Консультация для воспитателей "Организация двигательной активности детей в группе"
консультация на тему

К сожалению, в групповых помещениях современных детских садов не так много места для двигательной активности детей. К этой проблеме можно подойти творчески – создать предметную среду на полу с помощью рисунков, которые легко выполнить из цветной изоленты, пленки или скотча. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация двигательной активности детей в группе»

   К сожалению, в групповых помещениях современных детских садов не так много места для двигательной активности детей. К этой проблеме можно подойти творчески – создать предметную среду на полу с помощью рисунков, которые легко выполнить из цветной изоленты, пленки или скотча. Этот материал экономичен, хорошо обрабатывается, легко восстанавливается при повреждении и привлекателен для детей. Рисунки на полу не требуют большого пространства для организации двигательной активности детей. Однако, создавая предметную среду на полу, педагог должен помнить о ее безопасности.

   Игры на полу помогают организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу с ними по развитию и совершенствованию их двигательного опыта, а также планировать зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом его интереса, особенностей здоровья и физической подготовленности.

   С помощью игр на полу можно развивать и  совершенствовать навыки дошкольников в ходьбе и беге, ползании и перешагивании, упражнениях с мячом, равновесии, прыжках; развивать глазомер, ловкость, координационные способности; укреплять крупную и мелкую мускулатуру; способствовать формированию правильной осанки.

   Важно, что рисунки на полу способствуют разностороннему развитию дошкольников, так как в процессе двигательной активности совершенствуется умственная деятельность детей (двигаясь, дошкольники быстрее запоминают счет, цифры, цвет, форму предметов). Выполняя упражнения различной степени сложности, дети приобретают опыт творческой деятельности. Физические и эмоциональные нагрузки способствуют формированию волевых черт характера, а в коллективных играх формируется нравственное поведение дошкольников.

   Гармоничность сочетания разнообразных форм рисунков и их цветовой гаммы вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают интерес к выполнению упражнений.

Двигательная зона «Квадраты»

(для детей 2-3 лет)

   Рисунок «Квадраты» привлекает внимание детей 2-3 лет. С его помощью малыши могут ежедневно упражняться в различных движениях под постоянным наблюдение взрослого. Двигаясь по квадрату, перепрыгивая и перешагивая кружочки, прячась в домики-треугольники, дети легко запоминают цвет и названия геометрических фигур, развивают двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, ползании и перешагивании, упражнениях с мячом, учатся ориентироваться в пространстве.

   Использование мешочков, флажков, воротиков, тележек, каталок и других предметов внесет разнообразие в двигательную среду и значительно обогатит физическое развитие дошкольников.

   Рисунок «Квадраты» эффективен для занятий с подгруппой детей, которым предлагаются следующие задания:

- «Пройти по желтой дорожке»;

- «Пройти по красной дорожке»;

- «Пробеги по кругу;

- «Прыгай через кружочки»;

- «Прыгай через дорожку»;

- «Найди свой кружок»;

- «Прокати мяч»;

- «Попади мешочком в кружок»

   Рисунок «Квадраты» служит зрительным ориентиром в знакомых детям играх:

- «По ровненькой дорожке шагали наши ножки»;

- «Зайка серенький сидит»;

- «Маленькие ножки идут по дорожке»;

- «Прибежали в уголок и подняли свой флажок».

Двигательная зона «Дорожки»

(для детей 2-3 лет)

   С целью организации двигательной активности детей в групповом помещении создана специальная многофункциональная предметная среда «Дорожки». Ползая, бегая и прыгая по дорожкам, ребенок учится различать узкую и широкую, прямую и извилистую дорожки.

   Данный рисунок позволяет развивать у малышей навыки в прыжках, ползании, ходьбе, беге. С этой целью дети выполняют следующие упражнения:

- «Пройди (пробеги) по узкой  дорожке»;

- «Проползи по широкой дорожке»;

- «Перепрыгни дорожку» (дети перепрыгивают сначала через узкую, затем через широкую дорожку);

- «Пробеги по извилистой дорожке»;

- «Пройди и перешагни» (на дорожке выкладывают несколько кубиков на расстоянии 30-40 см друг от друга; дети учатся сохранять равновесие, проходя по дорожке и перешагивая кубики);

- «Перешагни дорожку»;

- «Прокати мяч»;

-«Найди свою дорожку».

Двигательная зона «Квадратики»

(для детей 3-4 лет)

   Рисунки на полу выполнены в форме квадратов из пленки четырех основных цветов. Они помогают воспитателю закреплять знание детьми цветов и геометрических форм в процессе организации двигательной деятельности детей по развитию навыков и умений в прыжках, упражнениях в равновесии и с мячом, ходьбе и беге «змейкой», ползании и подвижных играх:

- «Пройди (пробеги) «змейкой» между квадратами»;

- «Пройди по квадратам»;

- «Пройди и перешагни квадраты»;

-«Проползи между квадратами»;

- «Прокати машинку между квадратами»;

- «Прыгай по квадратам»;

-«Найди свой квадрат»;

- «Делай, как я» (размещая детей на квадратах, легко организовывать общеразвивающие упражнения);

- «Лови – бросай и мяч не теряй» (дошкольники учатся выполнять упражнения в подбрасывании и ловле мяча на месте, стоя в квадратах);

- «Попади в квадрат» (дети метают мешочки в горизонтальную цель);

- «Прокати и сбей» (на квадратах расставляют кегли, дети выстраиваются напротив и стараются сбить свою кеглю).

