Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ребенка в различных видах деятельности, активный и позитивный настрой его на общение со взрослыми и сверстниками, основное внимание уделяет игре – театрализации, как самому эффективному инструменту в успешной социализации ребенка дома и в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников»

                          Чиркова Ирина Николаевна

          музыкальный руководитель МКДОУ № 28

Создание социально-благополучной среды для развития каждого ребенка - одна из основных задач современного общества и ДОУ в частности.

В детском саду создана специальная социально – формирующая среда, организовано общение с детьми и взрослыми, осуществляется игровая, трудовая и познавательная деятельность, реализуется гражданско- патриотическая направленность, организовано взаимодействие с семьей, внедрены принципы социального партнерства.

Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно – моральных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо является обязательной частью основной образовательной программы дошкольного воспитания, опирающейся на современный федеральный государственный образовательный стандарт.

Актуальность заявленной темы определяется тем, что, зная правила социально – коммуникативного общения с детства, ребенку легче будет адаптироваться в реальной жизни и достичь поставленных перед собой целей, а значит быть востребованным обществом, успешно справляться с жизненными трудностями, не бояться одиночества, а значит быть счастливым!

Основные способы и механизмы социализации в детском возрасте – игра подражание. Основой игры – театрализации является воображаемая ситуация литературного героя, которая заключается в том, что ребенок берет на себя эту роль и выполняет ее в театрализованной постановке.

Проблеме по формированию коммуникативных навыков дошкольников посвящено много исследований.

В научных кругах придавали большое значение проблеме детской игры такие известные ученые люди как В. Вундт, Г. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Они рассматривали игру как явление социальное по своей природе, возникшее из практической деятельности человека. Исторически она возникла как средство приобщения ребенка к культуре общества, затем сама стала элементом культуры, который передается детям, как любая человеческая деятельность.

Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Она оказывает неоценимую помощь в формировании психических качеств и личных особенностей ребенка, развивает его эмоционально и интеллектуально, расширяет опыт общения со сверстниками, вносит неоценимый вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, воображения, чувств, воли, становление самооценки и самосознания, развивает речь. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых, формируются добрые чувства, нравственность, благородные стремления, навыки коллективной жизни.

Одним словом, в игре ребенок всесторонне развивается, раскрепощается, раскрывается как творческая личность, учится фантазировать, строить дружеские отношения с детьми и взрослыми.

Процесс по развитию коммуникативных навыков будет более эффективным, если педагог станет осуществлять работу комплексно, вовлекая ребенка в различные виды деятельности (игровая деятельность, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, чтение художественной литературы, коммуникативная деятельность).

Постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

В связи с этим были выдвинуты следующие положения:

Объект исследования: формирование коммуникативных навыков старших дошкольников.

Предмет исследования: развития коммуникативных навыков старших дошкольников средствами игр – театрализаций.

Цель исследования: разработать систему занятий, включающую игры – театрализации, для развития коммуникативных навыков старших дошкольников.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1.        Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2.        Рассмотреть виды и значение театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста;

3.        Выявить уровень коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста;

4.        Разработать систему занятий, включающих игры – театрализации, направленную на развитие коммуникации старших дошкольников.

5.      Выявить эффективность проведённой работы.

Гипотеза: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если дети опробуют в игре все виды коммуникации, доступные для их возраста.

Теоретическая значимость исследования определяется в том, что коммуникативные способности являются важнейшей составной частью коммуникативной компетентности личности, а участие старших дошкольников в игровой групповой деятельности даёт возможность развития этих способностей.

Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы при диагностике и в массовой практике дошкольного образования, в работе с родителями.

Для успешной реализации работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста педагогу практику необходимо соблюдать следующие условия:

 - создание благоприятного психологического климата в группе, да и в учреждении в целом.  

 - воздействие педагогического процесса на воспитанников детского сада должно быть системным и целенаправленным.

