Особенности развития детей – сирот, воспитывающихся в доме ребенка
статья на тему

Литвин Светлана Васильевна

Воспитанники Домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностное развитие, как правило, формируется с задержкой и имеет осложнённый характер становления какой-либо функции. Такая задержка, в основном, спровоцирована определенными факторами. С одной стороны, это могут быть различные нарушения развития, с другой - депривационные факторы внешней среды. Основной контингент Домов ребёнка как раз и составляют дети раннего возраста, имеющие нарушения в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-balash_litvin.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Альманах мировой науки» (Педагогические науки)

Балаш Т.Г., Литвин С.В.

Особенности развития детей – сирот, воспитывающихся в доме ребенка

СПб ГКУЗ «Специализированный психоневрологический

дом ребенка №13 Адмиралтейского района»,

г. Санкт-Петербург

Воспитанники Домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностное развитие, как правило, формируется с задержкой и имеет осложнённый характер становления какой-либо функции. Такая задержка, в основном, спровоцирована определенными факторами. С одной стороны, это могут быть различные нарушения развития, с другой - депривационные факторы внешней среды. Основной контингент Домов ребёнка как раз и составляют дети раннего возраста, имеющие нарушения в развитии.

Дети с нарушениями в развитии – дети, имеющие отставание в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы
(ЦНС) [1].

Огромную роль в развитии играют биологические и социальные факторы. Органический (биологический) дефект является первой причиной нарушенного развития. Условия социальной среды могу сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия. К социальным факторам относят психотравмирующую ситуацию в асоциальных семьях (алкоголизация и наркотическая интоксикация родителей, психические заболевания родителей), а также социально-психологические воздействия, которым в той или иной степени подвержены все дети, воспитывающиеся в домах ребенка. Самым психотравмирующим социально-психологическим воздействием является разлучение ребенка с матерью в первые годы жизни.

 Социальное развитие детей с нарушением развития раннего возраста происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице человека, у них затруднен контакт с взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желание к сотрудничеству с близкими взрослыми, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. У этих детей к трём годам с трудом формируются представления о себе и о своем «Я». Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.

Физическое развитие детей с нарушенным развитием имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. Овладение прямохождением у них происходит несколько позже, чем у их сверстников с нормальным интеллектом. Движения этих детей отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице. Часто у них отсутствует стремление научиться бегать, прыгать. Также отмечается недоразвитие ручной моторики. Движение обеих рук не согласованы, мелкие и точные движение кистей и пальцев рук не развиты. В младенчестве дети с нарушенным развитием не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в руки, не манипулируют ими, не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной развивающей помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются предметным действиям (соотносящим и орудийным). Некоторые дети с нарушением интеллекта могут манипулировать (иногда это напоминает целенаправленное использование предмета), но в действительности ребёнок, производя действия не учитывает свойства и значение предметов [1].

У детей с отклонениями в развитии наблюдается низкий, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия. Недостаточно сформированы и пространственные представления. Поскольку развития пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представления данного вида у детей с нарушениями в развитии также имеет свои особенности – при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с интеллектуальными нарушениями часто не могут осуществить полноценный анализ формы, с трудом справляются с заданием на составление картинок.

Выраженное отставание обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Наиболее характерными для детей с интеллектуальными нарушениями являются такие особенности внимания, как его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Память таких детей кратковременная, объем ее недостаточен. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; неумение организовывать свою работу.

К сожалению, у этих детей значительно позже формируются также предпосылки для развития зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются концу третьего года жизни. У них нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена [2].

Таким образом, дети, оказывающиеся в домах ребенка, являются воспитанниками группы риска. Они могут иметь различные патологии, вызванные врожденными или приобретенными факторами. Независимо от этого, каждый из детей, оказывающихся в доме ребенка, находится в травмирующей социально-психологической ситуации, которая также может замедлить развитие и привести к различным отклонениям.

В связи с этим, в доме ребенка должны создаваться условия, минимизирующие травмирующий фактор разлуки ребенка с родными, а также проводиться развивающая и коррекционная работа по воздействию на отклонения, вызванные патологиями развития.

Библиографический список

  1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е А Стребелевой. – М.:Полиграф сервис, 1998г. – с. 12-329.
  2. Худенко Е.Д. «Теоретические основы планирования учебно-воспитательного процесса в доме ребенка» - «Центр коррекционных технологий», Москва 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Краткий количественный и качественный анализ комплексной диагностики общего уровня развития  детей - сирот третьего года жизни....

Презентация к статье Ю. А. Разенковой: « Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка»

1. ЗАДАЧИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.2. ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ.3. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. ...

Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет

Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...

Тема "Особенности речевого развития у детей воспитывающихся в доме ребенка"

Речевое развитие может происходить только в тесном контакте ребенка со взрослым....

Особенности развития детей-сирот, воспитывающихся в доме ребенка

Огромную роль в развитии играют биологические и социальные факторы...