«Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания»
консультация

Семенова Наталья Владимировна

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_doklad.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим» В.А. Сухомлинский

«Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания»

        Семенова Н.В. Воспитатель МБОУ СОШ №198 ДО

Для того, чтобы человек достиг каких-либо успехов в жизни, он в первую очередь должен быть трудолюбивым. Трудолюбие не приходит к человеку само, умение трудиться не   заложено   природой, данный навык должен быть сформирован еще в детстве. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей – это дошкольный период. На сегодняшний день целью трудового воспитания детей дошкольного возраста является : научить ребенка быть трудолюбивым, привить ему общетрудовые умения, развить чувство ответственности к выполняемой работе. Процесс воспитания ребенка дошкольного возраста — это совместная деятельность детского дошкольного учреждения и семьи.

Существуют основные виды детского труда: хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, ручной труд и труд в природе.

 Различные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на разном возрастном этапе. В младших группах наибольшее воспитательное значение имеет самообслуживание – оно приучает малышей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками,  у детей в старшем дошкольном возрасте этот труд не требует усилий, для них этот труд становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, в первую очередь, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. При ежедневном  выполнении определенных трудовых заданий, дети постепенно приучаются к систематическому труду. Они начинают понимать, что все окружающие  имеют свои трудовые обязанности, которые связаны с их ежедневными потребностями. Это помогает воспитывать в дошкольниках отрицательное отношение к безделью и лени.

Дети с ранних лет были естественно вовлечены в трудовую жизнь общества, семьи. В современном информационном мире происходит иначе: затягивается период  детства, откладывается  начало трудовой деятельности, особенно в городах. Нынешнее общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с выбором будущей профессии, неготовности к длительному напряженному труду, стремление к красивой жизни, отсутствие ответственности. При этом в мире современных технологий  обществу требуются люди образованные, активные, способные нестандартно мыслить, готовые к грамотному преобразованию мира и самого себя. Зачастую сегодня семья не справляется с функцией первоначального трудового воспитания. Так каковы же особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной семье?

С родителями дошкольников была проведена беседа на тему трудового воспитания в семье. Все родители считают важным трудовое воспитание ребенка, так как его в дальнейшем ждет трудовая деятельность и в профессиональной сфере, и в семье. В части опрошенных семей трудовому воспитанию уделяется систематическое внимание, воспитанник имеет ежедневные трудовые обязанности: убирает за собой одежду, игрушки, аккуратно складывает одежду, прибирает постель, в других семьях дети выполняют лишь отдельные трудовые поручения: любит мыть посуду вместе с мамой, помогает папе ремонтировать, и т.д. Многие родители убеждены, что они имеют представления о том, какие трудовые навыки должны быть у ребенка.

Из данной беседы выяснилось, что трудовому воспитанию в семьях  воспитанников не отводится ключевая роль, трудовые поручения не являются основными формами воспитания в семье, не систематичны, родители не концентрируют внимание детей на труде взрослых,  недостаточно вовлекают детей в труд . Содержание трудового воспитания в семьях очень мало, сужено, очень часто ограничивается  только самообслуживанием. Тогда как в семье существуют огромное количество возможностей для расширения содержания трудового воспитания по сравнению с трудовым воспитанием в детских учреждениях.

Что бы помочь родителям в решении этого вопроса на помощь приходят образовательные организации. Только при объединении усилий педагогов и родителей возможно  грамотное трудовое воспитание. Процесс трудового воспитания в семье и детском саду, равно как и любой другой, имеет свою специфику. Анализ литературы позволил выделить различия, главное из которых заключается в том, что для семейного воспитания характерно не плановое, а жизненное, систематическое участие ребенка в труде. 

Специалисты обращают внимание  на основные педагогические условия трудового воспитания в современной семье, которыми является систематическая трудовая деятельность детей дома. Это способствует развитию в ребенке таких положительных личностных качеств, как опрятность, желание быть ответственным, прививает уважение к труду, эти качества разовьются в дальнейшем в трудовое сознание, будут предшествовать появлению трудолюбия, формированию умений и навыков, столь необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.   

Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка велико, оно  заключается в выработке трудолюбия, доброго и положительного отношения к труду, постоянной демонстрации примеров достойного труда. 

За счет увеличения объема самообслуживания детей в семье происходит постепенный переход самообслуживания к труду для других членов семьи, расширение круга обязанностей, их усложнение.

В семье происходит тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений, у ребенка формируется уверенность в важности выполнения порученной работы. Родители учитывают индивидуальные особенности ребенка при распределении трудовых поручений, регулярно поощряют прилежное выполнение поручений, проявление самостоятельности и инициативы.

Если семья будет выполнять эти не сложные действия ,у ребенка постепенно будет формироваться устойчивое желание трудиться и будет положено начало формирования  глубоких нравственных качеств, для этого родителям важно понимать как значение и особенности трудового воспитания детей в семье, так и специфику формирования у них трудовых умений, формы и методы приобщения к труду. Современные родители нуждаются в грамотной помощи со стороны воспитателей детского сада. 

