Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Крылова Инга Михайловна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.kruzhka_gostinaya_prirody_v_podgot.gr_.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»

 Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2018 г.

       Утверждаю

Оля - 0005 - копия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»

Разработала: воспитатель

высшей квалификационной категории

 Крылова Инга Михайловна

Йошкар-Ола

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский.

          Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной  по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.

          Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

           Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

           Для исследовательской, кружковой  работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Были выделены следующие задачи:

1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.

2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.

3. Развивать наблюдательность.

4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.

       К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблему;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

  Основные направления работы

1. Продолжать определять по вкусу и запаху хлеб.

2. Закрепить понятие « воздух», его свойства и роль в жизни человека.

3. Продолжать учить видеть состояние воздуха, его особенности.

4. Познакомить с микроскопом, замечать видеть характерные особенности.

5. Закрепить знания о роли  снега в жизни растений.

6. Продолжать замечать влияния света, тепла, воды на рост растений.

7. Закрепить знания о действиях света, магнита, притяжения.

8. Учить производить опыт с волчком.

9. Закрепить знания о свойствах материала: пластмасса, ткани, металл.

10. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.

11.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

12. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

13. Развивать собственный познавательный опыт.

14.Воспитывать любовь к природе.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
        Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

        Режим занятий:         1 раз в неделю;

                        продолжительность – 30 минут.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Сентябрь:

1 н.: Эксперимент «Сравнение ржаного и пшеничного хлеба»

Цель: Определить внешние признаки, запах, вкус; сравнить их.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.131.

Опыт «Заплесневелый хлеб».

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.138.

2 н.: Рассматривание в микроскоп зелёного листа, ногтя человека, волоска.

Цель: Познакомить с микроскопом; учить видеть в него мелкие частицы; замечать характерные особенности.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

3 н.: Опыт с листьями.

Цель: Продолжать учить работать с природным материалом, замечать его свойства, качества; видеть и отмечать, почему деревья теряют листья и больно ли это.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.170.

4 н.: Чтение сказки «О чём шептались камешки».

Цель: Обратить внимание на то, что характеры героев – камней отражают их реальные свойства и особенности происхождения.

Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…. – С.145.              

Октябрь:

1 н.: Опыт «Сжимание воздуха».

Цель: Замечать, где находится воздух, что с ним происходит, почему.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

2 н.: Опыт «Расширение воздуха при нагревании».

Цель: Учить видеть состояние воздуха, его особенность; замечать, что происходит с ним при нагревании.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

3 н.: Опыт «Воздушный пресс».

Цель: Учить наблюдать за состоянием листа бумаги; замечать, что с ним происходит при давлении.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

4 н.: Занятие с элементами театрализации «Как увидеть воздух».

Цель: Закрепить понятие «воздух», его свойства и роль в жизни человека; учить на опыте видеть особенности и свойства воздуха.

Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…. – С.145.

Ноябрь:

1 н.: Опыт «Соломенный буравчик».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.147.

2 н.: Фокус «Сухим из воды».

Цель: Продемонстрировать существование атмосферного давления; то, что воздух при остывании занимает меньший объём «отжимается».

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.144.

3 н.: Наблюдение – опыт за строением дерева.

Цель: Замечать, что у дерева две основные части: неземная (стеблевая) и подземная (корневая); при раскопке заметить, где находится корень.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.171.

4 н.: Опыт «Как быстро поворачивается растение к свету».

Цель: Обратить внимание, одинакова ли чувствительность разных растений к свету и скорость их движения.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.115.

Декабрь:

1 н.: Опыт «Какого цвета снег».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный.

Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7. – С.43.

2 н.: Наблюдение – опыт «Деревья и снегопад».

Цель: Рассмотреть заснеженные деревья и подумать, что случилось бы с деревьями, если бы они были покрыты листвой.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.172.

3 н.: Наблюдение – опыт «Обледенение деревьев».

Цель: Учить замечать состояние деревьев, их особенности» выяснять, что случилось с деревом и почему.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.172.

4 н.: Наблюдение – опыт «Роль снега в жизни растений».

Цель: Учить замечать состояние растений под снегом; отвечать на вопрос: нужен ли снег растениям.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.174.

Январь:

1 н.: Игра – эксперимент «Чей волчок лучше».

Цель: Выяснить, от чего зависит устойчивость и длительность волчка; учить объяснять свой вывод.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.9.

 Игра – эксперимент «Волчок, как мячик».

