Развивающие игры для раннего возраста
материал (младшая группа) на тему

Карпова Наталья Владимировна

В этом разделе вы найдете игры для начала и завершения занятия, пальчиковые и подвижные игры, песенки для музицирования и другие музыкальные игры. Пользуясь методическими указаниями и звуковыми примерами, вы сможете дополнить свои занятия с малышом дома, в детской студии или детском саду.

 

1. Разминка (для начала занятия)

(1)Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

(2)И немножко помолчим

 

 (3)Плечиками мы покрутим

(4) И про ручки не забудем

 Пальчиками потрясём

 (5) И немножко отдохнём

 

(6) Мы ногами поболтаем

 И чуть-чуть поприседаем

 Ножку ножкой подобьём

 (7) И с начала всё начнём…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_dlya_rannego_vozrasta.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

В этом разделе вы найдете игры для начала и завершения занятия, пальчиковые и подвижные игры, песенки для музицирования и другие музыкальные игры. Пользуясь методическими указаниями и звуковыми примерами, вы сможете дополнить свои занятия с малышом дома, в детской студии или детском саду.

1. Разминка (для начала занятия)

(1)Головами покиваем

Носиками помотаем

И зубами постучим

(2)И немножко помолчим

 (3)Плечиками мы покрутим

(4) И про ручки не забудем

 Пальчиками потрясём

 (5) И немножко отдохнём

(6) Мы ногами поболтаем

 И чуть-чуть поприседаем

 Ножку ножкой подобьём

 (7) И с начала всё начнём…

Группа расположена полукругом.  

 1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни.

 2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).

 3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.

 4 (и далее) – по тексту

 5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

 6 (и далее) – по тексту

 7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

 В остальных случаях действия соответствуют тексту.

Игры с музыкальными инструментами

2. Музыкальные игрушки

 Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам –барабанчик

Бам-бам-бам-бам -барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

3. Погремушка

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди

 Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость):  учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

 Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

4. Рыбки

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,            

(2)Лежало большое бревно на песке,                

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»    

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»        

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»      

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.        

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!            

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»  

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

 Предложите детям «поиграть в рыбок».

 Ладони сомкнуты, чуть округлены.

 1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.  

 2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

 3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

 4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

 5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

 6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).

 7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

 8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

5. Мой зонтик

(1)Вот это - мой зонтик ,

Я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

(3)А вот моя книжка,

Могу почитать,

(4)Могу вам картиночки

В ней показать.

(5)Вот это -  мой мяч,

Очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю

Над головой.

(7)А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мяукает он

Для меня одного!

 Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

 1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

 2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

 3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

 4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

 5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

 6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

 7 - Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать.

6. Паучок

(1)Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(2)Дождик с неба вдруг полил,

(3)Паучков на землю смыл.

(4)Солнце стало пригревать,

(5)Паучок ползёт опять,                              

(6)А за ним ползут все детки,

(7)Чтобы погулять на ветке.

Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.

 Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».  

 1 - «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.

 2 - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

 3 - Хлопаем ладонями по коленям.

 4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

 5 - Действия как в первом куплете

 6 – «Паучки» ползают по голове.

Игровой массаж

7. Ходит ёжик

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими  колется, колется.

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.

8. Мячик

Круглый мячик без запинки

Скачет, скачет по тропинке

Часто, часто, низко, низко

От земли к руке так близко

Скок и скок и скок и скок

Не скачи под потолок

Скок и скок и стук и стук

Не уйдёшь от наших рук.

Для этой игры вам понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Перед игрой  поиграйте с детьми в этот мячик – покатайте его другу-другу, покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что может прыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (покажите). Напевая песенку, педагог  показывает как (куда) прыгает мячик. Родители (или сам ребёнок) повторяют действия педагога.

Игры с подражательными движениями

9. Медвежата

(1)Три медвежонка* прыгали в саду

И один сказал: «Я упаду!»

(2)И, конечно, он упал вниз головой

(3)Медвежонка увели домой

*Два медвежонка, Вот медвежонок…

 1 - подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).

 2 - наклоняемся, голову опускаем вниз.

 3 - переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (сложив руки над головой).

10. Лягушата

(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят

Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят

(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!

(3)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(4)А трое лягушат вкусных червячков едят

(5)Ням-ням…

(6)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(7)А двое лягушат вкусных червячков едят

(8)Ням-ням…

(9)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул

(10)Последний всё сидит и на червячков глядит

Перед игрой покажите детям картинки с лягушками. Напомните: где живут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните, что длинным язычком будут ручки - будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.

 1,4,7,10 – Сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону.

 2, 5, 8 - С силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем - разжимаем)

 3, 6, 9 - наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим).

Игры с предметами

11. Мишку на руки возьми

(1)Мишку  на руки возьми, и повыше подними,

(2)Маме  лапочкой одной помаши над головой.

(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,

(4)По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.

Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,

(5)На руки  его возьми, крепко-крепко обними.

(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,

«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай!».

Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количеству детей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни:

 1 – поднимаем мишку над головой

 2 – придерживая мишку за лапку, машем маме

 3 – сажаем мишку на пол и идём по комнате

 4 – возвращаемся к мишке

 5 – обнимаем мишку

 6 – убаюкиваем мишку

12. Весёлый мячик

(1)По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

Мячик - мячик, мой дружок

Звонкий, звонкий, звонкий бок

По мячу ладошкой бьём

Дружно, весело вдвоём

(2)Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

Мячик, мамочка, не прячь

Мне бросай обратно мяч

Мяч бросаю и ловлю

Я с мячом играть люблю

 1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.

 2 – играем в мячик (бросаем другу-другу).

Хороводные игры

13. Каблучок

(1)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

Встаём в хоровод.

