"Экологическое образование дошкольников"
материал на тему

Болтенкова  Татьяна Валерьевна

 В содержании  представлен материал по экологическому образованию дошкольников. Материал принял участие в краевом конкурсе  по экологическому образованию среди муниципальных детских садов Алтайского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_po_ekologii.docx443.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Колокольчик»

Краевой смотр –конкурс образовательных организаций по экологическому образованию

Номинация:«Муниципальные организации дошкольного образования»

C:\Users\Колокольчик\Desktop\экология\100_6932.JPG

Сегодня все дошкольные учреждения работают в условиях свободного выбора образовательных программ. Педагогам это позволяет проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода детства. Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний,  а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Согласно ФГОС   в педагогическом  процессе   должны быть  созданы условия:

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических  для  них видах деятельности.

В 2016 году творческой группой педагогов была разработана и утверждена  образовательная программа  дошкольного образования. В часть формируемую участниками образовательных отношений  педагогами была выбраны:

  • парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в Экологию!»О.А. Воронкевич. В программе большое место отводится опытно-экспериментальной деятельности, реализации детских проектов.
  • рабочая программа   по региональному компоненту «Родные просторы» ( Приложение №1), разработанная  старшим воспитателем детского сада. Всё содержание  Программы  разбито  на  тематические блоки, содержание которых усложняется с возрастными особенностями детей.:

Модуль 1. «   Мой детский сад. Моя семья».

Модуль 2. « Алтайский край, Родинский район»

Модуль 3. « Зелёное золото Алтая»

Модуль 4. «  Быт , традиции , праздники»

Модуль 5 «Озёра , реки  Алтайского края. Родинского района»

Модуль 6 « Животный мир Алтая»

Модуль 7 « Богатства Алтайского края»

Модуль 8 « Люди-гордость  Алтая»

Модуль 9 Никто не забыт, ничто  не забыто»

 Основное  время  отведено совместной деятельности взрослых и детей: беседы, праздники, игры, экскурсии, трудовая деятельность, исследовательская деятельность. Каждая тема  проходит закрепление через художественно- эстетическую,  игровую деятельность.Таким образом,   в учебно-воспитательный процесс   были  включены занятия с использованием   исследовательской деятельности,  краеведческого материала.

Содержание  программы «Родные просторы» широко и многосторонне, решение поставленных задач достигается  в комплексе различными методами:

-объяснительно-иллюстративный;

-проблемный;

- исследовательский, эвристический.

 Краеведческое  образование можно определить как систему последовательного формирования экологической культуры человека, который осуществляется через социализацию личности в процессе обучения, воспитания, самообразования, обретения жизненного опыта. Краеведческое образование максимально учитывает  все функции экологии в общественной жизни и основывается на традициях и обычаях людей, живущих в Алтайском крае.

А теперь  о том, как осуществляется  один из основополагающих принципов экологического образования- краеведческий , в работе нашего дошкольного учреждения.

Система эколого- краеведческой работы с детьми включает :

- совместную деятельность педагога  с ребёнком и ребёнка со сверстниками;

-самостоятельную  деятельность ;

- создание   творчески развивающей  эколого- образовательной среды;

-  использование  современных образовательных технологий

( исследовательская и проектная деятельность);

- организация  эколого- педагогическогог просвещения  родителей.

- взаимодействие с  социумом;

1. Совместная деятельность педагога  с ребёнком и ребёнка со сверстниками, самостоятельная деятельность.

 Важнейшим  условием успешной  реализации комплексного подхода по эколого-краеведческому  образованию является создание  учебно-методического комплекса, разработка  познавательных мероприятий.  Работа над  содержанием Рабочей программы шла в течении двух лет. За этот период творческой группой педагогов  разработаны  беседы, занятия, экскурсии, презентации  для детей от 4-7 лет по тематическим блокам:  «Природно-климатические условия Алтайского края», «Дикие животные Алтайского края», «Зимующие птицы Алтайского края», «Реки и озёра Алтайского края», «Озеро в с.Родино», «Заповедники Алтайского края», «Зелёная аптека Алтайского края», «Знакомство с полезными ископаемыми Алтайского края», « Во садули, в огороде», «Зелёное золото Алтая», «Степь и её обитатели», «Перелётные птицы Алтайского края», «Заповедные места Алтайского края» и д.р.Наши воспитанники  имеют  в своём распоряжении  информационные поля, что позволяет развивать мышление, способность  систематизировать объекты материального и духовного мира. Мы не просто углубляем  и расширяем знания детей, а создаём  условия для развития у детей познавательных способностей.

