Использование литературы в гендерном воспитании дошкольников
методическая разработка (средняя группа) на тему

Сумарокова Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._sumarokova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование литературы в гендерном воспитании дошкольников.

Н. А. Сумарокова

Воспитатель  МБДОО – детского сада № 35 г. Орла

   Сегодня в  системе  дошкольного  образования возникают вопросы о  гендерном воспитании. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе  воспитания  личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

   Формирование гендерной принадлежности ребенка нашло отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования и было включено в содержание образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

   Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

    Целью такого подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

  Главная задача гендерного воспитания в детском саду – это улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.

   Как показывает практика,  в процессе гендерной социализации дошкольников огромную роль играет художественная литература. Введение ФГОС позволят педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на свое усмотрение. Знакомство с художественной литературой для формирования у детей гендерной культуры не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание художественных произведений необходимо организовывать во все моменты жизни детей в детском саду. Список литературы для полоролевого воспитания детей рекомендуется программой, а форму деятельности, в которую включается художественное слово, планируем мы, воспитатели.

 Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей не только на происходящие действия, но прежде всего на положительные черты характеров героев, на их поступки, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.

   Нами было замечено, что дошкольники очень любят фольклорные произведения, так как они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение. Так, например, в величаниях мальчиков («Мой сыночек, мой дружочек,.. Молодец да удалец,.. Храбрый, смелый богатырь») и девочек («Моя девочка – прелестница, мастерица и кудесница!») отражены те или иные качества о девочке (красивая, нежная, хрупкая) и  о мальчике  (сильный, крепкий).

Одной из задач гендерного воспитания дошкольников является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа). В решении этой задачи могут помочь потешки и пестушки. («Расти, коса, до пояса,  Не вырони ни волоса!...»,  «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька…», «Едет Ваня в красной шапке на серебряной лошадке…»).

Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют собой пословицы и поговорки, поскольку в них запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие, храбрость, стойкость, любовь к матери, народные мысли о воспитании мужских и женских качеств, культуры взаимоотношения полов: «Мужик хлопочет – себе добра хочет», «Не та хозяйка, которая говорит, а которая щи варит».

В колыбельных песнях присутствует обращение матери не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «А баиньки, баиньки,  качаю дочку маленьку», «Баю баюшки баю, баю доченьку мою. Ты, дочурка, засыпай, сини глазки закрывай.»,  «Спи, сыночек мой, усни».

Одной из самых драгоценных сокровищ гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство, являются сказки. В художественной форме народных и авторских сказок  показаны образцы гендерного поведения.  Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, овладевает особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. Эта модель позволяет разделить сказки на три группы:

1. «Мужские», где главный герой – мужской персонаж («Жихарка», «Мальчик-с-пальчик», «Финист – ясный сокол», «Илья Муромец»);

2. «Женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Золушка», «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Маша и медведь»).

3. «Смешанные», где есть два и более главных героя обоих полов («Царевна-лягушка», «Лиса и журавль»).

Важно помнить, что девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Мальчикам же нужны произведения, которые формируют представление о мужестве, отваге, смелости, находчивости. Таким образом, выстраивая свое понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные качества мужественности и женственности, у него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, предпочтения и интересы.

Нам воспитателям необходимо очень точно подходить к отбору художественных произведений и  учитывать:

  • доступность возрасту;
  • эмоциональную привлекательность;
  • образное описание главных героев;
  • наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.

  Итак, литература помогает ребенку освоить гендерную культуру общества, в котором он живет и развивается. И мы очень надеемся, что из наших мальчиков вырастут настоящие защитники, а из девочек хранительницы уюта.

Список литературы:

  1. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/03/13/folklor-i-gendernoe-vospitanie-doshkolnikov
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/16/gendernoe-vospitanie-doma-i-v-detskom-sadu
  3. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/12/17/gendernoe-vospitanie-v-usloviyah-fgos-do
  4. https://multiurok.ru/blog/litieratura-kak-sriedstvo-ghiendiernogho-vospitaniia-doshkol-nikov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-do.html
  5. http://znayka.net/poteshki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Статья о детской художественной литературе в гендерном воспитании дошкольников

Разработка для педагогов  художественной литературы на каждый возраст для гендерного воспитания дошкольников по программе "От рождения до школы"...

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Статья на Тему :«Художественная литература как инструмент гендерного воспитания дошкольников»...

Гендерное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

консультация для родителей о гендерном воспитании дошкольников через чтение художественной литературы....

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...