 1 - идём по кругу хороводным шагом.

 2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.

 3, 10 – ведём хоровод

 4, 6- подпрыгиваем на месте.

 7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.

Показ игрушек, инсценировки, пение

14. На лошадке

Едем - едем на лошадке,

Но, но, но!

Рады-рады все ребятки,

Но, но, но!

Рады-рады прокатиться,

Но, но, но!

Звонко цокают копытца:

Но, но, но!

 Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки.

 Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но», родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать» лошадку.

15. В машине

Сидим с шофёром рядом -

Би, би, би.

Помочь шофёру надо!

Би, би, би.

Машинам всем и людям -

Би, би, би,

Бибикать громко будем -

Би, би, би.

 Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки».

 Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды).

Катание на фитбольных мячах

16. Автобус

(1)Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

(2)И из окошечка глядим

Всё глядим!

(3)Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот,  вот так вот

(4)Ну что ж автобус не везёт

Не везёт?

(5)Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

(6)А щётки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

(7)И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

(8)Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

 1 – покачиваемся на мяче

 2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны

 3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони

 4 - пожимаем плечами.

 5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя

 6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).

 7 - «крутим руль» и бибикаем.

 8- подпрыгиваем на мячах

17. В лодке

В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает

Дует слабый ветерок, лодку подгоняет

А куда мы приплывём - только речка знает

Дует - дует ветерок, лодку подгоняет

Родители, положив ребёнка на фитбольный мяч, медленно покачивают его вперёд и назад и из стороны в сторону.

       

         Игры, которые обязательно должны быть в арсенале родителей, можно разделить на несколько групп, каждая из которых обладает своими полезными качествами.

Тип игр

Что развивают

Примеры

Сенсорные игры

Влияют на ощущения и чувства детей. Это могут быть занятия с пластилином, песком, водой, ракушками, камушками. Развивают вкус, обоняние, чувствительность, слух.

Лепка из разных видов пластилина, «Куличики», а еще можно взять несколько предметов и кидать их воду, рассуждая, попутно, что тонет, а что нет, с каким звуком падает, какой из предметов тяжелее, а какой легче

Моторные игры

Развивают двигательную, мышечную и мелкую моторику

В эту группу входят бег, прыжки, лазание, пальчиковые игры, например, «Сорока-белобока», «Ладушки», «Шнурки».

Игра-возня

Учит деток понимать и узнавать свое тело, его возможности и особенности. К тому же, развивает коммуникативные навыки

Здесь не стоит забывать о безопасности, ведь малыш легко может упасть, пораниться или ушибиться. Для мальчиков, к примеру, можно предложить помериться силой с папой и мамой.

Языковые игры

Развивают речь, звукопроизношение, пополняют словарный запас малыша

Меня порой доводили до нервного срыва повторяемые дочкой один и те же фразы на протяжении всего дня, поэтому я придумала игру-рифму. Когда дочь говорит что-то, я придумываю к слову или фразе рифму, которую малышка запоминает. Ну и конечно, побольше книжек, стишков и прибауток.

Ролевые игры

Знакомят детей с жизненными ситуациями, учат жить в социуме, дают понятие семьи, друзей, общества

«Дочки-матери», «Накорми кукол», «У врача», «Лесные звери» и так далее. Ситуаций можно придумать великое множество, главное, соизмерять возможности ребенка с правилами развлечения и подбирать то, что ему будет интересно.

В 1,5 - 2,5 года малыш начинает активно мыслить, ему хочется узнавать все новое, поэтому откладываем в сторону прочие дела и начинаем:

Читать книги с часто повторяющимися действиями («Семеро козлят», «Три поросенка», «Репка»).

Обсуждать времена года и природные явления.

Почаще давать разные по характеристикам предметы и играть с ними (толстый-тонкий, гладкий-шершавый, длинный-короткий).

Танцевать и петь, потому что так ребенок научится управлять своим телом и координировать движения.

Учить стишки.

Обязательно вносите разнообразие, пусть малышу все время будет интересно и весело, ведь только так Вы добьетесь наилучших результатов.

Лучший учитель малыша – это Вы, дорогие мамочки и папочки, и кто кроме Вас сможет показать ребенку окружающий мир, рассказать о жизни, научить быть личностью, думать и радоваться?! Понятно, что все мы работаем, готовим ужины, гладим белье и занимаемся еще миллионом дел, но ничто не мешает Вам привлекать к мытью посуды любимое чадо, или дать ему в руки веник, тряпочку для пыли или позволить разложить чистые вещи в шкафу. Такие мелочи, на первый взгляд, и есть игры для детей раннего возраста, позволяющие им развиваться, учиться и становиться личностью.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "« Организация предметно-развивающей среды как средства развития сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»

laquo; Организация предметно-развивающей среды  как средства развития  сюжетно-отобразительной игры детей раннего возраста»...

Развивающие игры детей раннего возраста - их значение для всестороннего развития.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

Конспект развивающей игры. Группа раннего возраста. Тема : «Рассматривание игрушки»

Конспект развивающей игры.Группа раннего возраста.Тема : «Рассматривание игрушки»Образовательная область: речевое развитие.Программные задачи:- учить детей внимательно рассматривать предме...

Конспект развивающей игры Группы раннего возраста Тема: «Рассказ о работе доктора»

В рамках преемственнoсти по прoфoриентации детский сaд является первoначальным звенoм в единoй непрерывнoй системе обрaзoвания. Дoшкoльнoе учреждение – первaя ступень в фoрмирoвaнии бaзoвых знaн...

Развивающие игры для раннего возраста по методике Марии Монтессори

Развивающие игры для детей используются для формирования пространственного воображения и развития мелкой моторики....