Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы)
консультация на тему
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы)
Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, - это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку, и человека к коллективу. Необходимо воспитывать культ уважения к труду. Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное материнство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом.
Согласно ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ педагогические работники обязаны "развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира".
Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поручению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу. В дошкольном возрасте происходит становление специфических видов детской трудовой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому и художественно эстетическому направлению развития детей №66 «Веселые нотки»
Сотрудничество
детского сада и семьи
в рамках
трудового воспитания.
Воспитатель:
Иванова Е. М.
г. Набережные Челны, РТ
2018 год
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы)
Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, - это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку, и человека к коллективу. Необходимо воспитывать культ уважения к труду. Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное материнство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом.
Согласно ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ педагогические работники обязаны "развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира".
Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поручению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу. В дошкольном возрасте происходит становление специфических видов детской трудовой деятельности.
Трудовое воспитание ДОУ не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного дошкольного труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. Поэтому цели воспитания детей в ДОУ и в семье должны быть едины: и педагоги и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду, проявлять бережное отношение к результатам труда. Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
- параллельности воздействия ДОУ и семьи на детей.
На основе этого принципа решается задача воспитания, самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип следует понимать как единство требований, приемов обучения трудовым действиям, содержания труда детей. С первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарным навыкам самообслуживания. В ДОУ дети постепенно овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и другое. Но успешное, приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии единства в работе с семьей.
Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания в детском саду», знать практику трудового воспитания в ДОУ. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста. В плане каждой возрастной группы необходимо отразить содержание и формы пропаганды трудового воспитания, изучение и обобщение положительного семейного опыта. При этом следует учитывать типичные трудности, с которыми сталкиваются родители. Это недооценка важности трудового воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, нравственное значение труда, ребенка, назначение возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, правильных методов воздействия взрослых на ребенка; отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей; недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности.
Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др. Педагог должен разъяснять родителям, как важно поддерживать стремление к самостоятельности, опираясь при этом на детское «я сам». Родителям следует объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных ребенку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности. Это не только навыками самообслуживания, элементы хозяйственно бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовывать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя исправить её.
Второй принцип – принцип взаимодополнения.
Жизнь ребенка в детском саду и семье содержит в себе большие, возможности для включения его в труд. Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании различных трудовых навыков у
дошкольника в детском саду ребенок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно ребенку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения, которые будут выполняться дошкольниками: кормите котенка, мыть его миску, заготавливать заранее воду для поливки домашних растений и т.д.
Казалось бы, все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребенку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому. Формирующие представления об обязанностях переносятся ребенком на детский сад. Он понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление заботливого отношения к сверстникам оказание помощи взрослым, и тем самым достигается единство семьи и ДОУ в воспитании, у дошкольников ответственности.
- принцип организации совместной деятельности детей и взрослых в ДОУ и семье.
Изготавливая что-то в группе, ребенок с гордостью несет это домой. И наоборот: родители в семье могут отремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты. К такому труду можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. И какой гордостью наполняется ребенок. Организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, определенностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий, только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Для рациональной организации детского труда должно быть оборудование (фартуки, тазики и т.д.). Необходимо советовать родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Мамам советовать, чтобы дома они доверяли дочкам помыть посуду, протереть пыль, помыть игрушки. Папы могут организовать своих сыновей помочь в бытовом мелком ремонте: поддержать – подать инструменты, забить гвоздик, отлично, если у сына будет свой маленький молоточек! Напомнить, что ребенка необходимо похвалить, можно поощрить.
Осознание трудовых действий, реальное понимание смысла труда и того значения, которое имеет труд, определит успех психического развития детей, подготовку их будущей жизни; таким образом мы ставим перед собой задачи:
- помочь ребенку овладеть простейшими трудовыми операциями,
из которых складываются целостные процессы самообслуживания.
- научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
- сформировать представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования;
- поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
- учить сотрудничать со сверстниками, развивать сопереживание эмоциональную отзывчивость, и умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи.
В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества; трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)
В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...
Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»
данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....
«Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания»
laquo;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» В.А. Сухомлинский...
Консультация на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей".
Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей"....
«Сотрудничество детского сада и семьи в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Родительское собрание...
Сотрудничество детского сада и семьи по социальному направлению воспитания
Сотрудничество детского сада и семьи по социальному направлению воспитания...
Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества...