Диагностическое направление педагога-психолога в 2018-2019 учебном году.
рабочая программа на тему

Абалян Аида Владимировна

Одним из существенных принципов личностно-ориентированного подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диагностика45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое направление педагога-психолога

в 2018-2019 учебном году.

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный и личностно-деятельный подход в обучении и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях, обсуждаются пути и принципы внедрения их внедрения и реализации. Одним из существенных принципов личностно-ориентированного подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основой личностно-деятельностного подхода является развитие у детей навыков общения.  Для реализации этих подходов педагогам, ежедневно общающимся с дошкольниками и оказывающим существенное влияние на формирование его личности, необходимо иметь определенные сведения о эмоциональном состоянии детей, их актуальных и потенциальных возможностях. Только имея такую точную информацию, можно осознанно и целенаправленно спланировать и реагировать процесс воспитания и развития, максимально подходящий каждому ребенку. Получить подробные сведения можно с помощью диагностики.

При организации диагностической работы, мы учитываем  Письмо Министерства образования РФ от 07.04.99 № 70/23-12, в котором изложены основные тенденции современной практики диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования, освещены основные ошибки при ее организации. Также берем во внимание рекомендации по организации и проведению диагностики Широковой Г.А.

Психодиагностическая работа является частью общей системы диагностики в МКДОУ (совместно с педагогической и медицинской). Проводится диагностика со всеми участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги.

С детьми.

Содержание диагностической работы с детьми отражено в годовом плане. Учитывая наполняемость детского сада, приоритетное направление работы по интеллектуально-творческому развитию детей, нами предпринята попытка разработать систему групповых диагностик, которые за непродолжительное время позволят получить данные о познавательном, эмоциональном развитии детей не только подготовительных, но и старших и средних групп, а также уделить внимание своевременному выявлению проблем в раннем развитии детей (1 и вторая младшие группы). Часть данной системы было апробировано в прошлом учебном году и показало свою эффективность и расширена в этом. Полученная система диагностики педагогом-психологом отражена в таблице.

Название методики

Цель

Автор

Источник

Примечание

1 и 2 младшие группы

1

Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5 г.

Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития.

Э. Й. Кипхард

Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006.

Заполняется родителем или педагогом

2

Диагностика неконструктивного поведения детей

Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий

Вайнер М.Э.

Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006

Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.

3

Наблюдение за адаптацией

Анализ адаптации вновь поступающих детей

Модификация

Разработано на основе нескольких источников

Средние группы

1

Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 3,5 или 4 года

Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития.

Э. Й. Кипхард

Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006.

Заполняется родителем или педагогом

2

Диагностика неконструктивного поведения детей

Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий

Вайнер М.Э.

Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006

Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.

3

Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей средних групп

 ЗМК (нарисовать круг, крест, треугольник и квадрат).

Диагностика зрительно-моторной координации

Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

«Рисунок человека»

Диагностика общего интеллектуального развития

Гудинаф-Харис.

С.С. Степенов Диагностика интеллекта.

«Дорожки», «Обведи по точкам»

 

Диагностика развития моторики руки

 «Дорисовывание» (овал).

Диагностика уровня развития воображения

«Раскрась кружки названным цветом», «Раскрась картинки».

Диагностика восприятия цвета

Авторская модификая

«Раскрась фигуры заданным цветом», «Найди соответствие: предмет – форма».

Диагностика восприятия формы

Авторская модификая

 «Обведи заданное время года».

Диагностика восприятия времен года

Авторская модификая

«4-й лишний».

Диагностика мышления

Старшие группы

1

Диагностика неконструктивного поведения детей

Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий

Вайнер М.Э.

Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006

Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.

«Рисунок семьи»

Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи.

Рисунок «Я в детском саду»

Быкова М.

Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей старшей группы

 «Рисунок человека»

Диагностика общего интеллектуального развития

Гудинаф-Харис.

С.С. Степенов Диагностика интеллекта.

Бланк 1

 «Зачеркни названные картинки».

