Главные вкладки

    План по самообразованию 2016-2018, 2019-2022 учебные года
    календарно-тематическое планирование на тему

    Кадырматова Альфия Анасовна

    Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_2016-2018.docx38.39 КБ
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2022.docx30.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73

    План по самообразованию

    воспитателя  

     МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73

    Кадырматовой Альфии Анасовны

    Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей дошкольников»

    2016-2018 учебный год

    Нижнекамск

    2016 г.

    Актуальность:

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

            Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

    Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

            Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    План по самообразованию

    Период работы: 2016-2018

    Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей дошкольников»

    Цель:

    1. Повысить свой профессиональный уровень
    2. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
    3. Изучить методическую литературу по данной теме
    4. Пополнять экологический уголок

    Задачи:

    1. Углублять представления о живой и неживой природе
    2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
    3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
    4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
    5. Создание картотеки экспериментов и опытов

    Сроки

    Форма работы

    Практические выходы

    Сентябрь-октябрь

    Изучение методической литературы

    Подбор книг, статей из журналов

    Ноябрь

    Разработка плана по теме самообразования.

    План по самообразованию

    Ноябрь

    Сбор необходимого инвентаря и оборудования  

    Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом

    Ноябрь

    Поиск интересной информации о явлениях природы

    Папка-передвижка для родителей и детей (Приложение №1)

    Декабрь

    Составление и изготовление картотеки экспериментов

    Картотека

    Декабрь

    Подготовка консультаций для родителей

    Материалы консультаций

    Декабрь-Апрель

    Проведение опытов и экспериментирования с детьми

    Зарисовка детьми схем опытов

    Май

    Анализ работы по самообразованию

    Прогноз на будущее


    Взаимодействие с родителями:

    Подготовка консультация для родителей по следующим темам:

    • «Ребенок- исследователь в детском саду»,( Приложение  №2)
    • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», (Приложение №3)
    • «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». (Приложение №4)

    Работа с детьми

    Опыты

    Материалы

    Задачи

    Декабрь

    №1

    «Воздух повсюду» (см. картотеку опыт №8)

    Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

    Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость

    №2

    Почему все звучит?

    (см. картотеку опыт №2)

    Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

    Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

    №3

    Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

    (см. картотеку опыт №1)

    Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

    Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус)

    №4

    Каждому камешку свой домик

    (см. картотеку опыт №10)

    Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

    Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    Январь

    №1

    «Песочная страна» (См. картотеку опыт №19)

    Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

    Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка

    №2

    Свет и тень

    (см. картотеку опыт №13)

    Оборудование для теневого театра, фонарь.

    Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    №3

    Тающий лед (см. картотеку опыт №15)

    Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

    Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    №4

    Таинственные картинки

    (см. картотеку опыт №17)

    Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

    Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

    Февраль

    №1

    «Угадайка!» (См. картотеку опыт №23)

    Предметы одинаковой формы и размера из
    разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы;
    емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного мате-
    риала одинакового цвета, сенсорный ящик.

    Показать детям, что предметы имеют вес, который
    зависит от материала.

    №2

    Что отражается в зеркале?

    (см. картотеку опыт №28)

    Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие питы.

    Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    №3

    Фонтанчики

    (см. картотеку опыт №32)

    Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода

    Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

    №4

    Цветной песок

    (см. картотеку опыт №30)

    Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы,2мешочка,мелкиетерки,миски,ложки(палочки,)небольшие банки с крышками.

    Познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав  с цветным мелом);научить пользоваться теркой.

    Март

    №1

    «Свет повсюду» (См. картотеку опыт №12)

    Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

    Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

    №2

    Песочная страна

    (см. картотеку опыт №19)

    Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

    Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    №3

    Водяная мельница

    (см. картотеку опыт №21)

    Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей

    Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

    №4

    Солнечные зайчики

    (см. картотеку опыт №26)

    Зеркала 

    Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    Апрель

    №1

    «Разноцветные шарики» (См. картотеку опыт №16)

    Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

    Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

    №2

    Волшебное сито

    (см. картотеку опыт №29)

    Совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки

    Познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.

    №3

    Ловись, рыбка, и мала, и велика

    (см. картотеку опыт №24)

    Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

    Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    №4

    Что растворяется в воде?

    (см. картотеку опыт №27)

    мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.

    Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.


    Что дает экспериментальная деятельность?

    Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

    У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

    В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

    • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
    • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
    • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
    • Проявляют интерес к познавательной литературе;
    • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
    • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
    • Применяют свои знания в жизни.

    Оснащение детской лаборатории:

    • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
    • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
    • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
    • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
    • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
    • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
    • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

    Заключение:

    Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Также мне удалось привлечь родителей к процессу создания мини-лаборатории.

    Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

    • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

    • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

    • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

    • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

    • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.

    • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

    Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

    Трудности, с которыми я столкнулась по данной теме:

    • Создание лаборатории.
    • Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
    • Заинтересованность родителей по данной теме очень мала.

    Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. 

      Список литературы 

    1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
    2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
    3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
    4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
    5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
    6. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
    7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
    1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
    1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.



    Предварительный просмотр:

    План по самообразованию

    воспитателя логопедической группы

     МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73

    Кадырматовой Альфии Анасовны

    Тема: «Речевое развитие дошкольников

     через познавательно - исследовательскую деятельность»

    2019-2022 учебный год

    2019-2020 учебный год

    Январь 2019г.

