ИГРАЕМ И ИЗУЧАЕМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
статья на тему

Статья для конкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mursalimova.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ И ИЗУЧАЕМ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Мурсалимова Альбина Анасовна

воспитатель коррекционной группы для детей с нарушением зрения

 высшая квалификационная категория

МАДОУ Детский сад № 33, «Незабудка», РТ, г.Альметьевск

На улицах и дорогах городов и сел давно стал хозяином автомобиль. Проблемы безопасности ребенка на улицах и дорогах  сегодня волнуют всех: родителей, педагогов, медиков, общественность.

Угроза опасности возрастает, когда вчерашний дошкольник становится первоклассником, и его путь в школу пересекает улица с интенсивным движением транспорта. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в детском саду усвоил правила, которые необходимо соблюдать пешеходам. Эти знания – залог его безопасности  на дороге.

Проблема безопасности еще больше возрастает, когда речь идет о детях с теми или иными нарушениями в развитии. В настоящее время увеличилось количество детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития и так далее. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь. 90% информации об окружающем мире мы воспринимаем с помощью зрения. Дети с нарушениями зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушения бинокулярного видения (двумя глазами одновременно), глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей, зрительные образы у таких детей не полные, не точные, схематичные.

    При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), ограничивается овладение социальным опытом, происходят изменения в физическом развитии (плохая координация, снижение скорости выполнения движений).

    Работая в коррекционной группе, зная особенности патологии органов зрения, понимая зрительные возможности ребенка и его потребности, я выбрала методическую тему «Играем и учимся правилам дорожного движения». Моя главная задача: обучить детей правилам дорожного движения, основам безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность и взаимосвязь с родителями.

Изучение дошкольниками правил безопасного поведения на дороге стало неотъемлемой частью образовательного процесса.

Основная роль в формировании первоначальных знаний, умений и навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице, организации своей деятельности в соответствии с нормами поведения и требованиями правил дорожного движения, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  отводится педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Программный материал усваивается дошкольниками легче, когда преподносится им в занимательной, интересной форме.

Чтобы повысить  у детей интерес к изучению правил дорожного движения, я использую различные игровые моменты, художественную литературу, наглядно-демонстрационные пособия, рабочие тетради, атрибуты для организации игровой деятельности, комплекты   дорожных знаков, эстетично оформленный макет улицы, настольные игры. В группе оформлен уголок по изучению ППД, есть перспективно-тематический план и конспекты занятий.

На занятиях с детьми изготавливаем дорожные знаки, элементы дорожной разметки, модели светофоров и транспортных средств, фигурок участников уличного движения (в различной  технике: рисование, аппликация, лепка и т.д.). Давно замечено, что, чем больше ребенок работает пальчиками, руками, тем быстрее он запоминает.

Дети с удовольствием моделируют всевозможные дорожные ситуации при помощи изготовленного наглядного материала.

Не нужно забывать, что дети в любом возрасте легко отвлекаются. Поэтому для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему  овладеть новой информацией, использую различные загадки (о транспорте, дорогах, знаках и т.д.), также плакаты по ПДД для детских учреждений. Дети с удовольствием составляют рассказы по этим плакатам.

Инсценирование помогает решать задачи воспитания культуры общения: умение обращаться с просьбой, вежливое отношение друг к другу. Данную работу проводят все педагоги, работающие  с детьми нашей группы: воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, преподаватель татарского языка. Логопед на фронтальных и индивидуальных занятиях, во время изучения лексической темы «Транспорт», проводит работу по обогащению и уточнению словаря. Дети различают и называют различные виды транспорта, играют в дидактические игры: «На чем ты едешь?», «Летим, едем, плывем», «Четвертый лишний» и т.д. Логопед беседует с детьми о правилах уличного движения, активизирует знания о названиях частей транспорта  (кузов, кабина, мотор, фары, салон и т.д.), о профессиях людей, работающих на транспорте ( теплоходом управляет капитан; троллейбусом, трамваем - водитель; самолетом - летчик и т.д.). Осуществляя межпредметную связь, свой вклад в эту работу вносит музыкальный  руководитель, разучивая детские песни: «Дорожное движение», «Мы изучаем светофор» и т.д., различные танцы, игры.

Особую роль играют в работе по ПДД экскурсии на городские улицы. Здесь дети имеют возможность в реальных условиях наблюдать соблюдение (или нарушение) правил участниками дорожного движения, а также дети сами демонстрируют свои знания на практике, комментируя поведение товарищей и объясняя собственные действия. Перед каждой экскурсией проводится инструктаж и беседа о целях экскурсии, ставятся конкретные задачи (увидеть, запомнить, чтобы потом рассказать, нарисовать и т.д.)

Затем после экскурсии вместе с детьми организовываем конкурс рисунков, выставку поделок. Также мы привлекаем родителей к изготовлению поделок, рисованию коллективных работ. Это способствует улучшению работы с родителями.

Когда правила дорожного движения усвоены, и уже накопился  большой практический опыт, мы проводим праздники, развлечения. Это помогает детям продемонстрировать свои знания и практические  навыки в занимательной форме, еще раз акцентируя  их внимание на необходимости соблюдения правил безопасности во дворе, на улице, дороге.

Дошкольный возраст - это  возраст накопления знаний, умений, навыков. Моя главная задача: формирование у воспитанников первоначальных знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице; организация своей деятельности в соответствии с нормами поведения и требованиями правил дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем и изучаем правила дорожного движения

Расширить знание детей о назначении дорожных знаков и формировать навыки поведения на улице...

Мастер - класс для родителей по правилам дорожного движения «Изучаем правила дорожного движения. Из опыта семейного воспитания»

цель данного мастер-класса направленна на  -систематизирование знаний детей и взрослых о правилах дорожного движения- активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам...

Конспект развлечения по правилам дорожного движения. Тема: «Как Маша и Медведь изучали правила дорожного движения»

Повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения....

Консультация для родителей "Играем и изучаем правила дорожного движения"

В этой статье я расскажу, как донести до детей правила поведения на дороге в игровой форме, с помощью стихов и загадок....

Изучаем правила дорожного движения в сюжетно – ролевых играх.

Изучаем правила дорожного движения в сюжетно - ролевых играх....

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста в детском саду "Изучайте правила дорожного движения!"

Данное мероприятие было предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Представлено в виде комплекса разнообразных заданий, направленных на знание правил дорожного движения. Можно использовать...

Мастер - класс для родителей по правилам дорожного движения «Изучаем правила дорожного движения».

Данный материал направлен на систематизацию знаний детей и взрослых о правилах дорожного движения. Помочь родителям обучить детей правилам безопасного поведения на улицах города с помощью игровых зада...