2. Создание   творчески развивающей  эколого- образовательной среды;

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать  об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность – одна из задач. Методический материал по этому разделу очень богат и насыщен, позволяет воспитателю выбирать, варьировать, проявлять свою творческую активность.

 Согласно ФГОС образовательная среда  рассматривается  как зона ближайшего развития  ребёнка. В своей деятельности мы построили предметно-пространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребёнку наиболее эффективно развивать  его личностные способности.

Для развития  познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в средней, старшей, подготовительной  группах создали «Центры науки и естествознания» (Приложение1). Центры художественно оформлены, оснащены дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. В экспериментальном центре  дети под руководством взрослого проводят элементарные опыты: сравнивают особенности природных ископаемых(глины, песка, соли), исследуют  степень загрязнения  водоёмов Родинского района, узнают, как из зерна получается мука и т.д.  Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в  центре. Результатом педагогической деятельности является положительная динамика развития интереса детей к поисковой исследовательской деятельности. Так, в начале работы предпочтение исследовательской деятельности отдают лишь 5 детей из 20, что составляет 25 % от общего количества детей. С организацией центра и проведением ряда мероприятий - 13 детей (65 %).( Приложение №2.)Проделанные вместе с воспитателем опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в Центре  науки  и естествознания». Многократное  повторение  одних  и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает  у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций, требуют уже от воспитателя и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира. Для достижения намеченной цели  педагогами разработана система познавательных задач ( Приложение №3)

В средней, старшей и подготовительных группах, оформлены «Центры краеведения».    Краеведческий материал, который  мы используем в рамках экологического образования, несомненно, обладает  полифункциональностью, носит одновременно и исследовательский, и прикладной, и воспитательный характер. Знакомясь с темой «Воды», дети узнают  о водных ресурсах Родинского района. Кроме того, они получают сведения и  проверяют  на практике и во время экскурсий как загрязнена вода. Знакомясь с темой «Зелёное золото Алтая» дети узнают о зерновых культурах, которые произрастают в Родинском районе,  знают, что  хлеб -всему голова, сколько труда люди вкладывают  на  полях, прежде чем горячая булочка попадёт на стол. Альбомы, буклеты, иллюстрирующие  экосистему  района, обогащают впечатления детей о сезонных изменениях  в природе родного края. Отправляясь на экскурсии, дети обязательно собирают гербарий растений.  Мы считаем,  что именно  краеведческое  образование  даёт возможность  раскрыть ребёнку  значение природы как части  культуры, как универсальной  ценности , поскольку  помогает  проявить ценностное  отношение  к собственному дому, к планете, по имени  Земля вообще к ближайшей  окружающей среде, в частности , к явлениям духовной культуры- сказкам, песням, народным играм, обычаям, традициям.

 По участкам  детского сада и прилегающей территории  проходит экологическая тропа, на ней имеются: деревья, кустарники, поляна одуванчиков, альпийская горка, цветники и другие объекты для наблюдения. Ежегодно  растительный мир  на территории детского сада  дополняется  новыми саженцами плодовых, ягодных культур, деревьев.

В каждой группе детского  сада имеются зелёные зоны: «Центр природы». В 2016 году Центры стали более экологизированы: дополнены  дидактическими играми, заданиями развивающей направленности, что помогает  различными формами и методами  приобщить  детей к миру природы. В «Календаре  погоды нашего края» дети фиксируют  цикличность, динамику, и ритм природы. На территории детского сада  есть цветники.  Для повышение качества воспитательно-образовательного процесса и популяризации  детского экспериментирования  в детском саду функционирует  Эко - огород «У бабушки Лукерьи». Огород привлекает к участию  в экспериментальной деятельности  родителей и воспитанников разных групп.Оказывая посильную помощь взрослым, дети наблюдают за ростом и развитием растений, делают выводы, приобретают трудовые навыки. Рассаду выращиваем с детьми на окнах. Удобно проводить циклические наблюдения. С удовольствием наши воспитанники принимают участие в уборке  урожая.

На территории ДОУ  работает  учебная площадка «Метеостанция». Создание метеостанции открывает возможность  наблюдать за погодой в любое время года, получать наиболее объёмные знания: как дует ветер, сколько выпало снега, какие осадки и т.д. Неоценимый вклад в экологическое образование  вносит создание на территории  развивающей площадки «Птичья столовая». Ежегодно в детском саду  проводится акция «Поможем птицам». Дети вместе с родителями изготавливают кормушки, приносят корм, чтобы поддержать наших пернатых друзей.

