ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Козловская Анна Ивановна

Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_roditeley_po_voprosam.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Козловская Анна Ивановна,

воспитатель первой кв.категории

МАДОУ  № 53, г. Новосибирск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов, мотивов и потребностей, познавательной активности ребёнка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному и, в частности, к математическому развитию детей.

Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, компьютеризация всех областей общественной жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования, переход на обучение в школе с шести лет и др.

Для достижения положительного результата сформированности элементарных математических представлений  образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности. Но для того, чтобы ребёнок смог овладеть математическими знаниями, умениями и навыками в полном объёме,  необходимо участие родителей, включение их в процесс развития ребёнка.

К сожалению, из практики работы  в дошкольном  образовательном учреждении  многие родители подготовку к школе  рассматривают как более раннее изучение программы 1-го класса. Вся подготовка  сводится к формированию узкопредметных знаний и умений у детей. В этом случае нельзя говорить об эффективности, так как наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее, научить ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

 При грамотно организованном процессе развития математических представлений в детском саду у ребёнка развиваются все психические процессы, особенно, мыслительные функции (все операции мышления, элементы логики и абстрактного мышления) 1.

Математика как область знаний очень сложна, поэтому важно, чтобы родители принимали непосредственное  участие в  формирования элементарных математических представлений  у детей.

         Основные направления в работе с родителями представлены в годовом плане  дошкольного учреждения. План работы обсуждается и утверждается на педагогическом  совете. Детальнее работа с родителями отображается в календарных планах воспитателей, которые каждый день наблюдают за детьми, многое могут посоветовать родителям.

         Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей - беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из детского сада. Эта форма работы требует от педагога большого такта, умения, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а еще лучше - наглядными2.
         В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений. Ненавязчиво педагог должен дать свои конкретные рекомендации, как эффективнее знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, пространство, время. Педагог для этой беседы готовит специальную литературу, учебники и оставляет их на некоторое время в семье ребенка для изучения3.
         При совместной работе детского сада и семьи большое значение имеет посещение родителями занятий. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома3.
         Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания и конференции, специальные семинары, лекции. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. Например: «Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?» или «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Как научить ребенка слушать, слышать и понимать взрослого?» К конференции хорошо было бы приурочить выставку детских работ, учебников, методических книг, пособий2.

         В заключении необходимо отметить, что математическое развитие ребенка в ДОУ и  в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными отношениям. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, штриховки и др.) 4. В результате этого у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем успешнее они будут в школе.

Список литературы:

  1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – М. 2004.
  2. Житко, И.В. Математический калейдоскоп / И.В. Житко. Минск, 2007.
  3. Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И. Теоретические основы формирования элемен. математ. представлений у дошкольников: Курс лекций / Л.П. Стойлова. – М., 1998.
  4. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

консультация для родителей Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Понятие «формирование математических способностей» состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавате...

Консультация для родителей "Помощь родителей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

      Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и сем...