Диагностика уровня развития слуховой памяти

Бланк 1

 «Обведи заданное время года».

Диагностика восприятия времен года

Бланк 1

 «Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»).

Диагностика эмоционального состояния ребенка

Бланк 1

«Раскрась звезды названным цветом».

Диагностика восприятия цвета

Бланк 1

 «Дорисовывание»

Диагностика уровня развития воображения

Дьяченко.

Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

Бланк 2

 «Раскрась рисунок по заданному расположению».

Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве.

Бланк 2

«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма».

Диагностика восприятия формы

Бланк 2

ЗМК

Диагностика зрительно-моторной координации -

Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

Бланк 2

 «4-й лишний».

Диагностика мышления.

Бланк 3

 «Запомни и проставь значки».

Диагностика зрительной памяти.

Бланк 4

 «Кодирование».

Диагностика уровня развития внимания

Бланк 5

Подготовительные группы

Диагностика неконструктивного поведения детей

Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий

Вайнер М.Э.

Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006

Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений.

«Рисунок семьи»

Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи.

Рисунок «Я в детском саду»

Быкова М.

Готовность к школе

Диагностика готовности к обучению в школе

Керн-Йерасек.

Готовим детей к школе. Диагностические  методики выявления готовности детей к обучению в школе. В 3 частях /Составитель И.В. Захарюта. Ростов –н/Д, 1997

Выбор школы

Нежнова

Диагностика дошкольников. Феникс, 2009

«Рисунок человека» Гудинаф-Харис.

Диагностика общего интеллектуального развития

С.С. Степенов Диагностика интеллекта.

Бланк 1

«Зачеркни названные картинки».

Диагностика уровня развития слуховой памяти

Авторская модификация

Бланк 1

 «Обведи заданное время года».

Диагностика восприятия времен года

Авторская модификация

Бланк 1

 «Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»).

Диагностика эмоционального состояния ребенка

Бланк 1

 «Раскрась звезды названным цветом».

Диагностика восприятия цвета

Бланк 1

Дорисовывание»

Диагностика уровня развития воображения

Дьяченко

Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

Бланк 2

«Раскрась рисунок по заданному расположению».

Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве

Авторская модификация

Бланк 2

«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма».

Диагностика восприятия формы

Бланк 2

ЗМК

Диагностика зрительно-моторной координации

Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

Бланк 2,

4 лишний

Диагностика мышления

Лурия

Худик В.А. Психологические методики исследования личности: исключение предметов. – К.: Здоровье, 1994

Бланк 3

 «Запомни и проставь значки».

Диагностика зрительной памяти

Бланк 4

 «Кодирование»

Диагностика уровня развития внимания

Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998

С педагогами.

        С педагогами диагностическая работа ведется по запросу самих педагогов и администрации.

         В связи с наличием компьютерной техники и компьютерных диагностических методик, появилась возможность компьютерной диагностики.

В начале и конце года воспитатель заполняют анкету «Моя группа», в которой отражают особенности детей своей группа, выделяя детей группы риска, с которыми строится коррекционная работа.

С родителями.

        Основной принцип диагностической работы с родителями – добровольность. Диагностика предлагается как помощь в определении причин каких-либо проявлений детей и выполняются по желанию. Также предложено компьютерное тестирование по различным вопросам воспитания.

Родители детей до 4- лет включительно на родительских собраниях или консультациях могут сами оценить уровень сенсомоторного развития своих детей (Анкета «Мой ребенок»).

Педагог-психолог Абалян А. В.


 

Тест “Рисунок семьи”

Назначение теста

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

- Порядок заполнения свободного пространства.

- Порядок появления персонажей рисунка.

- Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о "дистанции", которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.

Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.

Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам:

- он изображается первым и помещается на переднем плане;

- он выше и крупнее остальных персонажей;

- выполнен с большей любовью и тщательностью;

- остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи - один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребенок о себе

Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных - кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. Родительская пара

Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках - отказ рисовать младшего. Объяснения, такие, как "Брата я забыл нарисовать" или "Для младшего брата места не хватило" не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Методика   цвето предпочтения

Материалы для диагностики:

  • круг диаметром 8 см, разделенный на 8 равных секторов;
  • набор карандашей (синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, черный).

Инструкция: раскрась волшебный торт. Бери те цвета, которые тебе нравятся. Раскрашивай каждый кусочек торта (сектор) отдельным карандашом.

Анализ результатов

Все цвета делятся на 3 группы:

  1. положительный спектр — оранжевый, желтый, красный;
  2. отрицательный спектр — черный, синий, фиолетовый;
  3. спокойный — зеленый.

Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) — это отношение  числа цветов положительного сектора к числу цветов отрицательного.

Если ЦП равно единице, или больше, это рассматриваете как положительный эмоциональный фон, если меньше единицы, то можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается как неблагоприятный фактор.

Результаты подсчитывают индивидуально. Также может быть учтен эмоциональный фон в группе из расчета стандартных cpeдних показателей.

Исследование, проведенное в динамике дня и недели, выявляет полную картину изменения эмоционального состояния дошкольников в связи с различными занятиями в детском саду (изодеятельность, музыкальные занятия, бассейн, занятия физической культурой).

Кроме того, наблюдается зависимость между утомлением детей и их эмоциональным состоянием: увеличиваются цвета «грустного спектра», ухудшается качество штриховки ребенком сектров диагностического круга (выход за пределы сектора, пробелы, незаконченные штриховки).

Диагностику можно совмещать с исследованием умственно работоспособности детей (в динамике дня и недели).

Эмоциональное состояние ребенка дошкольного возраста быстро изменяется, организм реагирует на незначительные раздражения. Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется та или иная деятельность ребенка, является определяющим для ее успешности и эффективности. С помощью методик цветопредпочтения можно оперативно, без лишних временных затрат получить реальную картину эмоционального состояния ребёнка или возрастной группы. Такая первичная диагностика позволит выявить детей, нуждающихся в психолого - педагогической помоши, провести более глубокую диагностику и разработать в дальнейшем программу по психокоррекции.


МЕТОДИКА «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Данная проективная методика [30] может использоваться в виде игры как специалистами (психологом, педагогами), так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Родители с помощью данного теста могут увидеть, как воспринимает свою семью ребенок, и лучше понять его.

Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).

Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.

Инструкция

Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты мечтал(а) получить в подарок ?Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой.  Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации; мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.

— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны ?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»

Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»

Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.

Анализ результатов

1.        Потребность в общении:

а)        используются все места за столом или добавляются новые — ребенок желает общаться  в широком кругу;

б)        приглашается ограниченное количество гостей, за столом много свободных мест — желание общаться только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в)        выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной потребности в общении.

2.        Эмоциональные предпочтения в общении: взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.

 3. Значимость социального окружения:

а)        количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними;

б)        половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в)        преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ДОО на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным...

План по самообразованию 2016-2018, 2019-2022 учебные года

Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает п...

Рабочая программа старшей группы комбинированной направленности №10 «Фантазёры» на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа старшей группыкомбинированной  направленности№10 «Фантазёры»на 2018 – 2019 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации деятельности с детьми (5-6 лет) старшей группы № 11 общеразвивающей направленности на 2018-2019 гг. учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  организации деятельности с детьми (5-6 лет) старшей группы № 11общеразвивающей направленностина 2018-2019 гг. учебный год...

Установочный педсовет: «Подведение итогов уходящего года и реализация приоритетных направлений деятельности ДОУ в 2018 – 2019 учебном году»

Цель: принятие и утверждения плана деятельности ДОУ на новый учебный год.  Выявить уровень профессиональной подготовленности  педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, ар...

Годовой отчет о проделанной работе в группе общеразвивающей направленности №3 «Теремок» за 2018-2019 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка» города Котовска           Годовой отчет о про...

Рабочая программа для детей группы общеразвивающей направленности 4 – 5лет на 2018-2019 учебный год

Рабочая програма по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год для детей общеразвивающей направленности  4 - 5 лет....