цель: Узнавать предметы, сделанные из разного вида пластмасс; сравнить их свойства; понимать, что от качественных характеристик зависит способ их использования.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.168.
3 н.: Занятие «Весна нам поручила вырастить редис».
Цель: Познакомить с семенами редиса; предложить посадить семена в ящик; понаблюдать за его ростом.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.150.
4 н.: Опыт «Необычная картина».
Цель: объяснить действия магнитных сил; использовать знания для создания картины.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.153.
Апрель:
1 н.: Опыт с тканью.
Цель: Называть ткани (ситец, сатин, шерсть и др.); сравнить ткани по их свойствам; понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для вещей.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.167.
2 н.: Инсценировка «Праздник Волшебной воды».
Цель: Закрепить у детей знания о различном состоянии воды, о круговороте воды в природе.
Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…- С.109.
3 н.: Опыт с металлом.
Цель: Назвать разновидности металлов; сравнить их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.
Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.168.
4 н.: Опыт – наблюдение «Почему на дорожках не растёт трава?»
Цель: Предложить почувствовать почву; учить понять, почему нельзя бегать по клумбам и в других местах, где растут растения.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.108.
Май:
1 н.: Опыт «Куда исчезла вода?»
Цель: Формировать представление о том, что под воздействием солнечного тепла происходит испарение воды.
Литература: Дошкольное воспитание. 1994. - №7. – С.43.
2 н.: Опыт «Кто посеял одуванчик?»
Цель: Подвести детей к пониманию, что в природе семена распространяются разными способами, например, их разносит ветер.
Литература: Дошкольное воспитание. 1994. - №7. – С.43.
3 н.: Опыт «Полезна ли соль растениям?»
Цель: Выяснить, полезна ли соль растениям и почему растения гибнут, если их поливать солёной водой.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.106.
4 н.: Занятие «Кораблекрушение».
Цель: развивать поисковую деятельность; совершенствовать умение экспериментировать с объектами неживой природы.
Литература: Проектный метод в деятельности ду. – С.62.
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С.168.
- Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. / Дошкольное воспитание – 1994. - №7. – С.43.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. Мир растений. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 240с.
- Проектный метод в деятельности детском саду: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт. – сост. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. 96с.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка – Пресс, 2002. – 192с.
- Шапиро А. Секреты колеса. // Обруч. – 2010. - №4. – С. 9-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности 2 подготовительной группы для детей от 6 до 7 лет за 2015-2016 г
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....
Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...
Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной групп
Рабочая программа подготовительной группы. разработана с учетом ФГОС дошкольного образования в соответствии с. целевыми ориентирами основной образовательной...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,
-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»
Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы «Тигрята» обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основ...