    Составление перспективного плана работы с детьми подготовительной группы на 2019-2020 год

    Перспективный план

    Корректировка плана работы по теме.

    Изготовление мини- лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

    Центр экспериментирования в группе

    Родительское собрание  

    Памятка  для  родителей  

    Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей старшей группы

    Февраль – Март

    2019г.

    Работа с родителями

    Консультации, участие в проектах.

    Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».  

     Консультации для родителей  «Экспериментирование —  путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». Фотовыставка «Экспериментируем вместе»  

    Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

    Проведение опытов на занятиях и в свободное время

    Март- май 2019г.

    Участие воспитанников в  конкурсах.

    Дипломы, сертификаты.

    Летний проект «Маленькие огородники»

    Презентация «Маленькие огородники»

    Подготовка анкет, 
    памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей

    Анкетирование среди родителей.

    Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности«Приборы-помощники»

    Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

    Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей)

    Анализ открытого мероприятия

    Июнь - август 2019г.

    Изучение научно – методической литературы. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. – М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.

    2) Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 2004 г.

    3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2009 г.

    Приобретение научно-методической литературы.

    Составление перспективного плана на 2018-2019 учебный год для подготовительной группы

    Пополнение предметно-развивающей среды.

    Создание «Копилки опытов и экспериментов»

    Проведение родительского обучения по данной теме (составление выступления на собрании, составление консультаций)

    Практикум для родителей «Экспериментируем дома»

    Протокол родительского собрания

    Консультации для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

    Консультации.

    Участие в конкурсах дидактических игр и методических разработок на муниципальном, региональном, республиканском и Всероссийском уровне.

    Дипломы, сертификаты.

    2020-2021 учебный год

    Сентябрь – ноябрь 2020г.

    Корректировка плана работы по теме. 

     

    Составление перспективного плана работы с детьми второй младшей  группы на 2019-2020 год

    Перспективный план

    Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

    Центр экспериментирования в группе

    Мастер – класс «Волшебница-вода»

    Для педагогов

    Исследовательский проект "Как растет зеленый лук"

    Родительское собрание

    Практикум «Экспериментируем вместе»

     Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.

    Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей

    Декабрь – февраль

     2020-2021г.

    Консультация «Значение исследовательской деятельности в речевом развитии ребенка».

    Консультация для педагогов ДОУ

    Посещение городских методических объединений по исследовательской деятельности.

     Сертификат

    Презентация  для педагогов на тему:

    « Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.»

    Презентация  

    Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

    Дипломы, сертификаты.

    Разработка лэпбука по теме самообразования

    Март – май 2021г.

    О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».

    Приобретение научно-методической литературы.

    Консультирование родителей по теме развития речи детей.

    Родительские собрания, круглые столы, консультации для родителей

    Самообразование: «Что? Зачем? Почему?» изучение метода игрового проблемного обучения

    Изучение методической литературы

    Изготовление дидактических игр, пособий , для детей 6-7 лет.

    Картотека дидактических игр, пособий

    Консультация «Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника

    Консультация

    Июнь – август  2021г.

    Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности».

    Протокол родительского собрания

    Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

    Дипломы, сертификаты.

    Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. 

    Анкетирование среди родителей.

    Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. 

    Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

    Составление программы по исследовательской деятельности дошкольников в рамках кружка

    Программа.

    2021 - 2022 учебный год

    Сентябрь-ноябрь 2021г

    Костюченко М. П. Окружающий мир  Интегрированные  занятия с детьми  4 – 7 лет. - Волгоград. 2013.

    5) Мурудова  Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство – пресс.  2010. Корректировка плана работы по теме. 

    Составление перспективного плана работы с детьми средней группы на 2020-2021 год

    Перспективный план

    Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей

    Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей

    Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

    Протоколы собраний, консультации, фотоотчеты

    Организация совместной прогулки детей и родителей на территорию городского парка в выходной день. Наблюдение за природой осенью , дать оценку экологическому состоянию парка.

    Фотоотчёт.

    Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

    Декабрь-февраль

    2021-2022 г.

    Участие в семинарах, конкурсах.

    Дипломы, сертификаты.

    Создание предметно-развивающей среды.

    Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). 

    Проект "Вода - источник жизни" средняя группа.

    Презентация

    Изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на ОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

    Март-май 2022 г

    Практикум для родителей по теме самообразования

    Фотоотчет.

    Участие в семинарах, конкурсах

    Дипломы, сертификаты.

    Семинар-практикум по детскому экспериментированию «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей»

    Отзывы

    Разработка проектов по теме, в рамках реализации темы.

    В течение года

    Подготовка статьи для публикации в СМИ

     Публикация статьи

    «Активизация речи детей дошкольного возраста».

    Сообщение на педсовете

    Июнь – август 2022г

    1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты т эксперименты для дошкольников.

    2.Иванова А .И. Естественные наблюдения  и эксперименты в детском саду.

    3.Рыжова Н.А. Волшебница – вода.

    4.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком.

    5.Рыжова Н.А. Опыты с песком и водой.

    Изучение методической литературы

    Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию педагога на 2014-2015 учебный год

    Перспективное планирование на весь учебный год...

    План по самообразованию педагога на 2017-18 учебный год

    Перспективный план по самообразованию педагога Гафаровой Лилии Назиповны  на 5 учебных лет для подготовительной к школе группе,2ой младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп по тем...

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2016-2018 учебный год. «Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ».

    ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2019 учебный год.«Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ»....

    План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

    План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год. ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

    План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год по теме "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....