Использование предметно-пространственной среды в  эколого-краеведческой деятельности

Элемент среды

деятельность

сезон

1

« Центр краеведения»

Экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность

 В течении года

2

« Цент науки и естествознания»

Экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность

В течении года

3

« Центр природы»

Посадка, наблюдение  уход за комнатными растениями

В течении года

4

« Экологическая тропа»

непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активная деятельность.

В течении года

5

 Эко-огород « У бабушки Лукерьи»

Наблюдение, посадка, уход, сбор урожая(трудовая деятельность)

Май-сентябрь

6

« Метеостанция»

Наблюдения,  исследовательская деятельность

 В течении года

7

« Птичья столовая»

Наблюдения, уход

В течении года

8

 Цветники

Наблюдения, уход (трудовая деятельность)

Май-сентябрь

9

« Огород на окне»

Наблюдения,  посадка уход (трудовая деятельность)

Март-май

3. Использование  совремнных образовательных технологий

Одним из инновационных направлений в деятельности  дошкольного учреждения является опытно-экспериментальная деятельность.

Проектная деятельность  как специфическая форма творчества  вошла  прочно в педагогический процесс нашего детского сада. Воспитанники детского сада  ежегодно становятся победителями и призёрами  районного конкурса  исследовательских работ « От простого-к сложному»,  Окружного конкурса исследовательских работ и творческих проектов « Юный Знайка». Ежегодно мы представляем работы   в Краевом этапе Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь». Мы представляли такие проекты как «Как зерно превращается в хлеб», « Откуда в снежках грязь», «Почему у глобуса белая шапка», «Умеет ли ветер работать», « Почему листья на деревьях желтеют и опадают?»,«Зачем зимой снег?». В 2016-2017г разработали проеты: «Почему берёзу называют символом России?»,«Матушка- сыра земля»,«Что за фрукт оранжевого цвета?», «Горы».

В копилке детского сада шесть лауреатов конкурса. Если мы хотим, чтобы наши дети  были инициативными, активными, творческим – нужно обязательно принимать участие в проектной деятельности. В 2016 году в первые наши педагоги Колоскова Е.Б., Комисар Л.М, вместе с детьми Борзуновой Ангелиной, Ситник Матвеем, приняли участие в краевом открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Первые открытия», стали победителями конкурса.  Наиболее успешным показал себя проект «Горы».    Совместно с родителями и педагогом Колосковой Е.Б., воспитанница  подготовительной группы  Барзунова А. исследовала  разновидности гор. Проведя ряд опытов, ребёнок узнал, как образуются складчатые, глыбовые, вулканические горы. На основе  проведённой работы Девочка сочинила  свою сказку о горах. Активно принимают наши воспитанники участие в краевых творческих конкурсах по экологическому воспитанию, имеют высокие результаты. ( Приложение 4)

4.Организация  эколого- педагогическогог просвещения  родителей.

Родители наших воспитанников принимают активное участие в работе над проектами, что помогает добиться положительных результатов в экспериментальной деятельности. Для пополляризации детского  экспериментирования был составлен план взаимодействия  с родителями

( Приложение  5)  Были предложены  примерные планы совместной  деятельности  родителей с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду.  Для разъяснения актуальности  предлагаемой  темы были  проведены  консультации с родителями. Родители принимают активное участие  в создании  эколого-развивающей среды : приносят рассаду овощей, семена цветов, помогают в спашке огорода и цветников.  Активно включились родители в создание   Центров краеведения.  В 2017году   в сотрудничестве с родителями реализовываем  проекты по  региональному компоненту.  

Творчески с фантазией ежегодно в детском саду проходят выставки декоративно прикладного искусства. Родители вместе  с детьми рисуют, делают поделки из природного материала. В2016-2017 учебном году  были оформлены выставки: «Необычное в обычном», « Чудеса на грядках», «Краски осени»,  «Весенние мотивы», « Зимушка хрустальная», « Сами с усами». Привлекаем родителей к  участию в сезонных досугах и развлечениях.

5 Взаимодействие с социумом.

 Детский сад активно взаимодействует с  социальными объектами  села. С сотрудниками районной библиотеки разработан план мероприятий по реализации регионального компонента: « Красная книга Алтайского края», « Заповедные места Алтайского края», « Водный мир Алтайского края».

