Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей средней группы
рабочая программа (средняя группа) на тему
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.kruzhka_gostinaya_prirody_v_sr.gr_.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 30.08.2016 г. | Утверждаю |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Крылова Инга Михайловна
Йошкар-Ола
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Для исследовательской, кружковой работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Были выделены следующие задачи:
1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.
2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.
3. Развивать наблюдательность.
4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Основные направления работы
- Учить сравнивать форму, цвет, величину, запах, вкус различных овощей и фруктов.
- Познакомить со свойствами муки – теста.
3. Расширить знания о комнатных растениях, о роли воды и света для роста растений.
4.Закрепить знания о свойствах воды.
5.Познакомить с новым состоянием воды: жидкий, твёрдый. Учить сравнивать свойства воды, снега и льда.
6.Познакомить с понятиями: свет, вес, магнетизм.
- Учить обнаруживать воздух в предметах, в окружающей обстановке, углублённо познакомить с его свойствами.
- Познакомить со свойствами и качествами материалов: стекло, металл, резина, пластмасса.
9. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.
10. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
11. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
12. Развивать собственный познавательный опыт.
13. Воспитывать любовь к природе.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю;
продолжительность – 20минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Перспективное планирование кружка
Сентябрь:
1 н.: Эксперимент «Сравнение формы, цвета, величины, запаха, вкуса различных овощей и фруктов.
Цель: Продолжать учить сравнивать овощи и фрукты на вкус, по форме, цвету и т.д., видеть и чувствовать их различия.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.
2 н.: Эксперимент «Где живут зёрнышки?»
Цель: Показать зёрнышки и спросить, знают ли дети их домики.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.
3 н.: Эксперимент «Как зёрнышки в муку превращаются?»
Цель: Учить сравнивать получившуюся муку с готовой мукой.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.
4 н.: Эксперимент «Как замесить тесто?»
Цель: Учить изготавливать тесто из муки.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.
Октябрь:
1 н.: Эксперимент «Почему осенью много луж?»
Цель: Замечать, что сначала вода впитывается, потом перестаёт, и тогда образуется лужа.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.
2 н.: Эксперимент «Сравнение летних и осенних листьев».
Цель: Замечать отличия и сходства листьев по определённым признакам.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.
3 н.: Игра «Изобрази явление».
Цель: Учить выразительности жеста, выразительности движения рук, ног, всего тела.
Литература: Козлова С.П. Мой мир. – С. 170.
4 н.: Занятие «Расскажем Хрюше о комнатных растениях.
Цель: расширить знания о комнатных растениях; научить узнавать и называть части растений, используя модели; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Литература: Воспитатель ДОУ. – 2010. – С.28.
Ноябрь:
1 н.: Игры – занятия «Волшебные краски».
Цель: Учить рисовать с помощью овощей, делав печати с помощи тёртой свеклы и т.д.
«Музыкальные банки»
Цель: Учить производить шумовые звуки, используя воду и баночки.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2010. - № 9. – С.112.
2 н.: Опыт с водой «Есть ли форма у воды?»
Цель: Познакомить со свойствами воды: форма текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. № 7. – С.26.
3 н.: Опыт с водой «Прозрачна ли вода?»
Цель: Познакомить со свойствами воды: прозрачностью; сформировать представления о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. № 7. – С.26.
4 н.: Занятие «Путешествие в королевство воды».
Цель: Познакомить со свойствами жидкостей на примере воды; научить находить различные жидкости в окружающем мире. Развивать интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями. Литература: Воспитатель ДОУ. – 2010. – С.31.
Декабрь:
1 н.: Занятие «Изучаем снег».
Цель: Познакомить со свойствами снега, воды и льда методом наблюдения, сравнения их свойств и взаимодействия.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8 (41). – С.33.
2 н.: Опыт на прогулке «Возьмём с собой снеговика».
Цель: Формировать представления о том, что снег и лёд в тепле тают, и образуется вода.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7. – С.43.
3 н.: Опыт «Как снег превращается в воду».
Цель: Показать, что снег в тепле тает, становится водой. Он белый, но в нём есть грязь. Она хорошо видна в талой воде.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. № 7. – С.26.
4 н.: Игра – опыт «Где быстрее?»
Цель: Выявить условия изменения агрегатного состояния жидкости: лёд – вода, вода – лёд.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.43.
Январь:
1 н.: Опыт «Взаимодействие воды и снега».
Цель: Познакомить с двумя состояниями воды: жидким и твёрдым. Выявить свойства воды; сравнить свойства воды и снега.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.29.
