Особенности развития диалогической речи у детей с ЗПР
консультация

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития диалогической речи у детей с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.

Для ребенка первого года жизни основным является его эмоции и поведение, также очень важно обращать внимание на действия с предметами и на общую моторику, помимо этого на данном возрастном этапе происходит подготовка к развитию понимания речи. На втором году развитие происходит по тем же линиям развития, но к этому еще добавляется сенсорное развитие, формирование игры и навыков самообслуживания. На этом этапе происходит формирование понимания и активной речи. Третий год жизни характеризуется несколько иными основными линиями развития: общие движения, предметно-игровые действия, становление сюжетной игры, активная речь (появление распространённой фразы, придаточных предложений, большее разнообразие вопросов), предпосылки к конструктивной и изобразительной деятельности, навыки самообслуживания в еде и при одевании.

Выделение линий развития является достаточно условным. Все они тесно связанны между собой и их развитие происходит неравномерно. Однако, эта неравномерность обеспечивает динамику развития ребенка. Так, например, овладение ходьбой в начале второго года жизни, с одной стороны, как бы приглушает развитие других умений, а с другой стороны, обеспечивает формирование сенсорных и познавательных способностей ребенка, способствует развитию понимания ребенком речи взрослого. Однако известно, что отставание в развитии той или иной линии связанно с отставанием по другим линиям развития. Наибольшее число связей прослеживается у показателей, отражающих развитие игры и движения.

Кроме того, известно, что показатели развития, отражающие становление игры, действий с предметами, понимания речи, являются стержневыми, более стабильными и реже поддаются воздействию неблагоприятных факторов среды. Меньше всего связей у показателя активной речи, так как это сложная формирующаяся функция и на ранних этапах развития она еще не может влиять на другие линии развития. Но на втором году жизни активная речь, как психологическое новообразование данного возраста, особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно в ней успешно формируется диалогическая, монологическая и контекстная речь. Как показывают исследования, учебная и игровая деятельность детей с ЗПР не до конца сформированы. Как правило, у таких детей не сформирован основной вид игровой деятельности: ролевая игра, так как именно она, указывает на уровень развития познавательной и речевой деятельности. Неполноценная игровая деятельность тормозит развитие новых форм речи. Дети с ЗПР не умеют самостоятельно пересказывать прослушанный рассказ, на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Это связанно с тем, что дети не могут одновременно совмещать познавательную и коммуникативную ситуацию. Речевая деятельность при этом описании теснейшим образом связанна со специфической деятельностью восприятия. У детей с ЗПР есть определенные трудности при переводе зрительных впечатлений в словесную форму.

Особенности в построении высказываний, характерные для детей с ЗПР – результат трудностей в планировании и развертывании речевого сообщения. Анализ высказываний детей с ЗПР свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы.

Переход от ситуативной речи к контекстной означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и определение его продвижение в познавательном развитии ребенка, в частности овладение умением выйти за пределы непосредственной ситуации. Предметное содержание предлагаемых заданий хорошо знакомо детям. Поэтому речь нормально развивающихся детей носит, в основном, контекстный характер, понятна человеку, не знакомому с речевой ситуацией. Элементы, характерные для ситуативной речи, встречаются в рассказах только изредка. Иная картина у детей с ЗПР. Их речь носит преимущественно ситуативный характер, что проявляется в частном использовании личных и указательных местоимений, усиливающих повторений, а так же жестов, мимики. О монологической речи детей с ЗПР можно сказать, что она привязана к ситуации, часто непонятна вне ее.

Значительное место в работе над развитием связной речи детей с ЗПР занимают задания, целью которых являются обучение ребенка отличать законченную мысль от беспорядочного набора слов, найти связь между предложениями: конструирование предложений из набора слов (восстановление деформированного текста); окончание начатого предложения; окончание начатого текста (сказки, рассказа); установление логической связи между двумя-тремя предложениями; для преодоления трудностей в составлении и развертывании программы высказывания рекомендуется использовать ряд примеров; примеры предлагаются в порядке возрастания требований к самостоятельному построению высказывания; пересказ по готовому образцу; составления плана рассказа при помощи картинок; составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемых картинкой; составление рассказа по серии картинок.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок, предлагаемой в нарушенной последовательности. С развитием связной речи тесно связано умение проанализировать ситуацию (картинку), выделить в ней самое существенное. Одно из важнейших условий коррекции речи детей с ЗПР – это организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активной речевой деятельности ребенка.

Умение учувствовать в такой форме речевого общения, как диалог, является одним из важнейших проявлений коммуникативных способностей. Диалогическая речь – наиболее естественная форма общения. Т.к. стимулом для диалога служит желание, что либо узнать о предметах и явлениях окружающего мира, то общение успешным, если детей предварительно познакомить с ними.

Поскольку для данной категории детей характерна низкая речевая активность, то для возникновения диалога им необходим сильный собеседник, роль которого выполняет взрослый. Следует создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к беседе, высказываниям. Особое внимание следует обращать на формирование умения отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии других. Полезно использовать беседы, инсценировки сказок, задания по продолжению начатого разговора.

У детей с ЗПР потребность в общении со сверстниками и взрослыми низкая. Они не желают говорить, играть предпочитают молча, общаются в процессе игры редко. Однако любое побуждение к дальнейшему общению (похвала, побуждение типа «вспомни, что ты хотел еще сказать», «подумай») приводит к резкому увеличению объема высказываний.

Низкая познавательная активность детей с ЗПР оказывает большое влияние на их речевую активность, это приводит к тому, что ребенок, зная ответ на поставленный вопрос, не отвечает на него, это связано с низкой мотивацией речи у детей, также это может привести  к неправильному формированию личности у ребенка.

Наиболее важным для активации речи детей является введение дополнительных мотивов. Перед выполнением поставленного задания, ребенку следует разъяснить цели данного задания, стараясь заинтересовать его. Большое значение имеет создание условий для целого комплекса высказываний. С этой целью рекомендуется проводить ролевые игры, разыгрывать роли сказочных героев, взрослых (мамы, врача, учителя и др.), т.е. сделать установку на необычность, вводя таким образом в речевую деятельность добавочные мотивы, личностный смысл.

Диалогическая речь дошкольников страдает в значительной степени. Это проявляется в таких компонентах диалогической речи как: недостаточность мотивации у детей с ЗПР, низкая познавательная активность, появление в речи аграмматизмов, нарушение порядка слов, а также их связь в предложении, обедненный словарный запас. Таким образом, необходимым условием коррекции речевой деятельности детей с ЗПР является формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании. Следует так строить занятия, чтобы дети осознали, для чего оно нужно, что нового они узнали, чему научились. Также наиболее важным является разъяснения темы занятия и упражнения, в конце каждого занятия следует подводить итоги. Для более успешного формирования речевых навыков следует обращаться к ранее изученному материалу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у детей подготовительной группы

Создание условий для развития навыков диалогической речи у детей подготовительной группы....

Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи

Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье раскрывается актуальность проблемы развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Авторы раскрывают особенности организации работы в дошк...