Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию "Электричество"
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Поварницына Светлана Анатольевна

    Непосредственная образовательная деятельность разработана для дошкольников 5-6 лет в соответствии с ФГОС ДО и решает задачи дошкольного образования по привитию детям бережного отношения к энергоресурсам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_elektrichestvo.docx20.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационная справка

    Непосредственная образовательная деятельность разработана для дошкольников 5-6 лет в соответствии с ФГОС ДО и решает задачи дошкольного образования по привитию детям бережного отношения к энергоресурсам.

    Разработчик: воспитатель Поварницына С.А.

    Электричество.

    Цель. Обобщить знания детей об электричестве.

    Задачи:

    Образовательные: расширить знания дошкольников о том, откуда берется электрическая энергия; познакомить с понятием «статическое электричество»; уточнить правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

    Развивающие: развивать стремление к мыслительной активности: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, поисково –исследовательской деятельности; воспитывать умение работать в коллективе.

    Оборудование: пластмассовые расчески по количеству детей, пластмассовые трубочки (линейки) по количеству детей, баночки прозрачные с сахаром и перцем, сосуд с водой, янтарные бусы, шерстяные лоскутки, фонарик на батарейках, энергосберегающая лампочка, настольная лампа без лампочки, тарелка с мелко нарезанными нитками, ИКТ к НОД, картинки с изображением бытовых электроприборов.

    Предварительная работа: беседа «Бытовые электроприборы и правила обращения с ними», загадывание загадок об электроприборах, просмотр мультфильма «Фиксики и электричество», домашнее задание: ответить на вопрос откуда к нашим домам приходит электричество.

    Ход НОД

    Дети стоят в кругу, говорят слова и выполняют движения в соответствии с текстом: «Мы друг-другу улыбнемся, дружно за руки возьмёмся, будет всем сейчас светлей, станет мир вокруг добрей».

    Воспитатель:

    Загадка. Кто по проводам
    В дом приходит к нам?
    По ночам, когда темно,
    Освещает дом оно.
    (Электричество)

    Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим про электричество.

    Первое электрическое явление, на которое обратили внимание люди очень давно, состояло в том, что потертый мехом или шерстью кусок янтаря обладает возможностью притягивать к себе лёгкие предметы: пылинки, волоски, тонкие нити. Янтарь по-гречески – электрон. Отсюда и слово «электричество». (Показываю янтарь.) Опыт: дети натирают янтарные бусы лоскутком шерстяной ткани и опускают в тарелку с мелко нарезанными нитками, частички ниток прилипают к янтарным бусам.

    Воспитатель. Как вы думаете, почему частички ниток прилипли к нашим бусам? (Ответы детей).

    Воспитатель. Предметы, окружающие нас, состоят из мельчайших частиц- атомов, при трении двух предметов друг о друга электроны одного из них способны отрываться от своих атомов и притягиваться к атомам другого. Такое явление называется статическое электричество.

    Воспитатель.  Хотите еще попробовать получить статическое электричество? Опыт с пластмассовой расческой. Тогда возьмите расчески и потрите их о волосы на своей голове. А теперь поднесите расческу к рядом сидящему другу, что вы видите? (Ответы детей).

    Воспитатель. Помните сказку, про Золушку которую мачеха заставляла выполнять разную трудную работу? (Ответы детей). Я предлагаю вам побывать в роли Золушек. Опыт с сахаром, перцем, водой и пластмассовыми палочками. Перед вами смешанные сахар и перец, вода, пластмассовые палочки. Задание та кое: вам нужно отделить сахар от перца в разные тарелочки, подумайте, как это можно сделать и сделайте. (Дети наливают воду в смесь сахара с перцем –сахар растворяется. Делают вывод что водой нельзя разделить сахар и перец. Затем догадываются и натирают палочки шерстяной тканью или о волосы на голове и опускают палочку в стаканчик со смесью сахара и перца. На палочке остается перец, который можно снять в отдельную тарелочку и таким образом разделить сахар и перец.)

    Воспитатель. Молодцы ребята, вот как разными способами мы с вами получили статическое электричество. В нашей жизни во многих предметах присутствует электричество. Подойдите к столу и выберите картинки с изображением бытовых электроприборов из всех остальных. (Дети выполняют задание). 

    Воспитатель. Что же такое электричество нам расскажет Иван, он подготовил для нас сообщение.

    Иван. Электричество, это маленькие частички, которые движутся по проводам, а потом попадают в розетку и получается электрический ток.