2 н.: Опыты с мукой.
Цель: Познакомить и закрепить знания о свойствах теста, показать новые способы взаимодействия в процессе экспериментирования.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41) . – С.33.
3 н.: Опыты с весом.
Цель: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера; устанавливать зависимость веса предмета от его размера.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.35.
4 н.: Опыты со светом.
Цель: Понять, что освещённость предмета зависит от силы источника и удалённости от него.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.36.
Февраль:
1 н.: Занятие «Вода – это жизнь».
Цель: Познакомить со свойствами воды и её ролью в жизни человека. Развивать умение выдвигать гипотезу. Совершенствовать навыки эксперимента.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41) . – С.33.
2 н.: Опыт «Загадочные пузырьки».
Цель: Обнаружить воздух в предметах.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.31.
3 н.: Занятие «Знакомство с воздухом».
Цель: Уточнить знания детей о воздухе через опыты. Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.
Литература: Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение. – С.31.
4 н.: Занятие «Свойства воздуха».
Цель: Познакомить со свойствами воздуха и определять его место в пространстве. Привить навыки эксперимента ребёнку. Научить выделять проблему.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41) . – С.33.
Март:
1 н.: Опыты с водой «Переход воды из жидкого состояния в твёрдое».
Цель: Расширить знания об условиях перехода воды из жидкого состояния в твёрдое.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. № 7. – С.26.
2 н.: Опыты с водой «Тёплая и холодная вода».
Цель: Уточнить представления о том, что вода бывает холодной и тёплой.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. № 7. – С.26.
3 н.: Опыт «Волшебная рукавичка».
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.38.
4 н.: Опыт на прогулке «Откуда течёт ручеёк?»
Цель: Дать представление о том, что у ручья есть начало: он течёт из лужи или из-под сугроба.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7. – С.43.
Апрель:
1 н.: Опыт на прогулке «Чем заняты скворцы?»
Цель: Формировать представление о том, что птицы весной готовят жилище, растят птенцов.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7. – С.43.
2 н.: Опыт с водой «Не все вещества растворяются в воде».
Цель: Показать, что если в воду положить соль, вода становится солёной; если сахар – сладкой и они растворяются в воде, а песок не растворяется.
Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. № 7. – С.26.
3 н.: Занятие – театрализация «Как увидеть воздух».
Цель: Продолжать знакомить с понятием «воздух»; его свойствами и ролью в жизни человека.
Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки. – С.144.
4 н.: Занятие «радуга – дуга».
Цель: Познакомить детей с природным явлением, как радуга. Объяснить причину возникновения радуги.
Литература: Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение. – С.51.
Май:
1 н.: Опыт со стеклом.
Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла. Определять его качества (толщина, структура поверхности, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.47.
2 н.: Опыты с металлом.
Цель: Узнавать предметы из металла. Определять его качественные (структура поверхности, цвет) и свойства (ковкость, металлический блеск, теплопроводность).
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.48
3 н.: Опыты с резиной.
Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины. Определять её качества (толщина, структура поверхности) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.48.
4 н.: Опыты с пластмассой.
Цель: Узнавать вещи из пластмассы. Определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – С.49.
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников./ Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2010. 192с.
- Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7. – С.43.
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: Линка – Пресс, 2000. – 224с.
- Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.29.
- Лазарева Л.П., Акшонова Е.С. Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование. // Дошкольная педагогика, 2007. № 8 (41). – С.33.
- Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ. // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 9. – С.112.
- Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечный. // Дошкольное воспитание. 1996. - № 7. – С.26.
- Порткина С.А. «Путешествие в королевство Воды». // Воспитатель ДОУ. – «2010. - № 3. – С.31.
- Порткина С.А. «Расскажем Хрюше о комнатных растениях». // Воспитатель ДОУ. – «2010. - № 3. – С.28.
- Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение.- М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 112с.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки. М.: Линка – Пресс, 2002. – 192с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год
Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой для разработки прогр...
Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...
Рабочая программа воспитателя для детей средней группы (4-5 лет) на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя для детей средней группы (4-5 лет) на 2017-2018 учебный год....
Рабочая программа по развитию детей средней группы
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических ка...
Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.
МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...
Рабочая программа кружка для детей средней группы "Почемучки в волшебном мире мультипликации"
Создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников: знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего с...
Рабочая программа образовательной деятельности детей средней группы общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год.
Настоящая рабочая программа образовательной деятельности детей среднейгруппы составлена на основе комплексных программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду»...