 - деятельность должна быть доступной, эмоционально – нравственной по содержанию, навыки театрализованной игры должны быть взаимосвязаны с развитием речи, обогащением словаря лексикой, обозначающей эмоции и состояния человека, и все это совместно во взрослыми, которые создают развивающую предметно - пространственную среду.

Игра позволяет избежать авторитарного стиля общения, педагогический процесс становится увлекательным, для ребенка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала, что в равной степени относится и к педагогу.

Заключение

Для успешной социализации ребенка дома и в детском саду, надо целенаправленно развивать его в различных видах деятельности, активно и позитивно настраивать его на общение со взрослыми и сверстниками, учитывая при этом его личные качества, искренне интересоваться всем, что происходит в его жизни, сочувствовать и жалеть его в трудную минуту, то такой ребенок будет чувствовать себя в этом мире уверенным и защищенным, а значит успешно социализированным.

Были подобраны методики для диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков детей 6-7 лет: тест «Цветопись» А.Н. Лутошкин, тест «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур, «Психологический анализ процесса и продукта деятельности» Е.И. Игнатьев.

Методики были проведены в детском саду со всей подготовительной группой. На основе сравнительного анализа результатов проведённых методик можно утверждать, что разработанная система занятий позитивно повлияла на развитие у детей коммуникативных навыков.

Цели и задачи исследования выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Игры – театрализации являются эффективным педагогическим инструментом для коммуникативной социализации дошкольников.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря2012 года.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Алимова Я.В. Программа по театрализованной деятельности детской театральной студии «Не маска, а живое лицо»/Я.В. Алимова// Дошкольник, 2015.
  4. Ахмадуллина Л.И. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности ребенка – дошкольника/Л.И. Ахмадуллина// ФЭН – Наука, 2012. - №: 11.
  5. Буренина А.И. Кукляндия: учебно – методическое пособие по театральной деятельности/А.И. Буренина, М.И. Родина. – Санкт – Петербург: Музыкальная палитра, 2008.
  6. Власова Т.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в игровой деятельности/Т.А. Власова/Сборник конференций НИЦ Социосфера, 2013. - №: 27.
  7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Н.Ф. Голованова. – СПб. Речь, 2004.
  8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособи для студентов средних учебных заведений/С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2012.
  9. Лесняк И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельностив формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста/И.В. Лесняк//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2011. - №: 7.
  10. Миронова Т.Н. Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности/Т.Н. Миронова//Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2015. - №: 18.
  11. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Учебно – методическое пособие/Е.В. Мигунова. - Великий Новгород, 2006.
  12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Мудрик А.В. – М.: Академия, 2013.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов высших учебных заведений/В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009.
  14. Новикова О.С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5-7 лет/О.С. Новикова//Альманах современной науки и образования, 2010. - №4.
  15. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. Опыт социально – психологического исследования издательство/Т.А. Репина. – М.: Педагогика,1978.
  16. Серебрякова Т.А. Развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста как условие их социально – личностного становления/ Т,А, Серебрякова, Н.В. Хворостинина//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. - №: 10.
  17. Солгалова Е.В. Роль детского сада в процессе социализации личности/ Е.В. Солгалова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф., 2015.
  18. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007.
  19. http://www.psychologos.ru
  20. Lingenau.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

"Режиссерская игра,как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников"

laquo;Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников» Все мы знаем, что человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Коммуникативные компоненты формируются...

Программа занятий по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников посредством «Подвижные игры»

Цель программы – формирование культуры общения дошкольников со сверстниками, укрепление физического и психического здоровья, развитие двигательной активности и физических качеств личности (силы,...

Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников

   Режиссёрские игры – это тип детских развлечений, в ходе которых ребёнок выступает в роли режиссёра, проектируя действия,  придумывая, чем будут заниматься его игрушки, к...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отра...

Протокол родительского собрания."Режиссёрская игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников"

ПРОТОКОЛ № 3РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ   22.03.2023г.Тема «Подготовка дошкольников 5-6 лет к овладению грамотой. Режиссёрская игра как средство развития  коммуник...