Статья" Особенности организации трудового воспитания у дошкольников"
статья по теме

Особенности организации трудового воспитания у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Особенности организации трудового воспитания”

     Основы трудолюбия, закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка, немаловажным может быть и вклад старших братьев и сестер.

В детском саду ответственными за воспитание детей, в том числе трудовое, являются педагоги каждой возрастной группы. Детский сад – это первое звено системы образования, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая направляющая роль.

В программе начальной школы большое место отводится труду учащихся. Наша школа всегда была трудовой, а в наше время, в период реформы система народного образования, к обучению и воспитанию предъявляются более высокие требования. Это касается не только школьников, но и детей 5-6 лет. Не малое внимание уделяется психологической и практической подготовки старших дошкольников к школе – учебе и физическому труду.

Учителя, работающие с первоклассниками, отмечают необходимость в преемственности в трудовом воспитании дошкольников и младших школьников. Без устойчивой привычке к труду в дошкольном возрасте, которая должна быть сформирована, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. К сожалению, некоторые родители, только отдав ребенка в школу, начинают осознавать эту истину, а исполнение допущенных ими ошибок в воспитании, которыми учителю приходится заниматься, идет медленно.

Зато с детьми, которые в дошкольном возрасте были приучены к самообслуживанию, другим видам посильного труда, учителям легче работать. Они высоко ценят заинтересованность учеников младших классов в делах школы, охотное участие в них. Педагоги считают весьма полезным полученные до школы ребятами знания и практические умения по уходу за домашними животными, работу по дому, по хозяйству. Эти дети охотнее и быстрее овладевают умением самостоятельно выполнять учебные занятия в школе и дома, умеют обслужить себя, обращаются с учебными принадлежностями; они организованнее, ответственнее, более приспособлен к жизни в коллективе.

     Задачи трудового воспитания старших дошкольников, осуществляемого в детском саду и семье, едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении .

В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателем и его помощником)

Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда.

– определить цель труда (если ребенок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);

– помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;

– учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек);

– показывать и объяснять, как лучше это сделать, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

– пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

– выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

– вспоминать вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим);

– поощрять старательность, интерес к делу стремление преодолеть трудности, добываясь намеченной цели;

– систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпение, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;

– подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестному отношению к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);– поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);

– читать художественное произведение посвященное людям труда, рассматривать с ними иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т.д.).

  Взрослый должен учитывать разные задачи трудового воспитания требуют и определенной специфики используемых методов. Например при обучении ребенка трудовым навыкам необходимо показывать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно), систематически упражнять ребенка. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, используют приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.

Формируя мотивы труда (для чего, кому он нужен, приятен, полезен), взрослые не могут не заметить их неразрывные связи с нравственными установками ребенка: ребенок гораздо лучше понимает, зачем это надо сделать, если взрослый пробуждает в нем добрые, гуманные чувства.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно влияя одновременно и на чувства ребенка и на его сознание, заботиться о том что бы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия и стремился как можно лучше выполнять задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого опытного и авторитетного человека, о том на сколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка (хороший он или плохой). Причем чем больше возможностей ребенка для получения благоприятного результата, тем объективнее, строже должна быть оценка чтобы он зазнался. А неумелого, но старательного, добросовестного можно чуть – чуть перехвалить, любой его успех заметить и отметит (например, помогая бабушке готовить ужин, достал по своей инициативе две доски – для лука и мяса, приготовил ножи поострее).

Больше всего ребята прислушиваются к оценке самого авторитетного для них человека, учитывая это взрослые должны быть едины в своих оценках.

Оценка должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а так же самостоятельность, инициативу.

Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребенка. Особенно важно необходим такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.

Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....

Презентация "Современные подходы к организации трудового воспитания детей в ДОУ"

Презентация к  работе "Трудовое воспитание дошкольников"...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ" 2016 год.

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ"....

Основы организации трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все бол...

Особенности организации трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения....