План по самообразованию 2016-2018, 2019-2022 учебные года
календарно-тематическое планирование на тему

Кадырматова Альфия Анасовна

Программа для развития познавательной потребности ребенка, которая находит отражения в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2016-2018.docx38.39 КБ
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2022.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73

План по самообразованию

воспитателя  

 МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73

Кадырматовой Альфии Анасовны

Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей дошкольников»

2016-2018 учебный год

Нижнекамск

2016 г.

Актуальность:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

План по самообразованию

Период работы: 2016-2018

Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность, как средство развития познавательных способностей дошкольников»

Цель:

  1. Повысить свой профессиональный уровень
  2. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
  3. Изучить методическую литературу по данной теме
  4. Пополнять экологический уголок

Задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
  4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
  5. Создание картотеки экспериментов и опытов

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Сентябрь-октябрь

Изучение методической литературы

Подбор книг, статей из журналов

Ноябрь

Разработка плана по теме самообразования.

План по самообразованию

Ноябрь

Сбор необходимого инвентаря и оборудования  

Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом

Ноябрь

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей (Приложение №1)

Декабрь

Составление и изготовление картотеки экспериментов

Картотека

Декабрь

Подготовка консультаций для родителей

Материалы консультаций

Декабрь-Апрель

Проведение опытов и экспериментирования с детьми

Зарисовка детьми схем опытов

Май

Анализ работы по самообразованию

Прогноз на будущее


Взаимодействие с родителями:

Подготовка консультация для родителей по следующим темам:

  • «Ребенок- исследователь в детском саду»,( Приложение  №2)
  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», (Приложение №3)
  • «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». (Приложение №4)

Работа с детьми

Опыты

Материалы

Задачи

Декабрь

№1

«Воздух повсюду» (см. картотеку опыт №8)

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость

№2

Почему все звучит?

(см. картотеку опыт №2)

Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

№3

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

(см. картотеку опыт №1)

Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус)

№4

Каждому камешку свой домик

(см. картотеку опыт №10)

Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Январь

№1

«Песочная страна» (См. картотеку опыт №19)

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка

№2

Свет и тень

(см. картотеку опыт №13)

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

№3

Тающий лед (см. картотеку опыт №15)

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

№4

Таинственные картинки

(см. картотеку опыт №17)

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Февраль

№1

«Угадайка!» (См. картотеку опыт №23)

Предметы одинаковой формы и размера из
разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы;
емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного мате-
риала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Показать детям, что предметы имеют вес, который
зависит от материала.

№2

Что отражается в зеркале?

(см. картотеку опыт №28)

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие питы.

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

№3

Фонтанчики

(см. картотеку опыт №32)

Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

№4

Цветной песок

(см. картотеку опыт №30)

Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы,2мешочка,мелкиетерки,миски,ложки(палочки,)небольшие банки с крышками.

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав  с цветным мелом);научить пользоваться теркой.

Март

№1

«Свет повсюду» (См. картотеку опыт №12)

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

№2

Песочная страна

(см. картотеку опыт №19)

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

№3

Водяная мельница

(см. картотеку опыт №21)

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

№4

Солнечные зайчики

(см. картотеку опыт №26)

Зеркала 

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Апрель

№1

«Разноцветные шарики» (См. картотеку опыт №16)

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

№2

Волшебное сито

(см. картотеку опыт №29)

Совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки

Познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.

№3

Ловись, рыбка, и мала, и велика

(см. картотеку опыт №24)

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

№4

Что растворяется в воде?

(см. картотеку опыт №27)

мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.


Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

  • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
  • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
  • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • Проявляют интерес к познавательной литературе;
  • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
  • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
  • Применяют свои знания в жизни.

Оснащение детской лаборатории:

  • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
  • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

Заключение:

Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Также мне удалось привлечь родителей к процессу создания мини-лаборатории.

Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Трудности, с которыми я столкнулась по данной теме:

  • Создание лаборатории.
  • Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
  • Заинтересованность родителей по данной теме очень мала.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. 

  Список литературы 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.



Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя логопедической группы

 МБДОУ "Детский сад комбинированного вида» №73

Кадырматовой Альфии Анасовны

Тема: «Речевое развитие дошкольников

 через познавательно - исследовательскую деятельность»

2019-2022 учебный год

2019-2020 учебный год

Январь 2019г.

Составление перспективного плана работы с детьми подготовительной группы на 2019-2020 год

Перспективный план

Корректировка плана работы по теме.

Изготовление мини- лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Центр экспериментирования в группе

Родительское собрание  

Памятка  для  родителей  

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей старшей группы

Февраль – Март

2019г.

Работа с родителями

Консультации, участие в проектах.

Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».  

 Консультации для родителей  «Экспериментирование —  путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». Фотовыставка «Экспериментируем вместе»  

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Март- май 2019г.

Участие воспитанников в  конкурсах.

Дипломы, сертификаты.

Летний проект «Маленькие огородники»

Презентация «Маленькие огородники»

Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей

Анкетирование среди родителей.

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей)

Анализ открытого мероприятия

Июнь - август 2019г.

Изучение научно – методической литературы. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. – М.: Мозайка-Синтез, 2010 г.

2) Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 2004 г.

3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2009 г.

Приобретение научно-методической литературы.

Составление перспективного плана на 2018-2019 учебный год для подготовительной группы

Пополнение предметно-развивающей среды.

Создание «Копилки опытов и экспериментов»

Проведение родительского обучения по данной теме (составление выступления на собрании, составление консультаций)

Практикум для родителей «Экспериментируем дома»

Протокол родительского собрания

Консультации для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Консультации.

Участие в конкурсах дидактических игр и методических разработок на муниципальном, региональном, республиканском и Всероссийском уровне.

Дипломы, сертификаты.

2020-2021 учебный год

Сентябрь – ноябрь 2020г.

Корректировка плана работы по теме. 

 

Составление перспективного плана работы с детьми второй младшей  группы на 2019-2020 год

Перспективный план

Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

Центр экспериментирования в группе

Мастер – класс «Волшебница-вода»

Для педагогов

Исследовательский проект "Как растет зеленый лук"

Родительское собрание

Практикум «Экспериментируем вместе»

 Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей

Декабрь – февраль

 2020-2021г.

Консультация «Значение исследовательской деятельности в речевом развитии ребенка».

Консультация для педагогов ДОУ

Посещение городских методических объединений по исследовательской деятельности.

 Сертификат

Презентация  для педагогов на тему:

« Организация и проведение экспериментов с дошкольниками.»

Презентация  

Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

Дипломы, сертификаты.

Разработка лэпбука по теме самообразования

Март – май 2021г.

О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».

Приобретение научно-методической литературы.

Консультирование родителей по теме развития речи детей.

Родительские собрания, круглые столы, консультации для родителей

Самообразование: «Что? Зачем? Почему?» изучение метода игрового проблемного обучения

Изучение методической литературы

Изготовление дидактических игр, пособий , для детей 6-7 лет.

Картотека дидактических игр, пособий

Консультация «Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника

Консультация

Июнь – август  2021г.

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности».

Протокол родительского собрания

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

Дипломы, сертификаты.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. 

Анкетирование среди родителей.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. 

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

Составление программы по исследовательской деятельности дошкольников в рамках кружка

Программа.

2021 - 2022 учебный год

Сентябрь-ноябрь 2021г

Костюченко М. П. Окружающий мир  Интегрированные  занятия с детьми  4 – 7 лет. - Волгоград. 2013.

5) Мурудова  Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство – пресс.  2010. Корректировка плана работы по теме. 

Составление перспективного плана работы с детьми средней группы на 2020-2021 год

Перспективный план

Создание «Картотеки опытов и экспериментов» для детей второй младшей

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

Протоколы собраний, консультации, фотоотчеты

Организация совместной прогулки детей и родителей на территорию городского парка в выходной день. Наблюдение за природой осенью , дать оценку экологическому состоянию парка.

Фотоотчёт.

Пополнение необходимым материалом (оборудованием) лабораторию для экспериментальной деятельности детей с привлечением родителей.

Декабрь-февраль

2021-2022 г.

Участие в семинарах, конкурсах.

Дипломы, сертификаты.

Создание предметно-развивающей среды.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). 

Проект "Вода - источник жизни" средняя группа.

Презентация

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на ОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Март-май 2022 г

Практикум для родителей по теме самообразования

Фотоотчет.

Участие в семинарах, конкурсах

Дипломы, сертификаты.

Семинар-практикум по детскому экспериментированию «Экспериментирование в самостоятельной деятельности детей»

Отзывы

Разработка проектов по теме, в рамках реализации темы.

В течение года

Подготовка статьи для публикации в СМИ

 Публикация статьи

«Активизация речи детей дошкольного возраста».

Сообщение на педсовете

Июнь – август 2022г

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты т эксперименты для дошкольников.

2.Иванова А .И. Естественные наблюдения  и эксперименты в детском саду.

3.Рыжова Н.А. Волшебница – вода.

4.Рыжова Н.А.Игры с водой и песком.

5.Рыжова Н.А. Опыты с песком и водой.

Изучение методической литературы

Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога на 2014-2015 учебный год

Перспективное планирование на весь учебный год...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя, на 2021-2026 учебный год

По теме самообразования «Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности посредством  ИКТ-технологий»...

План по самообразованию педагога на 2017-18 учебный год

Перспективный план по самообразованию педагога Гафаровой Лилии Назиповны  на 5 учебных лет для подготовительной к школе группе,2ой младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп по тем...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2016-2018 учебный год. «Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ».

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2019 учебный год.«Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ»....

План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....