Цель: Выяснить, действительно ли ось волчка сохраняет своё вертикальное положение; на основе опыта понять особенность вращающегося волчка.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.

2 н.: Эксперимент «Капли краски на крутящемся диске».

Цель: Обратить внимание, что во время вращения капли краски побегут к краю диска; учить объяснять, почему это происходит.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.

3 н.: Эксперимент «Непослушная катушка».

Цель: Выяснить от чего зависит направление вращения катушки; учить объяснять это действие.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.10.

4 н.: Эксперимент «Обман зрения».

Цель: Учить на основе эксперимента замечать, что если на диске изображён рисунок, то он кажется сплошным, а если рисунок не совпадает с осью, то во время вращения появляется несколько сплошных кругов. Учить объяснять это.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.

Февраль:

1 н.: Эксперимент «Колёсная пара».

Цель: На основе эксперимента убедиться, что скорость движения спаренных колёс и пути, пройденными ими до остановки, разные.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.10.

Эксперимент «Разноцветное колесо – белое?»

Цель: Учить объяснять, почему во время вращения колесо, покрашенное в несколько цветов даёт лишь белый цвет, с чем это связано.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.12.

2 н.: Эксперимент «Не верь глазам своим».

Цель: Учить объяснять, почему во время вращения дуги, которая раскрашена разными цветами, видны чёрный и белый цвета.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.12.

3 н.: Опыт с водой «Фильтрование воды».

Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.143.

4 н.: Опыт «Почему лампочка светит».

Цель: Понять принцип работы электроприбора.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.154.

Март:

1 н.: Опыт «Разведчики».

Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там , где его не должно быть видно.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.146.

2 н.: Опыт с пластмассой.

Цель: Узнавать предметы, сделанные из разного вида пластмасс; сравнить их свойства; понимать, что от качественных характеристик зависит способ их использования.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.168.

3 н.: Занятие «Весна нам поручила вырастить редис».

Цель: Познакомить с семенами редиса; предложить посадить семена в ящик; понаблюдать за его ростом.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.150.

4 н.: Опыт «Необычная картина».

Цель: объяснить действия магнитных сил; использовать знания для создания картины.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.153.

Апрель:

1 н.: Опыт с тканью.

Цель: Называть ткани (ситец, сатин, шерсть и др.); сравнить ткани по их свойствам; понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для вещей.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.167.

2 н.: Инсценировка «Праздник Волшебной воды».

Цель: Закрепить у детей знания о различном состоянии воды, о круговороте воды в природе.

Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…- С.109.

3 н.: Опыт с металлом.

Цель: Назвать разновидности металлов; сравнить их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.168.

4 н.: Опыт – наблюдение «Почему на дорожках не растёт трава?»

Цель: Предложить почувствовать почву; учить понять, почему нельзя бегать по клумбам и в других местах, где растут растения.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.108.

Май:

1 н.: Опыт «Куда исчезла вода?»

Цель: Формировать представление о том, что под воздействием солнечного тепла происходит испарение воды.

Литература: Дошкольное воспитание. 1994. - №7. – С.43.

2 н.: Опыт «Кто посеял одуванчик?»

Цель: Подвести детей к пониманию, что в природе семена распространяются разными способами, например, их разносит ветер.

Литература: Дошкольное воспитание. 1994. - №7. – С.43.

3 н.: Опыт «Полезна ли соль растениям?»

Цель: Выяснить, полезна ли соль растениям и почему растения гибнут, если их поливать солёной водой.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.106.

4 н.: Занятие «Кораблекрушение».

Цель: развивать поисковую деятельность; совершенствовать умение экспериментировать с объектами неживой природы.

Литература: Проектный метод в деятельности ду. – С.62.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С.168.
  2. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. / Дошкольное воспитание – 1994. - №7. – С.43.
  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с.     Мир растений. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 240с.
  4. Проектный метод в деятельности детском саду: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт. – сост. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. 96с.
  5. Рыжова Н. А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка – Пресс, 2002. – 192с.
  6. Шапиро А. Секреты колеса. // Обруч. – 2010. - №4. – С. 9-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности 2 подготовительной группы для детей от 6 до 7 лет за 2015-2016 г

Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....

Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»

   Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной групп

Рабочая программа  подготовительной группы. разработана с учетом ФГОС дошкольного образования в соответствии с. целевыми ориентирами основной образовательной...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,

-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»

Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы «Тигрята» обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основ...