    Воспитатель. Молодец Иван. Я расскажу вам как электричество попадает в провода? Электричество формируется в ходе переработки другой энергии.  На специализированных подстанциях используют в качестве основного рабочего ресурса тепловую, ветреную, приливную, геотермальную и другие виды энергии. (Показ фотографии с изображением электростанции).  Электрический ток - это энергия, которую нельзя увидеть глазами. Она вырабатывается на электростанциях. Ток по проводам, как по дорожке, бежит к нашим домам и квартирам, а потом - к лампам. Проводов не видно: они спрятались в стенах. Давайте посмотрим на иллюстрацию. (Показ.) От столба к столбу тянутся провода, по которым с электрических станций поступает ток высокого напряжения. Провода подняты высоко-высоко, чтобы люди до них не дотрагивались. Провода подходят ко всем зданиям на земле. Свет нужен всем.

    Воспитатель. А в природе можно встретить электричество? (Ответы детей).

    Загадка. Раскаленная стрела
    Дуб свалила у села.
    (Молния)

    Воспитатель. Молнии - это тоже разряд электричества поэтому во время грозы лучше оставаться дома.

    Воспитатель. Электричество присутствует в нашей жизни постоянно, а ведь давным –давно люди и не подозревали о его существовании. Так древние люди жили в пещерах и освещали свое жилище при помощи костра, затем они научились строить дома, а костер в доме не разведешь. Они придумали освещать свои дома при помощи плошки с налитым в нее маслом, затем стали использовать лучину, но она быстро прогорала и была не безопасна. В последствии люди изобрели восковую свечу и керосиновую лампу, но света от них тоже было недостаточно. Потом стали появляться электрические лампочки накаливания, а в современной жизни мы пользуемся энергосберегающими лампочками.

    Воспитатель. 

    Загадка. Дом — стеклянный пузырек,
    А живет в нем огонек.
    Днем он спит,
    А как проснется,
    Ярким пламенем зажжется.
    Ответ: Фонарь, энергосберегающая лампочка

    Воспитатель. Вот фонарик, но он почему-то не горит. Подумайте, в чем причина? (Высказывания и предположения детей, открывают фонарик и догадываются что в нем нет батарейки).

    Воспитатель. Сейчас попробуем поставить батарейку. Когда мы вставили батарейку, через фонарик пошел электрический ток, и он заработал. Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Это электричество.) 

    Воспитатель. А что же нужно сделать чтобы и в лампочке появился свет?  (Ответы детей). Лампочку нужно вкрутить в патрон настольной лампы и вставить вилку в розетку. Когда мы вставили вилку в розетку, через шнур к лампочке пошел электрический ток и она загорелась. Для чего по-вашему люди пользуются энергосберегающими лампочками? (Ответы)

    Воспитатель. Правильно, чтобы сэкономить электричество и понизить уровень утомляемости человеческих глаз.

    В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, лампочки, провода и т. д.)

    Воспитатель. Скажите, какие электроприборы есть в нашей группе? (Ответы.) Все электроприборы должны «питаться». Только питание у них особое, не такое, как у человека, растений и животных. Это электрический ток, который идет по проводам. Вот телевизор. У него есть провод с вилкой. Пока вилка не вставлена в розетку, в электрическую сеть, телевизор не работает. Как только вилка окажется в розетке, она соединит провода - ток побежит к телевизору. Вилка - это такой же выключатель, с помощью которого мы соединяем и разъединяем провода. (Включаю и выключаю телевизор.) Выключить телевизор можно, не отключая его из розетки. Нажимаем вот на эту кнопку - телевизор работает, еще раз нажимаем - не работает. (Предлагаю детям нажать на кнопку.)

    Воспитатель. Как много мы сегодня узнали об электричестве! Что вам особенно запомнилось? Что хотели бы повторить?

    Воспитатель. Возьмите картинки с изображением электроприборов и нарисуйте как можно использовать их в нашей жизни. (Пылесос-ковер, чайник –чайная пара, холодильник –продукты питания). Каждый из нас должен помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами. (Дети повторяют правила пользования бытовыми электроприборами).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

    В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"

    Проводя этот эксперимент мы с детьми уточнили представления об электричестве и,  посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов, и дети самостоятельно сделали выводы о том, что ...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

    Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

    АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

    Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию развитие (поисково-исследовательская деятельность) Тема: «Эти удивительные камни»

    Цель: развитие познавательной активности детей в процессеэкспериментирования. - Формировать представление о камнях, как части неживойприроды, о их роли в жизни человека.Задачи:Образовательные  - ...