«Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

«Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника»

 

Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 

          Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (большой энциклопедический словарь).

          При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, мы учитывали следующие факторы:

-возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);

-особенности развития игровой деятельности (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);

-скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);

-особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);

-специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи в рамках инновационной деятельности);

-особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками). Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в детском саду

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Мы считаем, что правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

В этом учебном году мы в группе оформили уголки приветствия: стенд «А вот и мы!» и стенд «Моё настроение».

• Стенд «А вот и мы!» - (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свою картинку к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

• Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок-смайликов определяют свое настроение в течение дня).

Эти стенды (уголки) способствуют психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создают позитивный эмоциональный настрой, атмосферу группового доверия и принятия, а также учат умению замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Для обучения дошкольников организации самостоятельной деятельности и умению планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, в группе создана «Доска выбора».

«Доска выбора» - один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор картинок, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают картинки для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»     Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на стенде «Наш выбор», что способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Выбрав вид деятельности, дети помещают свою фишку рядом с соответствующей картинкой. По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».

«Доска выбора» позволяет формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребёнка.

Опираясь на ключевые слова из ФГОС (ребенок должен быть инициативным, самостоятельным, активным), а также с целью развития у детей личностной мотивации; умения оценивать (анализировать) поступки и действия свои и сверстников,  а так же развития у детей чувства соперничества и «здоровой» конкуренции в детском коллективе нами была создана стенд «Лесенка успеха»

Учитывая недельное тематическое планирование,  были выделены 5 разноцветных ступеней  (5 рабочих дней), которые имеют свои девизы:

1. «У меня всё получится!» (синий)

2. «Я стараюсь!» (зеленый)

3. «Я уверенно иду к своей цели!»  (желтый)

4. «Ещё один шаг до победы!» (оранжевый)

5. «Ура! Я молодец! У меня всё получилось!» (красный)

           Девиз дня является своего рода стимулом, поддержкой на пути продвижения вверх по лестнице. Предполагается, что каждый день каждый ребенок чего-то достигает (делает, узнает). Пока мы ориентируем детей не на название дней недели, а на цвет ступеньки, так воспитанникам легче запомнить девиз.

На сегодняшний день наши воспитанники активно пользуются при планировании своей самостоятельной деятельности «Доской выбора», уголками приветствия и ещё пока учатся пользоваться «Лесенкой успеха».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника»

Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 

          Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (большой энциклопедический словарь).

          При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, мы учитывали следующие факторы:

-возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);

-особенности развития игровой деятельности (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);

-скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);

-особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);

-специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи в рамках инновационной деятельности);

-особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками). Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в детском саду

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Мы считаем, что правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

В этом учебном году мы в группе оформили уголки приветствия: стенд «А вот и мы!» и стенд «Моё настроение».

• Стенд «А вот и мы!» - (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свою картинку к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

• Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок-смайликов определяют свое настроение в течение дня).

Эти стенды (уголки) способствуют психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создают позитивный эмоциональный настрой, атмосферу группового доверия и принятия, а также учат умению замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Для обучения дошкольников организации самостоятельной деятельности и умению планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, в группе создана «Доска выбора».

«Доска выбора» - один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор картинок, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают картинки для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»        Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на стенде «Наш выбор», что способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Выбрав вид деятельности, дети помещают свою фишку рядом с соответствующей картинкой. По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».

«Доска выбора» позволяет формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребёнка.

Опираясь на ключевые слова из ФГОС (ребенок должен быть инициативным, самостоятельным, активным), а также с целью развития у детей личностной мотивации; умения оценивать (анализировать) поступки и действия свои и сверстников,  а так же развития у детей чувства соперничества и «здоровой» конкуренции в детском коллективе нами была создана стенд «Лесенка успеха» 

Учитывая недельное тематическое планирование,  были выделены 5 разноцветных ступеней  (5 рабочих дней), которые имеют свои девизы: 

1. «У меня всё получится!» (синий)

2. «Я стараюсь!» (зеленый)

3. «Я уверенно иду к своей цели!»  (желтый)

4. «Ещё один шаг до победы!» (оранжевый)

5. «Ура! Я молодец! У меня всё получилось!» (красный)

                Девиз дня является своего рода стимулом, поддержкой на пути продвижения вверх по лестнице. Предполагается, что каждый день каждый ребенок чего-то достигает (делает, узнает). Пока мы ориентируем детей не на название дней недели, а на цвет ступеньки, так воспитанникам легче запомнить девиз.

На сегодняшний день наши воспитанники активно пользуются при планировании своей самостоятельной деятельности «Доской выбора», уголками приветствия и ещё пока учатся пользоваться «Лесенкой успеха».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника» Воспитатель Смурыгина Елена Ивановна МАДОУ «Сказка» ЯНАО г. Лабытнанги

Слайд 2

Вариативность – установление такой связи между пространствами, «когда новое , сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы». Большой энциклопедический словарь.

Слайд 3

* возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства * особенности развития игровой деятельности * скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка * особенности контингента детей группы * специфика педагогических задач в тот или иной период * особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы

Слайд 4

Вариативность среды предполагает: Каждый ребёнок может найти занятие по душе!

Слайд 5

Свободная деятель детей в развивающих центрах помогает детям самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования ность

Слайд 6

«А вот и мы!»

Слайд 7

«Моё настроение»

Слайд 8

«Лесенка успеха»

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Нестандартный подход к организации предметно-пространственной среды как условие развития воображения дошкольников»

Развивая у детей творческое воображение (креативность) – ведущее свойство личности, воспитатель развивает всю систему творческих способностей: продуктивное мышление, рефлексию и др....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДНОЙ СТРАНЕ

Важно, чтобы предметно – развивающая среда способствовала социально-культурному становлению дошкольника. Необходимость развития интереса дошкольников к родной стране связано с социальным запросом обще...

Открытое мероприятие «Организация совместной деятельности педагога с детьми. Вариативная образовательная среда как условие развития самостоятельности дошкольника (работа с «Доской выбора», «Лесенкой успеха».

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста«Космическое путешествие»Образовательные задачи:- Продолжать знакомить дошкольников с профессиональной деятельностью космонавтов, побуждать ...

СОЗДАНИЕ LEGO - ЦЕНТРА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

LEGO - технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследоват...

Статья "Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности". 2024г.

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...

Консультация для педагогов "Развивающая среда, как условие развития личности дошкольника"

Личностно-ориентированный подход, как повышение качества первой ступени образования.  Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ходе реализации ФГОС ДО....