Ежегодно  в районном « Музее искуств» наши воспитанники представляют  свои работы на выставках декоративно-прикладного искусства «Многообразие возможностей», среди них много победителей и призёров.

Подводя итог проделанной работы можно сделать вывод, что эколого-краеведческая деятельность  в детскому саду дала  положительный результат:

  1. Развитие познавательного  интереса детей, включённость в активную познавательную деятельность;
  2. Развитие активности, самостоятельности, инициативности ;
  3. Умение  ценить красоту;
  4. Грамотное поведение  в социуме;
  5. Воспитание гуманного отношения  к природе;

Доказательством эффективности реализации данной работы  является мониторинг социально-личностного развития детей, динамика  овладения  детьми деятельностью экспериментирования.

 ( Приложение 6,7)

Приложение  №2

Результат диагностики по методике « Выбор деятельности»

На день диагностики присутствует 20 детей

Вид деятельности

1-й этап - октябрь

2-й этап - ноябрь

Кол-во детей              %

Кол-во детей               %

Игровая деятельность

5

25%

4

20%

Изобразительная деятельность

3

15%

2

10%

Труд в уголке природы

3

15%

2

10%

экспериментирование

5

25%

12

60%

конструирование

4

20%

-

-

Динамика развития интереса к экспериментальной деятельности (первый этап)

Динамика развития интереса к экспериментальной деятельности ( второй этап)

Приложение №3

Система познавательных задач

на примере  изучения различных тем

Цель

Содержание

Вывод

 1 Выявление свойств песка и глины

Познакомить детей со свойствами глины, песка

1Взять стаканчики с глиной и песком , попросить детей высыпать песок и глину

Песок – рыхлый, сыпучий. Глина-слипает

ся комочками, твердая

2.Взять палочку и попробовать «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Затем добавить воды

В сухой песок палочка вошла легко - песок рыхлый. В сухую глину палочка вошла с трудом – глина твердая, в сырую легче

3.взять увеличительное стекло и рассмотреть, из чего состоят песок и глина (сравнить)

Песок – из очень мелких песчинок круглой формы, находятся отдельно друг от друга.

Глина: мелкие частички слиплись друг с другом («тесно взялись за руки»)

4.Взять две банки (стеклянные). В одной банке тонким слоем песок, в другой – глина. Закрыть полиэтиленовой крышкой  с отверстием для трубочки. Один конец будет находиться в банке, другой – снаружи. Предложить попробовать дунуть в трубку. На наружный конец трубочки можно надеть резиновую грушу для создания сильного потока воздуха

Песчинки песка легко передвигаются, частички глины – труднее или совсем не

двигаются

5.Аналогично. только использовать увлажненный песок

Крупинки песка и глины не двигаются

6.Взять два стакана: один с песком, другой – с глиной. Налить в оба стакана воды

В стакане с песком вода быстро просочилась – частички песка находятся отдельно друг от друга. В стакане с глиной вода впитывается медленно, часть воды осталась сверху

7. предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. Сравнить

Сухая глина не формируется, влажная – хорошо формируется

8.Предлжить слепить шарики из сухого песка, затем из сырого

Сухой песок не формируется,  из сырого шарики формируются, но изделия получаются не прочным

9. предложить слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до полного высыхания

Песчаные шарики распадутся – песок рыхлый.

Глиняные шарики станут сухими и крепкими – глина твердая

10.Посадить в стаканчики с песком и глиной семя фасоли

В песке семя прорастет быстрее – он рыхлый, легко проходит вода, воздух.

В глине – медленнее, плохо проходит вода. Воздух

2 Выявление свойств воды

  1. Подвести детей к пониманию. Что температура воды бывает разной

Во время мытья рук изменить температуру воды.

Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в каждом чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить. (Температура горячей воды не должна превышать50 градусов)

Температура воды бывает разной

2.Подвести детей к пониманию, что вода прозрачная

Взять два стакана: один с водой – другой с молоком. В оба стакана опустить камушек

В стакане с водой камушек виден – вода прозрачная. В стакане с молоком камушек не виден – молоко не прозрачное

3.Подвести де6тей к пониманию, что вода не имеет собственного веуса

Сравнить на вкус воду, сок, молоко. Взять два стакана с водой. Попробовать, затем положить в один стакан сахарный песок, в другой – соль

Вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – соленая

4. Подвести детей к пониманию. Что вода не имеет собственного запаха

Сравнить запах в стакане с обычной водой и в стакане с добавлением ароматизаторов

Вода не имеет запаха

5.Подвести детей к пониманию. Что вода жидкая, может течь

Взять разные сосуды. Переливать воду из одного в другой

Вода жидкая – течет

6.подвести детей к пониманию, что в воде некоторые вещества растворяются. А некоторые – нет

Взять два стакана с водой. В один положить обычный речной песок, а в другой – сахарный. Размешать. Можно также использовать соль, шипучие таблетки – витамины, твердые6 предметы. Акварельные краски

Сахарного песка не видно – растворился в воде; речной песок опустился на дно стакана и не растворился

7.подвести детей к пониманию, что вода не имеет формы

Взять деревянный кубик, определить форму, меняя место рас положения (на руке, в стакане, на тарелке).

Налить воду в сосуды разной формы

Форма кубика постоянна.

Вода принимает форму того предмета, в котором находится. Вода жидкая , поэтому не имеет формы

8.Подвсести детей к пониманию. Что вода может быть в трех состояниях

Взять три колбочки с водой. Первую поместить в морозильную камеру или вынести на мороз, вторую оставить в группе, а третью подержать над спиртовкой

Первая – лед.

Вторая – вода.

Третья - пар

9.Подвести детей к выводу, что вода испаряется

Налить в неглубокую мисочку воду (лучше подкрашенную) и оставить на несколько дней

Вода постепенно испарится

Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и холодном

Взять одну большую и одну маленькую мисочку с водой, поставить их в одинаковых условиях

Растворить в стакане с водой соль и сахар. Эту посуду оставить на некоторое время

Накрыть большой лист растения полиэтиленовым пакетом так, чтобы в него не проникал воздух

Вода испарится быстрее в теплом месте, чем в холодном

Вода испарится быстрее из мелкой мисочки

Вода испарится, останется на дне стаканчиков след соли и сахара

На стенках пакета появятся капельки воды. Вода испарится с поверхности листа растения

3 Выявление свойства  воздуха

1.Подвести детей к пониманию, что воздух невидимый, прозрачный

Взять пустой стакан, на дно положить полоску бумаги. Взять банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку. Стакан держать ровно

Вода не попадает в стакан, так как в нем есть воздух, который не пускает воду

Аналогично опустить стакан в банку с водой, но не прямо, а немного наклонив. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха

Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода

2.Подвести детей к пониманию, что воздух везде

Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть

Человек вдыхает  и выдыхает воздух

Взять комок почвы и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха

В почве есть воздух

Взять сухой камень (небольшой) и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха

В камне есть воздух

Взять кусочек поролона и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха

В поролоне есть воздух

3.подвести детей к пониманию, что воздух легкий

4.Дать понятие о движении воздуха

5.дать детям понятие о загрязнении воздуха

Предложить надуть воздушные шарики, мыльные пузыри, поиграть с ними

Взять игрушки, надутые воздухом, и опустить в таз с водой

Взять весы, два стакана: один с водой, другой с воздухом. Сравнить на весах

Взять мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке свое море: красное, черное, желтое( вода окрашена). Дети дуют на воду, получаются волны

Зажечь свечу, взять стекло или фарфоровую чашку и подержать над пламенем свечи

Шарики,  м ыльные пузыри легко летают – воздух легкий

Игрушки не тонут – воздух легче воды

Воздух легче воды

Под действием движения воздуха на воде образуются волны

Предмет снизу потемнел – покрылся копотью

4 Выявление свойств и качеств снега , льда

1.Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда

Принести снег и лед в помещение

Снег и лед превратятся в лед в теплом помещении

2.подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла

Взять снег и положить на ладонь. На ладонь в варежке

Снег растает на ладони, а на варежке – нет

3.Подвести детей к пониманию связи м ежду состоянием снега и температурой воздуха

В морозный день предложить вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки

Лепится влажный снег; влажный снег бывает в слабый мороз

4.Подвести детей к пониманию защитных свойств снега

В сильный мороз налить одинаковое  количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину

 Вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась корочкой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. Снег защищает от холода растения

5.Дать детям понятие о загрязнении снега и воды

Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым накрыт стакан

На бумажном фильтре останутся следы – снег грязный

Приложение №4

Участие детей и педагогов  в конкурсах

 2016- 2017 учебный  год

Название  конкурса

Уровень

Количество участников

Результат

1

« От простого к сложному»