Для того чтобы познакомить родителей с формами и методами трудового воспитания дошкольников воспитателями могут быть использованы различные формы работы с семьями : тематические стенды, консультации, дни открытых дверей, собрания, беседы, лекции, выставки.  Родителям важно понять, что необходимо поддерживать стремление к самостоятельности, не нарушая при этом детское «я сам».

Часто родители допускают ошибки, они не дают маленькому ребёнку трудиться. Не нужно делать всё за детей, это неправильно. Лучше что бы ребенок сделал или попытался сделать это сам, а мама или папа исправили за ним ошибки. У ребенка формируется чувство ответственности за порученное ему дело, он чувствует себя взрослым, самостоятельным. Если наказывать ребёнка трудом, можно отбить у него всё желание трудиться вообще. Что бы ребёнок помогал, не нужно делать всё за него, принуждать его помогать, а необходимо просто попросить о помощи. Труд развивает ребёнка  не только физически – ведь двигательный момент в труде присутствует, но также развивает и интеллект. Ребёнок становится инициативным, сосредоточенным, любознательным, у него развивается наблюдательность, память. Во время трудового поручения необходимо объяснять ребёнку, какого результата вы ждёте, для чего ему нужно выполнить именно это задание, тогда он сможет сравнить и сделать выводы по окончании работы – добился ли нужных результатов  и всё ли он сделал правильно. Он сравнивает. Как было сначала, и как стало потом.

Ребенку необходимо прививать не только трудовое воспитание, но и бережное отношение к результатам труда взрослых. Нужно учить детей с раннего возраста ценить и беречь труд других. Родителям и педагогам необходимо подавать пример, для детей он является очень важным.

Если у ребенка выработается привычка выполнять обязанности самостоятельно, без участия взрослого, это будет являться огромным успехом, а у ребенка будет развиваться чувство значимости. Родителям и педагогам нужно только помочь, развить в нем трудолюбие, самостоятельность и стремление к успеху.

Родители должны понять, что воспитание происходит в их деятельности, в постоянных систематических упражнениях, для его понятия наглядных действиях. Именно в доступных и понятных трудовых действиях у ребенка реализовывается потребность в самостоятельности. Сюда входят навыки хозяйственно-бытового труда, навыки самообслуживания, а так же умения ставить цель в избранной самостоятельной деятельности, тем самым организовать её, достигать результата, оценивать его, а в случаи ошибки – постараться самостоятельно её исправить.

Нахождение ребенка в детском саду и жизнь в семье содержат в себе большие возможности, для включения в процесс труда. Содержание труда разнообразно и различно: так в детском саду ребенок периодически накрывает на стол во время своего дежурства, а дома в семье ему может быть поручено постоянно принимать участие в сервировке стола, и это различие должно быть понятно ребенку. В каждой семье можно найти свои трудовые поручения, за которые будет ответственен сам ребенок: покормить рыбок, полить комнатные растения и др.

Эти трудовые действия будут не сложными, но они будут постоянны, и позволят дошкольнику почувствовать свою значимость, сделают его членом семейного коллектива, ведь это имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.

В дальнейшем представления о трудовых обязанностях переносятся на детский сад.

 Ребенок воспринимает предлагаемые ему поручения,  как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и достигается единство между семьей и ДОУ в воспитании у дошкольников ответственности.

  Когда ребенок изготавливает что-то  в группе, он несет это домой, а бывает и наоборот: в семье ребенок вместе с родителями может отремонтировать игрушки, изготавливать поделки и принести их в детский сад. Как же гордится ребенок этим трудом. Совместный труд детей и родителей может практиковаться  при проведении и подготовке различных праздников, выставках, творческих поделок. Разнообразные совместные дела родителей и воспитателей приближает семью к детскому саду.

Дети, которых в раннем возрасте приучили к труду, отличаются в школе организованностью, самостоятельностью, активностью, умением себя обслуживать. В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, становится шире круг интересов, формируются нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга. Когда ребенок видит, что взрослые не могут обойтись без его труда, это придает ему веру в свои силы, в свою значимость, учит его работать добросовестно.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Главная  развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.  

В подведении итога хочется обратить внимание на значимость родителей в формировании трудолюбия ребенка, обучении его ответственно относиться к нужному, как легкому так и сложному делу, будет ли ребенок помогать и сопереживать тому, кто трудится рядом.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.   

Список литературы:

Година Г.Н. "Воспитание положительного отношения к труду" Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., «Просвещение», 1983г.

Материалы сайтов «centr-cpk.minobr63.ru»; «kopilkaurokov.ru»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация раскрывает воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания дошкольников»

данная консультация помогает родителям организовать трудовое воспитение в семье...

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы)

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы) Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, - это слияние порыво...

Анкетирование родителей в рамках сотрудничества детского сада и семьи в области развития квест – игры.

Квест – это командная игра (от английского guest - поиск, приключенческая игра). Квест - эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развив...

Консультация на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей".

Консультация для педагогов ДОУ на тему:"Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей"....

Сотрудничество детского сада и семьи по социальному направлению воспитания

Сотрудничество детского сада и  семьи  по социальному направлению воспитания...