"Методы и приемы в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников социально-нравственного направления"
консультация на тему

Никитина Наталья Николаевна

Сюжетно-ролевые игры дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников социально-нравственного направления.

Ст. воспитатель МБДОУ №9 Никитина Н.Н.,г. Нижнекамск.

 

         «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»

Л.С. Выготский

             Проблемы социально-нравственного воспитания дошкольников находятся в центре внимания отечественной педагогики.  Становление личности - это прежде всего социализация в развитии и воспитании дошкольников, формирование разнообразных качеств человека.

              Процесс социализации начинается у человека с раннего детства и продолжается на протяжении всей его жизни. С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами сверстников, умения сдерживать свои желания, если они мешают общему делу, учат считаться с мнением других детей, сопереживать радости и печали товарищей. Коллективизм в детской группе неразрывно связан с развитием у них доброжелательности, дружбы, взаимопомощи, доброты, чуткости и отзывчивости. Все эти задачи воспитания могут эффективно решаться в игре – ибо в ней происходят ( по мнению А.Н. Леонтьева в книге «Проблемы развития психики») «главнейшие изменения в психике ребенка…развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой,  высшей ступени его развития».

               Большое значение дошкольного детства в развитии личности требует разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности ребенка, позволяющих не упустить оптимальные сроки формирования основ его гармонического развития.

               Игра - это в сущности социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе. Именно в играх он накапливает социальный опыт, привыкает считаться с интересами своих сверстников, вступает с ними в разнообразные контакты. чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие.

               Самостоятельная сюжетная игра –любимый вид деятельности дошкольников, поэтому руководство сюжетно-ролевой игрой требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен уметь направлять игру не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности дошкольников при этом формируя у детей разнообразные чувства и качества, но не прямым указанием или правилом, а правила должны найти подкрепление в собственном опыте ребенка, в его деятельности с детьми и взрослыми.

                     Существуют методы и приемы руководства играми дошкольников.

      К косвенным приемам относятся приемы при которых педагог не вмешивается в игру детей, а лишь следит, чтобы игра быстро не закончилась, поэтому педагог наблюдая за играми детей, должен во время внести новый атрибут или создать новую игровую обстановку (может быть даже до начала игры дошкольников, чтобы натолкнуть их на новые  роли в игре ,привнесение других атрибутов и т.д.) Или может уже во время игры изменить РППС, -например,  внести ширму, добавить дополнительные столы или игрушки) и тогда игра может снова развернуться. Педагог должен быть и зримым, и незримым наблюдателем детской игры не только для поддержания детского интереса, но и делая выводы о развитии личности каждого ребенка. Правильно ли у детей формируется эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. Как с помощью игры скорректировать доброжелательное отношение к сверстникам, выявляет могут ли дети договариваться, самостоятельно решать конфликтные ситуации, проявляется ли у них самостоятельность, инициатива, творчество, навыки саморегуляции.

       К прямым приемам относится живое включение педагога в игру (например воспитатель берет на себя главную роль, или в ходе своей неглавной роли разъясняет что-то детям, оказывает помощь ,дает совет по ходу игры и т.д. Здесь воспитатель влияет на выбор темы, может влиять на развитие сюжета, помогает детям распределить роли, формируя у них доброжелательное отношение друг к другу, наполняет игру трудовым, художественно-эстетическим или нравственным содержанием. Методы нравственного воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребенка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым.

      Существует и комплексный метод (по Зворыгиной Е.В. и Новоселовой С.Л.) Этот метод включает в себя систему педагогических воздействий способствующих развитию самостоятельных возможностей развития интеллекта ребенка

-сюда входит планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей не только в группе на занятиях, или чтении литературы, по и предлагая посмотреть дома с родителями необходимую телепередачу, сходить в музей, посетить выставку, почитать с родителями интересующий материал или провести опыты;

-также сюда входят совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.  В этом нам помогает методическая литература  под редакцией Н.Ф. Губанова  по игровой деятельности в детском саду для каждой возрастной группы, где представлены сценарии не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических и театрализованных.

Методы

Методы и приемы

Методы организации, направленные на развитие детского коллектива

1.Постановка перед детьми интересной, увлекательной деятельности

2.Выполнение воспитателем ведущей роли и показ игровой ситуации (регулирование взаимоотношений среди играющих)

3. Оказание помощи и показ норм и правил взаимоотношений

4.Упражнение детей в самостоятельной организации игры (подведение итога воспитателем)

5.Приучение к самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов, желаний каждого ребенка путем изучения и раскрытия перед детьми его лучших, положительных сторон, воспроизведения и раскрытия поступков, привычек, нравов и обычаев.

6.Объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровой ситуации.

7. Установление игровых традиций.

Методы развития содержания игры, направленные на взаимосвязь обучения и игры

1.Проведение экскурсий (первичная повторная, итоговая, целевая)

2.Организация встреч с людьми разных профессий, умений, навыков.

3. Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей  труд и жизнь  взрослых.На осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил.

4.Беседы с иллюстрированным материалом о труде и жизни взрослых, о   взаимоотношениях, сравнения положительных и отрицательных образов персонажей, решение проблемных ситуаций

5.Рассказ воспитателя по специально подобранным ярким фотографиям, репродукциям картин, о современной жизни , происходящими  в нашей стране.

6.Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни.

7.Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей о событиях.

8. Инсценировка  отдельных литературных произведений с использованием игрушек и с участием детей.,игр-драматизаций.

9.Проведение кукольного театра для проведения этических бесед, для драматизации литературных произведений.

10 Организация игр-упражнений

Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом

1.Обучение детей умениям и навыкам конструирования из строительного материала

2.Оказание помощи в развитии строительного творчества.

3. Обучение приемам коллективной стройки.

4. Обучение детей навыкам изготовления игрушек-самоделок из разнообразных материалов, необходимых для развития игры.

5. Приучение детей к самостоятельному изготовлению игрушек самоделок, для игры, которой увлечены дети.

Особенностью этих методов и приемов является их органическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они оказывают эффективное воздействие на дошкольников при условии умелого их использования воспитателем, его искреннего интереса к играм детей, его желанием внимательно и любовно руководить всеми направлениями развития ребенка в детском саду опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

Консультация для педагогов "Общие методы и приемы руководства сюжетно=ролевыми играми"...

Методические рекомендации для педагогов «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятел...

"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

"Сюжетно-ролевая игра в детском саду"Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творче...

"Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду"

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка. Игра не може...