Районный фестиваль открытий

3

Диплом  за 1-е место

Диплом за 2-е место

Диплом за 3-е место

2

« Многообразие возможностей»

Районный конкурс декоративно- прикладного искусства

13

Грамота за 1-место(2ч)

Грамота за 2-е место(3 чел)

Грамота за 3-е место( 1 чел)

3

«Летний день год кормит»

краевой

16

Диплом победителя (9чел)

4

« Наше Алтайское лето»

краевой

21

Диплом победителя (4чел)

5

« Первые открытия»

краевой

2

Диплом победителя

( 2 чел)

6

« Мой родной край»

Международная выставка рисунков

2

Диплом  победителя

(2 чел)

7

«Прекрасный мир бабочек»

Международный творческий конкурс

3

Диплом победителя(3 чел)

8

« Летний пейзаж»

Международный творческий конкурс

1

Диплом победителя

9

«В декабре, в декабре, все деревья в серебре»

Международный творческий конкурс

7

Диплом победителя

(4 чел)

Приложение №5

План совместной деятельности родителей с детьми дома

Период деятельности

Цели совместной деятельности родителей с детьми дома

Осень

Расширять кругозор детей в области видов транспорта. Названий растений, деревьев и их плодов во время осенних экскурсий в парк, центральную часть села; ставить перед детьми вопросы, приводящие к сравнению явлений, предметов при просмотре фотографий о летнем отдыхе. Развивать умение долгосрочно систематически наблюдать за каким-либо выбранным объектом по пути в детский сад.

Развивать у детей активное использование органов чувств ( совершенствовать зрительные, тактильные чувства, вкусовые ощущения).

Зима

Побуждать к самостоятельному экспериментированию со льдом, снегом, водой, деревом, металлом в виде забавных «фокусов» на праздниках. Выявлять свойства снега и льда во время зимних прогулок.

Совместно с детьми разгадывать ребусы, головоломки, проходить лабиринты, составлять их самостоятельно.

Весна

Содействовать поиску новой интересной информации о жизни растений, животных, людей в разных уголках земного шара для выступления перед группой.

Развивать кругозор, знакомя с интересными фактами и объектами родного села.

Продолжать выявлять свойства льда, снега, воды при изменении окружающей температуры. Закреплять умение наблюдать, сравнивать на примере весеннего пробуждения природы.

Лето.

Стимулировать активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом во время летнего отдыха на природе.

Стремиться к развитию речи детей при описании увиденного, выдвижении гипотез и доказательств во время летних путешествий.

Приложение №6

Начало 2016-2017 уч. года

Дошкольники умеют

1

Определять и узнавать основные виды растений и животных своего места

48 %

2

Проводить практическую работу по посадке, уходу за овощами, цветами

50 %

3

Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями

65 %

4

Распознать наиболее распространенные растения и составить гербарий

47 %

5

Объяснять взаимосвязь человека и окружающей среды

52 %

Конец  2016-2017 уч.г

Дошкольники умеют

1

Определять и узнавать основные виды растений и животных своего места

90 %

2

Проводить практическую работу по посадке, уходу за овощами, цветами

87 %

3

Наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями

95 %

4

Распознать наиболее распространенные растения и составить гербарий

82 %

5

Объяснять взаимосвязь человека и окружающей среды

82 %

Приложение №7

Начало 2016-2017 уч. г.

Дошкольники знают

1

Видовое многообразие растительного и животного мира региона

45 %

2

Основные виды деревьев нашей местности

50 %

3

Значение лекарственных растений

42 %

4

Водоёмы региона

30 %

5

Полезные ископаемые региона

28 %

6

Основные природоохранные мероприятия в районе

25 %

7

Значение Красной книги Алтайского края

32 %

        

Конец 2016-2017 уч. г.

Дошкольники знают

1

Видовое многообразие растительного и животного мира региона

92 %

2

Основные виды деревьев нашей местности

85 %

3

Значение лекарственных растений

80 %

4

Водоёмы региона

25 %

5

Полезные ископаемые региона

65 %

6

Основные природоохранные мероприятия в районе

60 %

7

Значение Красной книги Алтайского края

76 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"

В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников

Экологическая тропа как формаэкологического образования дошкольников...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО: экологический праздник "Здравствуйте, птицы!" для детей старшей группы

Актуальность темы: дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В современном мире особую актуальность приобретает проблема охраны окружающей среды. В целях привлеч...