Двигательная зона «Звезда»

(для детей 4-5 лет)

     Рисунок «Звезда» выполнен из изоленты и цветной пленки. Он помогает играющим детям закрепить знания форм геометрических фигур, цветов и их оттенков, быстрее запомнить счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, способствует развитию физических качеств и двигательных навыков с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

   Выполняя следующие упражнения в ходьбе, ползании, прыжках на рисунке «Звезда», дети развивают навыки в равновесии:

- «Пройди по дорожке» (ходьба по линии, приставляя пятку одной ноги к носку другой);

- «Пройди и не урони» (ходьба по линии с мешочком на голове);

- «Проползи по дорожке» (ползание на коленях и ладонях);

- «На одной ножке – по дорожке» (прыжки на одной ноге).

   Упражнения в прыжках на рисунке «Звезда» помогут дошкольникам в развитии скоростно-силовых качеств и координационных способностей. Для этого дети выполняют следующие упражнения:

- «Прыгай по фигурам» (прыжки на одной и двух ногах с продвижением вперед);

- «Прыгай по порядку номеров» (прыжки в разных направлениях на двух ногах).

   Игра в кольцеброс, прокатывание колец, машинок, мяча в горизонтальную цель на рисунке «Звезда» способствуют развитию у детей ловкости, глазомера. С этой целью воспитанникам предлагают выполнить следующие упражнения:

- «Забрось кольцо»;

- «Попади мячом в корзину»;

- «Прокати мяч по прямой»;

- «Прокати мяч и сбей кеглю»

Двигательная зона «Фигуры»

(для детей 5-6 лет)

   Рисунок «Фигуры» используется для организации самостоятельной и индивидуальной деятельности старших дошкольников с учетом зоны их ближайшего развития. Он помогает закрепить им знания форм геометрических фигур, прямой и обратный счет от 1 до 10 при выполнении упражнений с мячом, в прыжках, равновесии, а также спортивных упражнений (кольцеброс, гольф, боулинг). Детям предлагают выполнить следующие упражнения:

- «Прыгай по порядку номеров» (прыжки на одной и двух ногах прямо, боком);

- «Прыгай по квадратам» (прыжки в разных направлениях);

- «Не урони» (передвигаться с мешочком на голове сначала по квадратам, затем по треугольникам и другим фигурам);

- «Отбей мяч» (ребенок встает на фигуру с цифрой «1» и отбивает 1 раз мяч от пола каждой рукой. Затем он переходит на цифру «2» и отбивает мяч; каждой рукой по 2 раза. Тренировка заканчивается, когда он выполнит задание 10 раз каждой рукой);

- «Ловкие баскетболисты» (индивидуальное задание с целью развития и совершенствования навыка ведения мяча одной рукой). Ребенок выполняет упражнение правой рукой, передвигаясь сначала по треугольникам, потом по квадратам, прямоугольникам и т.д. Игра повторяется, и он выполняет задание левой рукой, передвигаясь в обратном направлении.

   Вариант: выполнять ведение мяча с мешочком на голове:

- «Меткость глаза проверяй, по фигурам попадай». В игре участвуют несколько детей, которые располагаются на определенном расстоянии от рисунка и стараются попасть набивными мешочками в разные фигуры. Педагогу следует похвалить метких игроков;

- «Боулинг». В игре могут участвовать 1-10 детей, у каждого игрока по 3 мяча. На фигуры, нарисованные на полу, расставляют кегли и обозначают стартовую линию, от которой дети по очереди будут прокатывать мячи. Начинает игру 1-й игрок и выполняет три попытки. Затем в игру включается следующий участник и т.д. После выполнения задания выбирается победитель, сбивший наибольшее количество кеглей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Двигательная активность детей"

       От двигательной активности ребёнка на прогулке во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала....

Консультация для воспитателей Двигательная активность детей на прогулке ведущие факторы в сохранении здоровья.

Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояние его здоровья. Физическое воспи...

Консультация для родителей " Двигательная активность детей на прогулке"

Консультация для родителей«Двигательная активность детей на прогулке» «Чтобы сделать ребенка умным и                          ...

Консультация для родителей«Двигательная активность детей в зимнее время года"

Описание материала: Предлагаю Вам, консультацию для родителей. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей.Тема: «Двигательная активность детей в зимнее время года»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Организация прогулок, двигательная активность детей».

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от условий жизни, индивидуальных особенностей, те...